''симптоматические'' произведения

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: ''симптоматические'' произведения

Сообщение Yuriy » Пн апр 16, 2012 3:04 pm

Рискну выступить от "настоящих". На другом форуме я уже писал, что не считаю, что Рихтеру могло что-то не удаваться. Если он брался за какое-то произведение, ему было что сказать. Такому глубокому уму, грандиозному музыкальному мыслителю, живущему в искусстве, - чтобы что-то было непонятно, а слушателю, видите ли, понятно - он всё превзошел, а Рихтер "не дорос"... Звучит как-то по-детски. Разным натурам ближе разные вещи. Помню признание одной старорежимной бабушки о Шопене у Рихтера. Ей нужен был облегченный вариант. Не нужны ей были высоты с разреженным воздухом. Совершенно лишним было бы переубеждать сложившегося человека, пусть даже с примитивными, с некоторой точки зрения, вкусами. С другой стороны, у меня тоже всё давно сложилось, и меня не переубедишь. Иногда показывают - вот так надо играть, вот так теперь играют, и это более умно, прогрессивно и т.п. Слушаю и недоумеваю. Человек играет ноты, играет очень хорошо и профессионально. Но, с моей точки зрения, не улавливает всех моментов, не дышит в унисон музыке. Тут сразу вопрос: а почему я считаю, то именно я слышу правильно, а другие - нет? Для себя я пришел к выводу, что в таких случаях нужно слушать вместе и жестами, мимикой отмечать одинаково понравившиеся (или наоборот) места. Так мне приходилось слушать с незабвенным Витей Зелениным. У нас наблюдалось поразительное совпадение, а мы слушали не только Рихтера. 1-ю Балладу Шопена у Горовица слушали с одинаковой реакцией на те же самые странности.
Итак, Рихтер – универсал. Ему удавалось ВСЁ, что он делал. Я имею в виду концепцию, специфику взгляда и понимания исполняемого. При этом я отнюдь не хочу сказать, что абсолютно все концерты его были сверхудачные. Писал как-то об очень любимом мною произведении у него – 14-й Сонате Моцарта. В концерте в школе Искусств она у него почему-то не заладилась. По-моему, он сразу это ощутил, что-то пытался исправить, но не судьба в тот раз. Но, хочу подчеркнуть, играл он в своей, узнаваемой и замечательной манере. А с пианизмом что-то не сложилось. Может отдельная неудача что-то перечеркнуть? Глупый вопрос. Когда он был в хорошей форме – а в последний период вносило свою нехорошую поправку состояние здоровья – тогда это неизменно бывали замечательные концерты. И удача заключалась не только в том, что всё чистенько сыграл – это бывали высокие прозрения, по крайней мере, для нас. И еще хочу сказать, что мне не пришлось слышать ни одного неудачного исполнения. То, чему свидетелем я был лично, воспринималось как вершина постижения музыки.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить