Кампанелла

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Кампанелла

Сообщение Yuriy » Пн авг 15, 2011 8:55 pm

Последнюю неделю меня волновал вопрос – открылась ли новая, никому не известная страничка в репертуаре Рихтера. Мой новый приятель с classic-online прислал ссылку на выложенную «Кампанеллу», которую, как он утверждает, слушал у Рихтера в 70-ых по радио. Предлогофф на своем форуме объясняет, почему это не может быть записью Рихтера. Свой ответ я помещаю здесь и жду отзывов наших специалистов.

В течение недели я активно общался с моим новым приятелем с другого форума. Ему я тут же написал о своих сомнениях, вызванных странным, нерихтеровским ритмом. Хотя колокольчики произвели очень хорошее впечатление. На это он ответил, что в той передаче по радио звук был совсем иной, не было таких ритмических странностей, которые, по его объяснению, есть провалы, причина которых исключительно аппаратная – магнитофон был плохого качества. Вчера же он рассказал, как диктор объявил, что Святослав Теофилович приготовил подарок слушателям к Новому (какому?) году. Странно было бы, что в этой преамбуле диктор перепутал бы имя и фамилию исполнителя. Более того, он утверждает, что передача велась в прямом эфире.
Я слушал запись более десяти раз. Начало вызывает подозрения, хотя, по-моему, слышны действительно провалы, виной которым отнюдь не исполнитель. У меня, кстати, тоже был когда-то гадкий магнитофон, выдававший нечто подобное. Вот что написал мой приятель: «В верхнем регистре просто физически ощущались перекатывающиеся мерцающие звуковые шарики, к тому же - невероятно добрые..!» И еще: «Я до сих пор помню, как невероятно мягко каким-то мерцающим звуком звучал рояль!.. Увы, это в записи на магнитофонную плёнку не передалось. "Кампанелла" была просто сказочная - не от мира сего. И ритм.. - совершенно непогрешимый, как всегда у Рихтера.» Я добросовестно прослушал выложенные на classic-online записи. Несмотря на их лучшее качество, в этой исследуемой записи шарики-колокольчики понравились больше. Я согласился с ним, что в исполнении есть благородство, наводящее на сомнения.
Итак, мы, к сожалению, не можем услышать нормальную запись «Кампанеллы», прозвучавшей в тот далекий предновогодний день. Никак не соберусь обратиться к друзьям Рихтера. На положительный результат не надеюсь, т.к. вряд ли кто-то интересовался подобными вопросами. Но попробовать надо.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн авг 15, 2011 9:28 pm

Забыл дать ссылку.
Лист. Этюд №3 по Паганини, «Кампанелла»:
http://www.sendspace.com/file/vguwug
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пн авг 15, 2011 11:14 pm

Думаю, это не Рихтер, хотя по формальным признакам иногда похоже.

Хотя бы потому, что это вряд ли спонтанное выступление. Запись, как мне кажется, студийная.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Кампанелла

Сообщение M.I. » Вт авг 16, 2011 2:38 am

Yuriy писал(а):Вот что написал мой приятель: «В верхнем регистре просто физически ощущались перекатывающиеся мерцающие звуковые шарики, к тому же - невероятно добрые..!» И еще: «Я до сих пор помню, как невероятно мягко каким-то мерцающим звуком звучал рояль!.. Увы, это в записи на магнитофонную плёнку не передалось. "Кампанелла" была просто сказочная - не от мира сего. И ритм.. - совершенно непогрешимый, как всегда у Рихтера.»
Возможно, человек записавший на магнитофон то, что передавалось по радио, в тот момент сам находился в состоянии доброжелательного слушания, острой чувствительности к хорошему. А потом, в обычном состоянии, воспринимал всё, что есть в записи, по-другому. Качество его записи не такое уж плохое, достаточное для адекватного повторного прослушивания. Правда, в записи очень сильная, безобразная компрессия громкости. Она могла быть уже в радиопередаче (это был частый грех на радио), а могла и возникнуть в процессе записи любителем, если магнитофон кассетный, тем более если это кассетный диктофон (это вероятно).

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Чт авг 25, 2011 5:49 pm

Цитата из мемуаров Андрея Гаврилова:

(Рихтер) - "А Кампанеллу Гилельс тоже здорово играл, но у Вас лучше, я хотел когда-то учить, да времени стало жалко."

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт авг 25, 2011 6:21 pm

timalism писал(а):Цитата из мемуаров Андрея Гаврилова:

(Рихтер) - "А Кампанеллу Гилельс тоже здорово играл, но у Вас лучше, я хотел когда-то учить, да времени стало жалко."
Спасибо, а то я никак не мог вспомнить, откуда это "да времени стало жалко".
Трудно не доверять Рихтеру в его оценках. Он, безусловно, мог расслышать главное. Была у него увлеченность искусством этого подающего надежды таланта. Сейчас прослушал его запись 2007г. - Назойливая демонстрация второсортного вкуса. Какая-то из более ранних записей получше будет. Вот и его "Скарбо" Рихтер восхищался. Одну из записей слушал на yiutube. Вызывает протест. Наверное, у учеников, мучающихся над техническими проблемами и не думающими о музыке, - восторг. Сплошная клоунада. Надеюсь, Рихтер был знаком с другими его исполнениями.
Сейчас поневоле с осторожностью отношусь к признаниям этого г-на. Особенно, после его нового опуса "Чайник, Фира и Андрей".
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Чт авг 25, 2011 6:28 pm

Yuriy писал(а):
Сейчас поневоле с осторожностью отношусь к признаниям этого г-на. Особенно, после его нового опуса "Чайник, Фира и Андрей".
Цитата именно оттуда. Но в этом случае Гаврилову можно доверять - высказывание не оценочное, а Гилельса Рихтер действительно недолюбливал. Кроме того, "да времени стало жалко" - это очень по-рихтеровски.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт авг 26, 2011 2:04 am

timalism писал(а):а Гилельса Рихтер действительно недолюбливал.
Видите ли, нас читает гораздо большее количество людей, чем можно себе представить. Во избежание ненужных толкований о таких вещах нужно писать аккуратно. Рихтер прекратил общаться с Гилельсом из-за Нейгауза. История всем известная, но и её интерпретируют по-разному. Что касается Гилельса-исполнителя, то у Рихтера можно встретить хвалебные отзывы, например, о "Вариациях на тему Паганини" Брамса, о 4-ом концерте Бетховена, правда, не без критики, о 8-й сонате Прокофьева etc. Есть и такое заявление (по поводу 29-й Бетховена): "К стыду своему это исполнение не оставило крупинки в моей памяти. Просто не могу понять этого!" Но не было у Рихтера болезненной ревности, зависти. В то же время достаточно почитать воспоминания уважаемого мною Валерия Воскобойникова, ученика Г.Г.Нейгауза, добрыми отношениями с которым я очень дорожу.

- Вы знаете, ведь мы когда-то дружили. И бывали друг у друга.
Когда Рихтер учил Второй концерт Бартока, я зашел к нему, увидел
ноты и - о, ужас! - знаете, что было написано его рукой в нотах?
«Улыбнуться!» Представляете, Валерий: «Улыбнуться»!
Я пытался убедить его в том, что у Рихтера богатая фантазия, воображение и такое указание ему помогает найти нужный звук, но нет, Гилельс был убежден в «антимузыкальности» или даже аморальности своего соперника. А я очень хорошо помнил, что на репетиции в Большом зале именно Концерта Бартока мы увидели с балкона вошедшего в зал и оставшегося слушать какое-то время Гилельса. (Много лет спустя мне рассказал Валерий Афанасьев, бывший аспирантом у Гилельса, что у него в кабинете в день выступления в Большом зале со Вторым концертом Брамса он увидел на проигрывателе пластинку, которую Эмиль Григорьевич слушал до его прихода. Валерий из любопытства взглянул на пластинку и увидел, что это была рихтеровская запись того же Концерта!)

Следующую историю, которую мы знаем от Воскобойникова, почему-то раньше рассказывали не до конца. Теперь вышла книга. Каждый может прочитать.

...на прогулке, остановившись перед Собором Святого Петра, он вдруг сказал:
- Валерий, ну вот мы стоим вместе перед величайшим памятником культуры. Вам в такой момент хочется услышать что-нибудь в
исполнении Рихтера?
Вопрос был настолько провокационным, что я опешил и, чтобы не слишком задеть его самолюбие, ответил:
- Скажем, Сонату Гайдна.
Гилельс махнул рукой:
— Ну, если только это...


Надо полагать, что если бы В.В. предложил послушать, скажем, 3-й Концерт Бетховена, реакция была бы иной. Но мне скажут, что это мои домыслы. По крайней мере, последняя фраза весьма значительна.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить