Рассказ Дмитрия Терехова

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рассказ Дмитрия Терехова

Сообщение Yuriy » Вс ноя 28, 2010 2:24 am

Я люблю читать и перечитывать книгу Дмитрия Терехова о Рихтере. Он пишет с любовью и подкупающей искренностью. Читал и негативные отзывы. Но ведь чего я только не читал?! Всё-таки свидетель тех событий, имеющий право говорить от первого лица. Не так уж много таких, тем более, пишущих. После одного разговора с поклонником Рихтера пришло в голову найти концерт, о котором рассказывает Дмитрий Федорович. В программе Гендель и Шостакович.
--------------------------------------------------------------
ГЛАВА X Прелюдии и фуги
А тем временем век перевалил за половину. Мир готовился отмечать юбилей Баха. Шостакович написал к этому торжеству 'Двадцать четыре прелюдии и фуги - во всех тональностях. Это было большим событием мировой культуры. В Москве много говорилось о новом сочинении Шостаковича, хотя его почти никто не слышал. Рихтер уже учил этот опус и бесконечно им увлекался.

Итак, близился день, когда Рихтер должен был играть 'Прелюдии и фуги' в Москве впервые.
Он, конечно же, очень волновался и решил сыграть пока одну треть - восемь прелюдий и фуг. В этот же концерт была включена ми-мажорная сюита Генделя, как бы выражая паритет: Гендель - Шостакович.

Со всеми повторениями сюита шла минут тридцать и составляла первое отделение концерта.
Второе отделение - Шостакович. Восемь прелюдий и фуг. Перед московским концертом все это было раза три обыграно в Италии.

--------------------------------------------------------

Решил разобраться, когда Рихтер начал играть Прелюдии и Фуги Шостаковича, и что же получилось в результате исследований? (Напомню: в обозначении Рихтера «I» употребляется для обозначения своего первого исполнения.) Оказывается, он начал играть их довольно давно, за девять (!) лет до того московского концерта (14/3/63):

24/11/54 - Варшава. “Roma” - зал Варшавской оперы.
SHOSTAKOVICH
I Prelude and Fugue in e, Op.87/4
I Prelude and Fugue in A, Op.87/7
I Prelude and Fugue in g-sharp, Op.87/12
I Prelude and Fugue in A-flat, Op.87/17

10/2/56 - Moscow. Малый зал консерватории.
SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in e, Op.87/4 (2)
Prelude and Fugue in G, Op.87/3 (3) I
Prelude and Fugue in b, Op.87/6 (3) I

15/9/56 - Moscow. SCH. Открытие сезона. 50 лет со дня рождения Д.Д. Шостаковича.
SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in f, Op.87/18 I
Prelude and Fugue in F, Op.87/23 I
Prelude and Fugue in D-flat, Op.87/15 I
[bis]

5/11/56 - Moscow. Театральная школа им. Немировича-Данченко.
SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in e, Op.87/4
Prelude and Fugue in G, Op.87/3
Prelude and Fugue in b, Op.87/6
Prelude and Fugue in A, Op.87/7
Prelude and Fugue in a, Op.87/2 I
Prelude and Fugue in f, Op.87/18
Prelude and Fugue in F, Op.87/23
Prelude and Fugue in D-flat, Op.87/15

9/11/56 - Moscow. SCH.
SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in e, Op.87/4
Prelude and Fugue in G, Op.87/3
Prelude and Fugue in b, Op.87/6
Prelude and Fugue in A, Op.87/7
Prelude and Fugue in a, Op.87/2
Prelude and Fugue in f, Op.87/18
Prelude and Fugue in F, Op.87/23
Prelude and Fugue in D-flat, Op.87/15
[bis]

Не буду утомлять участников дотошным перечислением всех концертов с подобными программами. Скажу только, что в 50-ых он играл Прелюдии и Фуги в Праге, Братиславе, Брно, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Танцзине (Китай), Тбилиси. В 60-ых – в Милане, Париже, а в 63-ем, в котором и состоялся описываемый концерт, – в Вене, Быдгощи (на бис – ор. 87, №№ 23, 15) и Минске. И вот, наконец, концерт в БЗК в Москве – 14/3/63:

HANDEL
Suite No.5 in E

HINDEMITH
Piano Sonata No.1

-------------------------------------------------------------

SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in e, Op.87/4
Prelude and Fugue in g-sharp, Op.87/12
Prelude and Fugue in F, Op.87/23
Prelude and Fugue in A-flat, Op.87/17
Prelude and Fugue in D-flat, Op.87/15
[bis]

Других концертов в Москве, в БЗК, в которых исполнялись Гендель и Шостакович, не было. Правда, был еще концерт во Дворце культуры им. Горбунова, в Филях, - 18/3/63. Странно также, что не была замечена Соната Хиндемита в первом отделении.
Я прочитал это красивое повествование с интересом. Нельзя требовать от рассказчика феноменальной памяти, тем более, по прошествии стольких лет, но хотелось бы, чтобы авторы выражали не только эмоции, но и были более точными.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

edd
Сообщения: 88
Зарегистрирован: Чт дек 20, 2007 4:21 pm

Re: Рассказ Дмитрия Терехова

Сообщение edd » Вт ноя 30, 2010 5:58 pm

Yuriy писал(а): 10/2/56 - Moscow. Малый зал консерватории.
SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in e, Op.87/4 (2)
Prelude and Fugue in G, Op.87/3 (3) I
Prelude and Fugue in b, Op.87/6 (3) I
Юрий, не 10/2/56, а 12/2/56

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рассказ Дмитрия Терехова

Сообщение Yuriy » Вт ноя 30, 2010 9:27 pm

edd писал(а):
Yuriy писал(а): 10/2/56 - Moscow. Малый зал консерватории.
SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in e, Op.87/4 (2)
Prelude and Fugue in G, Op.87/3 (3) I
Prelude and Fugue in b, Op.87/6 (3) I
Юрий, не 10/2/56, а 12/2/56
Спасибо. Проверил. Действительно, 12/2/56. Снова моя невнимательность. Хотя в выложенном документе "премьеры Рихтера" всё правильно.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить