yulia писал(а):Послушала несколько записей Прелюдии, хорала и фуги. Моя новая любовь.
Какое же это сочинение!
Из прослушанных мною записей особенно сильное воздействие оказала запись 5/6/94, Лугано. Вот это мощь! Гигантская сила духа!
Действительно, замечательное исполнение и хорошая (в смысле аппаратного качества) запись. Лично мне всегда радостно осознавать, что никакие болезни не были способны сломить дух Рихтера. Как всегда жалел, что после 85-го больше не удалось послушать его в живых концертах. Будь поумнее и поактивнее, смог бы, например, в Виннице – 23/07/88.
Но сейчас говорим о Франке. Не раз писал, что особенно люблю те концерты, в которых посчастливилось побывать самому. А «Прелюдию, Хорал и Фугу» слушал дважды в Киеве – 16-го и 17-го сентября 1982-го. Снова захотелось вспомнить – ведь далеко не все участники смогли побывать на его концертах. Всякий раз пытаюсь подобрать слова для объяснения, как он играл, какой у него был звук, как он при тебе создавал великие творения - ведь в концертах всегда было сотворчество двух гениев – композитора и музыканта-исполнителя. В начале Прелюдии всегда жду этих щемящих аккордов. Как бы мысленно ни предвосхищал их звучание, 16-го сентября они застали меня врасплох. Почувствовал, как слезы появились на глазах. Вряд ли у меня хватит теоретических познаний провести сейчас анализ великого произведения Франка, но это и не нужно - я ведь делюсь воспоминаниями. Его архитектоника поражала. Хорошо как-то сказала Ирина Александровна Антоновна, что об архитектуре говорят, что она – это застывшая музыка, а музыка в исполнении Рихтера – ожившая архитектура. Эти слова особенно понятны, когда слушаешь одно из наиболее «архитектурных» музыкальных произведений – гениальный опус Франка. Как совершенно его выстроил Рихтер, можно понять, слушая записи, но истинный масштаб, уникальный, насыщенный содержанием звук – это по-настоящему можно было ощутить лишь в концерте с его удивительной атмосферой.
Не раз хотелось взяться за тему «Концерт Рихтера». Причем, не важно, что было в концерте. Ведь это было само по себе необыкновенное, особенное явление, действо. Как театр начинается «с вешалки», так и здесь начиналось с доставания билетов. А потом ожидание, наконец, день концерта, сам концерт – выход на сцену, первые звуки, охватывающий слушателя процесс исполнения-создавания. Тут слов не хватит или нужен талантливый литератор, чувствующий музыку, а еще хорошо бы создать музыкальное произведение на заданную тему. Только найдется ли композитор?..