Это же надо – наткнулся на обсуждение сонат Брамса на форумклассике. И даже себя там нашел!
http://209.85.135.132/search?q=cache:WZ ... clnk&gl=ua
Ничего экстраординарного, но все же…
Предлогов обещал объяснить о 2-ой Сонате Брамса и о причине моей любви к выложенной записи. “Я есть очень любопытен”, почему мне нравится эта Соната и эта запись. Было бы крайне интересно (и поучительно) услышать это от незаурядного музыкального аналитика.
Рихтера я люблю за естественность течения мысли. Не могу сказать, на каком месте для меня стоит это его качество - на первом или на энном, и чему равно это “н”. Рихтера я воспринимаю больше с точки зрения “интегрального исчисления”, а не “дифференциального”. Бросаются в глаза/уши гигантская картина, высокий замысел, цельность, стройность. Но это не означает, что я не обращаю внимания на детали, которые помогают достижению всех этих (и неназванных) качеств. Сейчас, когда на слуху много, очень много записей, когда слушаешь и знаешь, что услышишь, но слушаешь с неизменным удовольствием и восторгом - как в детстве слушал выученную назубок сказку, всякий раз переживая за судьбу любимых героев, - не можешь не отмечать и не любоваться деталями. И снова пример из далекого прошлого. Читая “Войну и мир”, обратил внимание на рассуждение о “дифференциале истории”. Вот из таких “дифференциалов истории” и слагается победа. То же и в исполнительстве – есть такие моменты, нюансы, штрихи, которые присущи этому исполнителю, которые ложатся на душу (тебе), которые ни на что, пусть даже с наивысшей отделкой, записанное на всяких “хай эндах”, но лишенное этих качеств, не променяешь. Кто-то скажет, что это нежелание идти вперед, развиваться – не раз уже слышал подобное в свой и другие адреса. Можно возразить, что оппоненты проходят мимо того, на чем “застрял” я, не вдаваясь в глубокий смысл происходящего в исполнении. Сейчас вот анализируют разные записи, скажем, “Трансцендентных этюдов”. Играют технически потрясающие пианисты. Чего можно желать еще? Таким темпам могли позавидовать крупнейшие легендарные виртуозы прошлого. Но вот слушаешь и слышишь, как и тут не вполне убедительно, и там странный о неоправданный акцент – а, в принципе, полный блеск. И тут я как бы противоречу своему “интегральному” восприятию – начинаешь замечать малые нюансы, причем часто оказывается, что “первым порядком” (матем.) ограничиться никак невозможно – создают эффект малые высших порядков. Вот они-то и определяют “почерк” исполнителя, они делают исполнение любимым и близким. Хорошо известно также, что исследуя реальные системы, иногда недопустимо тупо линеаризовать уравнения, их описывающие, т.к. теряются эффекты, порождаемые нелинейностью.
Ну а что же 2-я Соната Брамса? Я вроде бы о ней собирался писать. Прочитаю лучше у Предлогова. О себе, о своем восприятии скажу (пока), что слушаешь и замечаешь, “как начинает вода закипать”. - Какие точные слова произнес когда-то Фальк, пусть даже по другому поводу, и которого цитирует Рихтер.