О качестве записей Рихтера

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

О качестве записей Рихтера

Сообщение Yuriy » Сб сен 05, 2009 8:29 pm

Речь пойдет о качестве официальных и неофициальных записей.
Знаю несколько записей разных фирм, испортивших записи Рихтера. Пример – ДОРЕМИ, 16/2/72 - Szeged– Live и не только. Мой покойный приятель, пианист Б.А.Архимович, постарался как-то спасти записи, представленные на этом диске, что у него отчасти получилось. А знаком ли кто-нибудь с
3/11/66 - Messina - Live - ACCADEMIA FILARMONICA MESSINA AC001 (CD) ?
Уж многие любительские на несколько порядков выше. Даже Архимович ничего не смог сделать. Слушать этот диск в принципе невозможно. А вот само исполнение изумительное – но надо заставлять себя абстрагироваться от надоедливого фона.
Всем, думаю, известно “эталонное” исполнение Сонаты Листа –
* 18/5/65 - NewYork - Live - PHILIPS 422 137-2 (CD)**
А все ли знают, что более удачной является чья-то самодельная запись того же концерта ((РТ) = privately taped в терминологии А.Танина)?
Не очень доверяю баховскому диску
* 9/4/91 - Hradek - Live - STRADIVARIUS STR 33334 (CD)**
Все-таки Рихтер играл лучше, о чем свидетельствуют другие записи тех же произведений. Как по мне, любительскую запись 6-ой Английской сюиты, сделанную в Минске 18/4/91, вполне можно слушать, не предъявляя особых претензий к качеству, но зато исполнение там – высочайший пример рихтеровской глубины. Он делает музыку, написанную несколько веков тому назад, живой для нас и будущих слушателей. Благодаря личности исполнителя эта музыка поистине не имеет границ. И какая увлеченность при этом у исполнителя! О его возрасте совсем и не думаешь.
Ни одна из записей 24-го Концерта Моцарта не отражает того, что было на самом деле в живом исполнении. Такое впечатление, что рояль прячется где-то за сценой. Ну а мне удалось слышать его в концерте в далеком 72-ом. Такое не забывается. Слушая диски, невольно достраиваю, беря из памяти.
А взять много раз обсуждаемый здесь и на других форумах шедевр – “Hammerklavier” –
**18/6/75 - London - Live - STRADIVARIUS STR 33313 (CD)**.
Все ли знают, что существует любительская запись, зафиксировавшая то, что было в концерте на самом деле? Очевидно, Рихтер, сыграв это труднейшее произведение, не желал остановиться или, возможно, хотел выразить нечто, оставшееся с его точки зрения, недосказанным – не знаю. Так вот - он повторил на бис Фугу! И это отражено только в любительской записи.
На форумклассике я высказывал сожаление о том, что какие-то концерты не были записаны. При этом я не имел в виду, что за ним постоянно должна была ездить целая студия и все фиксировать, хотя и это могли бы делать чаще. Но при нем ведь постоянно находились близкие люди, которые легко могли бы записывать на приличный магнитофон. Уж возможности у них были. Иногда они записывали, но делали это весьма нерегулярно. И это действительно невосполнимая утрата.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: О качестве записей Рихтера

Сообщение M.I. » Пн сен 07, 2009 9:16 pm

Yuriy писал(а):
Не очень доверяю баховскому диску
* 9/4/91 - Hradek - Live - STRADIVARIUS STR 33334 (CD)**
Все-таки Рихтер играл лучше, о чем свидетельствуют другие записи тех же произведений.
"Не доверяю" - в каком смысле: или исполнитель играл тогда не наилучшим для себя образом, или издатели доработали запись так, что только её ухудшили?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: О качестве записей Рихтера

Сообщение Yuriy » Вт сен 08, 2009 2:26 am

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):
Не очень доверяю баховскому диску
* 9/4/91 - Hradek - Live - STRADIVARIUS STR 33334 (CD)**
Все-таки Рихтер играл лучше, о чем свидетельствуют другие записи тех же произведений.
"Не доверяю" - в каком смысле: или исполнитель играл тогда не наилучшим для себя образом, или издатели доработали запись так, что только её ухудшили?
Думаю, второе. Мне эта запись меньше нравится, чем другие. Возможно, это недоработка звукорежиссера. Но это только догадка.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: О качестве записей Рихтера

Сообщение timalism » Ср сен 09, 2009 5:33 pm

Yuriy писал(а): Всем, думаю, известно “эталонное” исполнение Сонаты Листа –
* 18/5/65 - NewYork - Live - PHILIPS 422 137-2 (CD)**
А все ли знают, что более удачной является чья-то самодельная запись того же концерта ((РТ) = privately taped в терминологии А.Танина)?
Не могли бы Вы выложить эту самодельную запись, если она у Вас есть? Стало интересно.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: О качестве записей Рихтера

Сообщение M.I. » Ср сен 09, 2009 8:21 pm

Yuriy писал(а):
Не очень доверяю баховскому диску
* 9/4/91 - Hradek - Live - STRADIVARIUS STR 33334 (CD)**
Все-таки Рихтер играл лучше, о чем свидетельствуют другие записи тех же произведений.
А я к этой записи 6-й Английской сюиты претензий не имею. Сыграно в интимной манере: в сумерках, полумраке, для очень узкого круга близких людей. Домашнее исполнение.
В первой части слышатся жалобные, почти плаксивые интонации, местами даже всхлипывания. И в ней - несколько участвующих лиц.
Во второй части мы в том же доме, но перешли в другую комнату. Там несколько девиц сосредоточены за пяльцами, а настроение первой части лишь вспоминается.
Третья часть - досада, и такая... как бы пессимистическая энергия.
Четвёртая часть, Сарабанда - благоговейное обращение к семейным святыням.
Пятая часть. Попытка развлечься, попытка вызвать оптимизм усилием воли. Для этого герой хочет если не сплясать, то хотя бы попрыгать на одной ножке. Но тщетно.
Последняя часть, формально оживлённая, создаёт тревожное настроение.
Вся Сюита сыграна очень цельно. Пятёрка со многими плюсами - за это исполнение.

В других концертах Рихтер играл многое в этой сюите более эмоционально-насыщенно, воодушевлённо, с прочувствованным пафосом.

4-я сюита сыграна более оптимистично. Там интересное настроение в Сарабанде: как будто человек молится, но ничего не просит у Господа. А последняя часть вся пропитана движением.

Вообще, звукозапись - великая вещь. Слушатель не на концерте, но может разобрать всё гораздо лучше. Например, 25 декабря 1992 года Рихтер играл программу из произведений Шопена и Скрябина. На концерте Шопен не произвёл на меня сильного впечатления, а Скрябин - произвёл. То же было заметно и в реакции публики. Однако, прослушивая потом самодельную запись этого концерта, я ясно осознал, что исполнение Шопена ничуть не уступало исполнению Скрябина. Тогда я написал об этом впечатлении исполнителю, и по его ответу понял, что и он был того же мнения о этом концерте.
Последний раз редактировалось M.I. Сб сен 19, 2009 12:05 am, всего редактировалось 3 раза.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт сен 17, 2009 10:40 pm

Издатель GREAT HALL выпустил диск GH 156 с записями произведений Скрябина 1952, 1955 гг. Художественное достоинство этюдов записи 1952 года высочайшее, но слушая, иногда представляется, что в чём-то запись с этого концертов на виниловой пластинке была лучше, чем на изданном компакт-диске.

P.S. Ещё раз прослушал Этюд Скрябина соч. 2 № 1. Действительно, Рихтер "поёт на рояле". Дальше - то же самое. Рихтер разговаривает, высказывается, но не словами, а интонацией.
Интересно (и как-будто не трудно) представить себя побывавшем на том концерте слушателем. Кажется, что вот всё. Всё сказано и дальше уже ничего не будет. Исчерпывающая манера исполнения.
Рихтер играет естественно, просто и, в то же время, с полной отдачей сил, не задумываясь, что будет потом, сможет ли он потом вообще когда-либо играть. Ему важна эта минута, сейчас надо сыграть предельно полно, исчерпывающе. А ведь это ещё не "средний", а скорее, "ранний" период творчества Рихтера. У него ещё, - как мы теперь (по прошествии многих лет) знаем, - многое впереди.
И вот ещё одно впечатление: Рихтер - лучший друг слушателей.

Ответить