Страница 1 из 2

Трио П.И.Чайковского.

Добавлено: Сб авг 22, 2009 9:04 pm
M.I.
Yuriy писал(а): Некоторые участники требуют не бездумных восхвалений, а "объективной оценки". Вот она, эта оценка...
Я тоже решил внести посильный вклад в "объективную оценку" игры Рихтера. Для этого часть текста пренёс сюда с другого форума.

Несколько слов об исполнении Трио Чайковского. Специально в студии, насколько мне известно, Рихтер его не записал. Он играл это Трио в декабре 1986 года с партнёрами О.Каганом и Н.Гутман. Из пяти известных мне исполнений в декабре 1986 года ни одно не равно другому, и сильно отличаются по качеству, по исполнительской удаче. Вероятно, это зависело не только от Рихтера, но и от его партнёров. Первое - в этом составе - исполнение, 23 декабря, в Звенигороде оказалось несколько сумбурным, немножко словно ошалевшим. На следующий день исполнение в ДШИ №3 было одним из самых сильных у Рихтера вообще. Один из слушателей назвал это исполнение шедевральным. Затем, дня через два, на концерте в одной из музыкальных школ - спокойное, ровное, можно сказать, "студйное" исполнение хорошего уровня. Затем 29 декабря на "Декабрьских вечерах" в пушкинском музее было такое исполнение, что я могу назвать его просто провальным (в рихтеровской шкале уровней). Было ощущение, что музыканты растерялись, буксовали на месте, как пешеход на гололёде перебирали ногами на одном месте и не могли никуда двинуться. Наконец, на следующий день там же было испонение уже высокого уроня. Музыканты были собраны и творчески энергичны. Это было настоящее рихтеровское исполнение высокого класса.

К несчастью, именно исполнение 29 числа было снято на плёнку и показано по Центральному телевидению (и показано по телевидению на следующий день - как раз в то время вечером, когда в ГМИИ шёл второй, более удачный, концерт с этой программой). Если кто-то судит об исполнении этого трио по видеозаписи от 29 декабря 1986 года, он может составить себе неверное представление об действительных возможностях Рихтера и его партнёров по-настоящему сыграть это произведение.

Если исполнение Трио 29 декабря я назвал "провальным", - в рихтеровской шкале ценностей, - то стоит сказать и несколько слов о весьма удачном (в той же шкале) исполнении 24 декабря.
Вот как это было. В первом отделении концерта Рихтер сыграл произведения Бетховена: два Рондо и Сонату № 28. Сыграл сдержанно, и по его виду можно было заключить, что он не доволен. Во втором отделении должно было прозвучать Трио Чайковского. И.Т.Бобровская не появлялась в зале, она слушала концерт из-за сцены. Она чувствовала себя очень плохо, уже была смертельно больна. Совершенно очевидно, что Рихтер знал это. Они прекинулись с Рихтером несколькими словами. Ираида Тимофеевна сказала Рихтеру, что это Трио - самое любимое её сочинение. Он ответил: "Тогда я боюсь играть!". Трио было сыграно с ошеломляющем успехом. Все понимали, что оно о приближающейся трагедии, и, вместе с тем, были восхищены прочувствованным и вдохновенным исполнением, редчайшей артистической удачей. Когда уже закончились выходы музыкантов на поклон к аплодирующей публике, одна моя знакомая старшего поколения, отнюдь не любительница музыки, воскликнула: "ЭТО висело в воздухе!". Даже сейчас, когда я всего лишь вспоминаю этот концерт, слёзы от пережитого тогда готовы навернуться на глаза.
По всему виду Рихтера было ясно, что и он сам высоко оценил это исполнение.

Re: Трио П.И.Чайковского.

Добавлено: Сб авг 22, 2009 9:36 pm
Stranger
M.I. писал(а):Если кто-то судит об исполнении этого трио по видеозаписи от 29 декабря 1986 года, он может составить себе неверное представление об действительных возможностях Рихтера и его партнёров по-настоящему сыграть это произведение
В видеографии указано 30 число: http://therichteracolyte.org/richter.html

На меня лично исполнение Трио в записи на видео произвело сильнейшее впечатление.

Re: Трио П.И.Чайковского.

Добавлено: Вс авг 23, 2009 2:10 am
Yuriy
Stranger писал(а):На меня лично исполнение Трио в записи на видео произвело сильнейшее впечатление.
На меня тоже. Но в те годы два молодых участника трио говорили мне, что исполнение в ГМИИ было наименее удачным. Больше всего им нравилось то, что было в Звенигороде.

Re: Трио П.И.Чайковского.

Добавлено: Вс авг 23, 2009 11:05 am
M.I.
M.I. писал(а):...исполнение, 23 декабря, в Звенигороде оказалось несколько сумбурным, немножко словно ошалевшим.
Yuriy писал(а):Но в те годы два молодых участника трио говорили мне, что... Больше всего им нравилось то, что было в Звенигороде.
Возможно, это их субъективная оценка: их собственная игра в Звенигороде могла представляться им лучше, живее, свободнее, импровизационнее. А в последующих концертах они уже строго подчинялись общей идее исполнения Трио, а идея эта шла от Рихтера.

Вообще, мне представляется, что Рихтер мог, - даже без предварительного словесного обсуждения, - самой игрой своей подчинять себе партнёров по ансамблю.

Добавлено: Вс авг 01, 2010 1:55 pm
Yuriy
«Памяти великого артиста».
TCHAIKOVSKY
Piano Trio in a, Op.50
* 23/12/86 – Zvenigorod – Live - Kagan&Gutman - ending missing - (PT)* [N]

http://www.sendspace.com/file/unb21e

Хочу сообщить, что впервые Рихтер сыграл это Трио 22/9/45 в Малом зале Московской консерватории с Цыгановым и Ширинским. Это было открытие сезона.

Добавлено: Пн авг 02, 2010 8:20 pm
123ax
Очень интересный вариант этой эпохальной интерпретации , если абстрагироваться от автоматического уровня
записи, которым обустроены почти все любительские и полупрофессиональные
аудио- и видеорекордеры. Только записи, сделанной с manual pegel доверять
можно несколько больше.
Было бы очень интересно познакомится с записью от 24.12.! Много о ней слышал. Спасибо.

Добавлено: Пн авг 02, 2010 8:28 pm
Yuriy
«Памяти великого артиста».
TCHAIKOVSKY
Piano Trio in a, Op.50
24/12/86 - Moscow - Live - Kagan&Gutman – (PT)
(Школа искусств «Лира»):

http://www.sendspace.com/file/tpxgr6
http://www.sendspace.com/file/vc1hre

и еще

23/12/86 – Zvenigorod – Live - Kagan&Gutman - ending missing - (PT)[N]
http://www.sendspace.com/file/unb21e

Добавлено: Пн авг 09, 2010 4:06 pm
M.I.
Yuriy писал(а):«Памяти великого артиста».
TCHAIKOVSKY
Piano Trio in a, Op.50
24/12/86 - Moscow - Live - Kagan&Gutman – (PT)
(Школа искусств «Лира»):

http://www.sendspace.com/file/tpxgr6
http://www.sendspace.com/file/vc1hre
Прослушал дважды первую часть Трио. Удивительно открытое, мощное и искреннее высказывание. Партнёры Рихтера тоже на должной высоте. Хотя их роль в начале чуть-чуть в том качестве, что называется "на подхвате", они играли на редкость хорошо. Ансамбль практически безупречный. А вторая часть: тут, кажется, весь живой Чайковский. Я его вижу, слышу, ощущаю его присутствие, дыхание.
Чайковский, даже если ему хорошо, но он видит чьи-то страдания, чью-то катастрофу, то он эти страдания, эту катастрофу воспринимает как свои собственные.

Добавлено: Пн авг 09, 2010 4:07 pm
M.I.
Yuriy писал(а):«Памяти великого артиста».
TCHAIKOVSKY
Piano Trio in a, Op.50
24/12/86 - Moscow - Live - Kagan&Gutman – (PT)
(Школа искусств «Лира»):
Сейчас это школа искусств имени Святослава Рихтера.

Добавлено: Пн авг 09, 2010 6:49 pm
M.I.
Запись Трио на компакт-диске LCL 194
В буклете сказано, что это запись из архива Натальи Гутман, ГМИИ им. Пушкина. С какого концерта запись: 29 декабря 1986 г. или с 30-го?
Хорошая запись. Местами (первая часть) что-то от весеннего ручья. Никак не от 29 декабря 1986 года. Но... по исполнительскому энтузиазму уступает записи от 24 декабря 1986 г. Но, всё равно сильное исполнение. По-моему, это запись от 30 декабря 1986 года.

Рихтер говорил, что первая часть Трио - это болезнь. Да, в исполнении 24 декабря 1986 г. это чувствуется явно, а здесь нет. Много радости, много жизненных соков.
Далее, вторая часть. Роскошное исполнение.
И, всё же, я предпочту исполнение 24 декабря 1986 года. Почему? Там - живой Чайковский. Здесь его портрет. Прекрасный, парадный, очень проникновенный, но всё же портрет. Другое сравнение. В исполнении 24 декабря Чайковский идёт своими ногами, 30-го он едет в экипаже. Кажется, что ближе к концу последней вариации второй части он сошёл с экипажа и сейчас пойдёт сам. Но... "портетность" всё-таки остаётся. Исполнение 30 декабря - выдающееся. Исполнение 24 декабря 1986 года - шедевр исполнительского искусства.

P.S. О качестве звукозаписи. Минус записи CL 194 - обрезаны басы. Небольшое дрожание звука не мешает.

Добавлено: Вс авг 15, 2010 8:23 am
123ax
Есть-ли аудиозапись 29-12-86? Можно-ли её послушать?

Добавлено: Вс авг 15, 2010 12:05 pm
timalism
123ax писал(а):Есть-ли аудиозапись 29-12-86? Можно-ли её послушать?
На "Погружении в классику" выложена видеозапись Трио из Пушкинского музея. Насколько я понимаю, по мнению M.I. эта запись сделана 29 декабря.
http://intoclassics.net/news/2010-08-01-748

Добавлено: Пт сен 03, 2010 8:57 pm
M.I.
Прослушав ещё раз Трио Чайковского, вдруг поймал себя на мысли о том, что не случайно Чайковский учился в Училище правоведения. Было в нём определённое призвание к этому. Чайковскому были родными идеалы добра, справедливости, честности, чистой совести - идеалы правоведческой нравственности. Вспомнился "девиз" выдающегося русского юриста А.Ф.Кони (по памяти): "Исправлять умы, исправлять сердца".

Добавлено: Вс авг 14, 2011 11:54 am
M.I.
Из темы "Куда делись сонаты Брамса":
Artem писал(а):...но ТРИО!!! - а к тому моменту я его уже слышал в декабре несколько раз (но не слышал к сожалению 24-го) - мне показалось и кажется до сих пор, что это было исполнение лучшее из возможных. Оно как-то впечаталось в память, я, кажется, помню не только как играли, но даже и зрительно - всё: как падал свет, движения музыкантов, всё (понимаю, конечно, что С.Т. был против того, чтобы слушатели - смотрели...). Мне кажется, что в тот день ТРИО было, если возможно использовать такое сравнение, говоря с музыке (тем боле что сравнение это одновременно и обедняет), - словно "отлито" из бронзы, как какая-нибудь великая скульптура - до этого, на репетициях и концертах в декабре, была изготовлена модель, потом форма, потом расплавлялся металл, потом закипел, засветился, потёк - и на наших глазах произведение ЯВИЛОСЬ, но продолжая СВЕТИТЬСЯ (НЕ ОСТЫВАЯ, подобно бронзе, без "окалины", не требуя дальнейшей очистки и полировки).
Спасибо за превосходное описание того события. Теперь я зримо, абсолютно наглядно предсталяю себе происходившее. Как будто сам вспоминаю то, что было на концерте.
Готов согласиться, что, вероятно, то исполнение на Садовой и было лучшим. Воможно, в том исполнении целиком воплотился исполнительский принцип Рихтера, описанный в теме "Рихтер и НЕ-фортепианная музыка":
Artem писал(а):
Дирижирование Фуртвенглера... Там не так, как у Рихтера, когда кажется, что Исполнитель, взяв первую ноту, уже ВИДИТ далеко вперёд и СЛЫШИТ последнюю - как итог музыкальных "событий" исполняемого произведения.
Т.е. взяв первый звук, Рихтер, да и слушатель тоже, видит и последний звук. Вопрос в том, чтобы пройти от первого звука до последнего, нигде не потеряв общую художественную нить, везде постоянно сохраняя живую импровизационность. Если это получается, то выходит исполнительский шедевр. Но похоже, в реальной концертной жизни это большая редкость, даже у Рихтера.

P.S. А что если попросить Юрия ещё раз выложить запись Трио от 24-го декабря?. Он уже выкладывал при обсуждении в теме "Трио Чайковского". Но там, на Сэнд Спейс, запись уже не доступна из-за истекшего срока хранения.

Добавлено: Вс авг 14, 2011 12:39 pm
Artem
Присоединяюсь, давайте попросим!!! В моём распоряжении, к сожалению, только запись Live Classics (это видимо - та, что из архива Н.Гутман), там мне кажется ещё и (по некоторым причинам, о которых остаётся догадываться ;-) "задушена" партия фортепиано. Есть ли Yuriy второе исполнение с Декабрьских? Может там лучше звук?
Я уже не помню, снимало ли и записывало ли второй концерт телевидение. На первом концерте, действительно, Трио (на рихтеровском конечно уровне!) как-то "расклеилось". Я тогда был склонен помню приписывать это ЗАТМЕВАЮЩЕМУ впечатлению от исполнения на Садовой.