Рихтер играет Шуберта

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение yulia » Чт дек 18, 2014 9:59 pm

Yuriy писал(а):
yulia писал(а): Выложите, пожалуйста, одну из них. Например, 21/05/79 - Paris - Live - (PT). Было бы очень интересно послушать.
21/05/79 - Париж. Зал Плейель.

Piano Sonata No.11 in f, D.625 (parts 1,2,3,4) (PT)*

https://yadi.sk/d/ibfvBgnSdQXme
Большое спасибо! Наконец послушала, только вчера удалось скачать. Очаровательная музыка! Вы знаете, я очень люблю Шуберта! И это благодаря Рихтеру. У меня уже было крепко сложившееся предубеждение, что Шуберт длинный и скучный. Не хотелось слушать... Но однажды нашла запись (вернее видеозапись) сонаты Соль мажор D 894 в исполнении Святослава Теофиловича, и она стала для меня настоящим потрясением! Теперь слушаю Шуберта (обязательно в исполнении С.Т.) и просто влюбляюсь в каждое произведение. Истинный Мастер!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение Yuriy » Чт дек 18, 2014 11:05 pm

yulia писал(а):
Yuriy писал(а): Вы знаете, я очень люблю Шуберта! И это благодаря Рихтеру. У меня уже было крепко сложившееся предубеждение, что Шуберт длинный и скучный. Не хотелось слушать... Но однажды нашла запись (вернее видеозапись) сонаты Соль мажор D 894 в исполнении Святослава Теофиловича, и она стала для меня настоящим потрясением! Теперь слушаю Шуберта (обязательно в исполнении С.Т.) и просто влюбляюсь в каждое произведение. Истинный Мастер!
Прям, как в известном рассказе Гульда о посмертной сонате B-dur! :)
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение yulia » Пт дек 19, 2014 2:12 pm

Yuriy писал(а):
Прям, как в известном рассказе Гульда о посмертной сонате B-dur! :)
Баршай сказал про Нейгауза, что он умел так ценить человека, что и тот начинал себя ценить иначе. Как-то так. Позволю себе немножко перефразировать, и сказать о Рихтере: он умел так любить произведение, что все начинали его любить!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение Yuriy » Вс дек 21, 2014 4:53 pm

Yuriy писал(а):
yulia писал(а): Выложите, пожалуйста, одну из них. Например, 21/05/79 - Paris - Live - (PT). Было бы очень интересно послушать.
21/05/79 - Париж. Зал Плейель.
Piano Sonata No.11 in f, D.625 (parts 1,2,3,4) (PT)*
https://yadi.sk/d/ibfvBgnSdQXme
Мне всегда интереснее слушать по возможности всю программу концерта. В ней есть своя логика. Рихтер был мастером составлять программы концертов. И в этом он проявлял себя как Музыкант. Считаю своим долгом выложить еще и
SCHUBERT
Piano Sonata No.9 in B, D.575, Op.147
(21/05/79 - Париж. Зал Плейель, 1-е отделение.)

https://yadi.sk/d/pxlvFzJWdWrRj

После этой сонаты в том же отделении прозвучала Piano Sonata No.11 in f, D.625.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение yulia » Пн дек 22, 2014 4:15 pm

Yuriy писал(а): SCHUBERT
Piano Sonata No.9 in B, D.575, Op.147
(21/05/79 - Париж. Зал Плейель, 1-е отделение.)

https://yadi.sk/d/pxlvFzJWdWrRj

После этой сонаты в том же отделении прозвучала Piano Sonata No.11 in f, D.625.
Спасибо! Можно узнать, что было во втором отделении?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение Yuriy » Пн дек 22, 2014 10:49 pm

yulia писал(а):
Yuriy писал(а): SCHUBERT
Piano Sonata No.9 in B, D.575, Op.147
(21/05/79 - Париж. Зал Плейель, 1-е отделение.)

https://yadi.sk/d/pxlvFzJWdWrRj

После этой сонаты в том же отделении прозвучала Piano Sonata No.11 in f, D.625.
Спасибо! Можно узнать, что было во втором отделении?
Пожалуйста.

PROKOFIEV
Piano Sonata No.9 in C, Op.103

Piano Piece - The Quarrel, Op.102/3
Piano Piece - Gavotte, Op.95/2
Piano Piece - Autumn Fairy, Op.97/3
Piano Piece - Orientalia, Op.97/6
Piano Piece - Waltz of Cinderella and the Prince, Op.102/1

[Piano Piece - Paysage, Op.59/2
Piano Piece - Waltz from "War and Peace", Op.96/1
Vision Fugitive, Op.22/20 - Lente irrealmente]
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re:

Сообщение Yuriy » Сб мар 14, 2015 7:51 pm

Захотелось разобраться, почему Рихтер в фильме Монсенжона говорит о Сонате соль мажор Шуберта, запись 30/01/89, Болонья: «Это моя любимая шубертовская соната.А в моей (этой) записи не произвела на меня никакого впечатления.» Когда первый раз смотрел фильм, не мог понять, почему после демонстрировавшейся там записи 27/09/77, Снэйп, он так отзывается о своем исполнении. А он ведь читал отрывок из дневника о концерте в Болоньи.
Так вот, эта запись технически очень неважная, звук порой совсем глухой, и трудно понять, из-за чего портится впечатление – из-за аппаратуры или исполнителя. Наверное, имеет место и то, и другое. Не хочу сказать, что исполнение плохое, но по «шкале Рихтера» - не высшее его достижение. Сейчас снова послушал не испорченную реставраторами любительскую запись от 2/05/78, Москва, БЗК, концерт памяти Г.Г.Нейгауза (к 90-летию со дня рождения). Вот это достойное приношение обоим – Шуберту и Нейгаузу, а сейчас и памятник Рихтеру, которому уже 100 лет исполняется! Какой внутренний мир был у этого человека! Сколько эмоциональных сил надо было отдать, играя эту сонату!
M.I. писал(а): Когда Рихтер начал играть, с самых первых звуков, стало ясно, что музыкант "замахивается" на что-то очень большое, и не было уверенности, что в таком ключе удастся всё довести до конца. С первых же звуков,- простых, тихих, немногочисленных,- внимание слушателя оказалось буквально приковано к исполнению. Было видно, что началось что-то грандиозное, а хватит ли сил у исполнителя держать взятый высочайший психологический тонус до конца? По окончании сонаты стало ясно, что всё получилось наилучшим образом, но... чего это стоило Рихтеру?
(Цитата с другого форума.)

У меня никогда не возникало таких опасений, ведь это же Рихтер! Наоборот, у него бывало так, что в начале ему что-то мешало, а потом музыка увлекала и насторение менялось. Хорошо помню, как 12/02/72 в Киеве «стоячая» на балконе публика создавала шум и никак не могла успокоиться, несмотря на то, что Рихтер уже приготовился играть. Ему пришлось ждать больше, чем это допустимо. Мне тогда показалось, что начал он с некоторым раздражением. Но дальше логика развития потребовала многого, и он не мог не включить все ресурсы. Уже в первой части было достигнуто нужное настроение и состояние, вторая часть потрясла трагизмом, звук четвертой был фантастическим – сейчас пишу, вспомнинаю и удивляюсь заявлению насчет звука в сегодняшнем интервью в «Зеркале недели». «Я не слышал рояля так звучащего» - какие точные слова Артура Рубинштейна.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение Yuriy » Вс июн 21, 2015 5:21 pm

Марина Израилевна Нестьева
«Советская музыка», 1979, №9.

РЕПЛИКА СЕБЕ
Святослав Рихтер играет Шуберта. Как раз об этом мне пришлось писать в журнале несколько месяцев назад. Об этом и вместе с тем совсем о другом. Потому что в концерте, о котором пойдет речь сейчас (2 мая, Большой зал консерватории), было все иначе - другая манера прочтения музыки, другой тип звукоизвлечения, формотворчества.
Куда ушли объективно-сдержанный тон, «отстраненность» лирики, обостренность контрастов, конструктивная четкость в построении цикла, свойственные исполнению пианистом сонат австрийского художника в 50-е и 60-е годы (тогда были сделаны записи этих сочинений)?
В тот майский вечер Рихтер словно воспринял и передал нам феномен Шуберта во всей его глубинной полноте: Шуберта, радующего непосредственностью ребенка, и Шуберта, поражающего мудростью зрелости, Шуберта с ясным взглядом на мир и Шуберта, прошедшего через безысходность отчаяния, Шуберта, поющего и Шуберта декламирующего. Пусть не покажется страдным, но все эти пласты возникали в играемой музыке не только последовательно, но и в одновременности, то есть не только улавливались по горизонтали, но как бы постоянно выстраивались в невидимую нематериализованную вертикаль.
На том концерте Рихтер воочию доказал нам, что музыка (в частности, Шуберта вне всякого сомнения) «рождается в простой, безобидной и неоскорбляемой части нашей души... в охране этого родника не участ-вуют ни добро, ни зло: эта радость жизни находится по ту сторону добра и зла» (М. Пришвин. О поэзии) .
Каким теплым и сокровенным тоном было пронизано исполнение медленной музыки, произносимой вполголоса. Она удивляла непосредственностью фразоведения, ажурным плетением поющей фактуры, бесконечно меняющейся и вместе с тем радующей узнаваемостью; то же в быстрой музыке, текущей, подобно говорящему ручейку в знаменитом вокальном цикле композитора, поражавшей бисерностью и отточенностью техники (но тихой, незаметной!), эластичностью, плавностью поэтизированных танцевальных рисунков. Ни одного «открытого» скачка, полное отсутствие «прямых углов» в интонационной графике! Даже forte всегда туттийно, объемно, как в стройно поющем ансамбле.
Надо всем господствовала протяженная линия, ей подчинялись и соотношения верхнего и нижнего голо¬сов, каждый из которых по-своему главный, и ведение фразы, и наполнение crescendo, и смена частей, даже пьес, когда каждая следующая воспринималась и как что-то новое, и как продолжение предыдущей. Программа концерта, подобно всем составляющим ее номерам, тоже имела в тот вечер признаки открытой разомкну¬той формы - казалось, она может длиться бесконечно, и нам хотелось, чтобы она длилась бесконечно.
Рихтер сумел добиться невозможного - каждое мгновение времени он обращал в вечность. Но среди этого праздника духа, чистой парящей мысли, проникнутых богатейшими нюансами состояний, возникали и вполне конкретные жизненные картины, например, а лендлерах, веселящих слух тонким ощущением жанра, колорита, «заводным» ритмом, оркестральной игрой.
И еще одно. Некоторые из современников Шуберта считали, что он сочиняет в сомнамбулическом сне - с такой непринужденной легкостью появлялись на свет его мелодии, пленявшие своей естествеччо-природной грацией, «непридуманной» новизной. Шуберт обладал редким свойством - не навязывать свою индивидуальность тем, кто воспринимал его музыку, поэтому им и казалось, что прекрасные мелодии возникают помимо воли их создателя. При всем безусловном совершенстве игры Рихтера (и в образно-эмоциональном смысле, и в области звука, и в техническом отношении, и в структурном плане) на том концерте была совсем неощутимой исполнительская работа с материалом. Музыка творилась будто сама по себе, без воли ее интерпретатора, без вмешательства властной, магически сильной индивидуальности пианиста. Словно Данте, сопровождаемый Вергилием в глубины небытия, Рихтер, ведомый Шубертом, поднимался в духовную высь. И рождалось ощущение, что пианист играл в том концерте не только Шуберта, здесь чувствовались и его опыт постижения позднего Бетховена, и освоение им звуковой палитры импрессионистов, и проникновение в шопеновские миниатюры, и общение с современной музыкой. Конечно же, вспоминался дуэт пианиста с Д. Фншером-Дискау, уже ранее вдохновенно открывавший нам шубертовские «секреты». И на этот раз думалось, что исполнитель помог нам хоть немного приблизиться к той тайне, которая именуется Шубертом.
М. Нестьева
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Шуберта

Сообщение Yuriy » Пт мар 09, 2018 1:14 pm

Надо внести ясность с исполнением Рихтером Сонаты Шуберта No.6, e-moll, D.566. С нее началась эта тема, и я тогда дал не совсем верную информацию. Что-то потом уточнялось, но ясной картины, бегло просмотрев те старые обсуждения, я не увидел.

Всего он сыграл ее 32 раза. В его подходе к исполнению, пониманию возможного строения, наблюдались существенные изменения. Вначале он воспринимал Сонату как одночастную. Со временем части прибавлялись по одной, и уж в конце, добавив Рондо E-dur, D.506, он исполнял ее как четырехчастную. Точнее:

03/05/53 – Москва, БЗК –Рихтер играл ее как одночастную (такое исполнение было единственным);

03/02/58 – Москва – хоровое училище под руководством А.Свешникова и
05/02/58 – Москва. БЗК - Рихтер играл ее как двухчастную (всего два раза);

28/05/64 – Москва, КЗЧ и вплоть до 03/05/78 – Москва, БЗК, вечер памяти Г.Г.Нейгауза - Рихтер играл ее как трехчастную (всего 16 раз);

02/07/78 – Тур, зал университета, и так вплоть до 22/06/79 – Замок Хоэнемс – Рыцарский зал. Шубертиада Хоэнемс-1979 - Рихтер играл ее как четырехчастную, добавив Рондо E-dur, D.506 (всего 13 раз).

Есть PT-запись в двухчастном варианте: 05/02/58 – Москва. БЗК ,
7 записей в трехчастном варианте, 7 записей в четырехчастном варианте, причем, некоторые изданы и вполне доступны.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить