Загадка в "Энигме"

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Загадка в "Энигме"

Сообщение Yuriy » Чт май 07, 2009 1:08 am

В известном фильме Монсенжона “Richter. The Enigma” действительно есть одна (по крайней мере) загадка. Желающие могут еще раз прослушать эпизод 0.11.28 – 0.12.01. Ребенок в пионерской форме играет какую-то музыку. В буклете к диску дотошно сообщаются все звучащие в фильме музыкальные произведения и начало воспроизведения каждого вплоть до секунд. Но об этой музыке ни слова! Знающие люди говорят, что это фрагмент из сочинения юного Светика. В книге “Святослав Рихтер. О музыке. Творческие дневники.” (изд. 2007) в записи под № 1007 читаем о слушании друзьями Маэстро детских произведений Рихтера, в том числе, фортепианных:
1. Первая соната
2. Заход солнца
3. Праздник
4. Лошадки
5. Плетение венков.
Как вы думаете, на какую из этих пьес похожа музыка, звучащая в фильме?

В заключение привожу отрывок из книги В.Н. Чемберджи “О Рихтере его словами”.

Сочинение
(Монолог С.Т., прерываемый игрой) Сочинять я начал в Одессе. Папа затыкал уши, а мама сказала: «Пускай играет», - и я стал сочинять. («Я не навязываюсь вам с моими сочинениями?» - спросил С.Т. -Я бурно возражала и просила его продолжать и рассказ и игру. - В. Ч.)
Мама все же была очень умная.
«Птички» - это первый опус. А потом, когда появился Шрекер, произошло мое падение, потому что я потерял себя.
Сонаты, первая, вторая (в десять лет), соната третья, соната пятая сразу! А четвертой не было. Опера «Бэла».
А вот мой последний опус. «Море» (играет), ни на кого не похоже.
Загадочная Фатьма, - ее тема.
- Это мамино. «Светик рассматривает камешки». Очень мило, - во всяком случае, для дамы.
С.Т. играл свою балетную музыку:
- Вот кошмар, это уже падение.
«Утренние птички», опус 1. (Искал, нашел. Играет).
Начинается с громкого аккорда. Хоть и звукоподражательное, но ритмически изысканное. С фантазией. Нарастает хор птиц - кто-то солирует, попроще и посложнее. Кончается соло. Солнце взошло. Папа, наверное, не очень хорошо записал, но я, видимо, так играл.
«Вечер в горах» - лирическая пьеса, совершенно, по-моему, своеобразная, со сложными гармониями. Повторяется мелодия с интересным кадансом.
И я, и они немножко думали, что я могу быть гениальным композитором.
«Море», «Весна» - такие названия.
«Перед танцами» - бравурная пьеса, с размахом, сменой настроений и состояний.
«Дождик» - по-моему, написан под влиянием Житомира, где дождь как зарядит, так и идет целую неделю. (Играет.)
- Вот видите, написано: «Играть медленно, сонно». Описывается в сочинении не «дождь», а дождливое настроение, состояние.
(Даже в этой детской музыке такие же неожиданности, как и в игре. Гармонические смены состояния. Всегда удивительный конец. - В. Ч.)
- Прояснилось в конце, дождь прошел.
- Соната Третья - одночастная (сочинено позже), - видите, написано «Грандиозно» (grandiose). (Играет.)
- Влияние бетховенских речитативов. Семнадцатой Сонаты, - сказал С.Т. не прерывая игры. - Все же в русле немецкой романтики. Не русская музыка.
- «Индейский замок», 1924 год.
Я начитался романов, все было кукольное. Как Пятница и Робинзон Крузо. Ах! Я же не в тех очках, дурак! Потому и не вижу ничего.
Первая сцена. Пожар в индейском замке. Довольно веселая зарисовка. Это как раз немножко русское. Использование гамм для изображения огня.
Вторая сцена. Борьба с европейцами. Вроде победа. Во всяком случае, не страшная. Вы сейчас очень удивитесь. Европейцы, видимо, чинные, цивилизованные. Индейцы отвечают мощью.
Третья сцена. Суд и поцелуи. Какие-то ритуалы, туземные, черт его знает. (С.Т. играл все с огромным увлечением). Много, как и везде, fff.
Четвертая сцена... Торжественный марш. Совсем особенный. Марш только ритмически, а так волнующая пьеса.
Пятая сцена. Танец индейцев (имел бешеный успех, кстати, на том вечере, когда я играл у Майор).
- А вот я уже совершенно во взрослом состоянии решил написать пьесу для сына Филатова. Это - с расчетом, от ума, нарочно, для детей, лет в 20. Сын Филатова занимался музыкой.
Папа очень хорошо играл, в общем, близко к Нейгаузовскому направлению.
«Танго». Я написал его в девятнадцать лет - нет, в двадцать один. Огромные интервалы, все аккорды в объеме минимум ноны. Я говорил всем, что это не моя музыка, и все страшно восхищались. Это, конечно, салонная пьеса. По-моему, некая ностальгия по шику Вены. Испания, Гранадос.
«Фантастический танец» - не дописал.
«Романс», мне было шестнадцать лет, 1931 год. Собственно говоря, это не романс, а отрывок, экспромт. Начало медленное, импрессионистическое. Но в это время я уже кое-что знал, конечно. Другую музыку.
«Вальс» в двенадцать лет, в 1927 году, терцовый, отточенная форма. Другой период: наивный.
«Фокстрот» - апофеоз нэпмановской Одессы. Эпопея.
1. Фокстрот еврейский (в одиннадцать лет).
2. Фокстрот, который всем нравился (в двенадцать лет).
(В обоих бешеный темперамент.)
«Кольцо» - девять лет. Довольно оригинальное оперное вступление. Какой-то Пуччини.
«Бэла» - одиннадцать лет. Начало: Кавказ и так далее. Под влиянием «Аиды».
Остановились на «Рассказе Казбича».
- И вы сами в детстве это все играли? - спросила я, не веря своим ушам.
- Ну а как?... Кто же играл?.. Конечно, я...
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Загадка в "Энигме"

Сообщение Yuriy » Пт фев 12, 2010 9:59 pm

Yuriy писал(а):В известном фильме Монсенжона “Richter. The Enigma” действительно есть одна (по крайней мере) загадка. Желающие могут еще раз прослушать эпизод 0.11.28 – 0.12.01. Ребенок в пионерской форме играет какую-то музыку. В буклете к диску дотошно сообщаются все звучащие в фильме музыкальные произведения и начало воспроизведения каждого вплоть до секунд. Но об этой музыке ни слова! Знающие люди говорят, что это фрагмент из сочинения юного Светика. В книге “Святослав Рихтер. О музыке. Творческие дневники.” (изд. 2007) в записи под № 1007 читаем о слушании друзьями Маэстро детских произведений Рихтера, в том числе, фортепианных:
1. Первая соната
2. Заход солнца
3. Праздник
4. Лошадки
5. Плетение венков.
Как вы думаете, на какую из этих пьес похожа музыка, звучащая в фильме?
На мой вопрос никто почему-то не откликнулся. Выяснил (с большой вероятностью) правильный ответ: "Плетение венков".
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить