Трансцендентные этюды Листа
Трансцендентные этюды Листа
Издание GREAT HALL выпустило в свет диск GH 157, на котором представленна запись раннего (очевидно, 1957 года) исполнения программы из восьми Трансцендентных этюдов Листа. Сам по себе этот выпуск - событие. Но издание осуществлено бездарно. Очевидно, исходная фонограмма была не самого лучшего качества, но издатели внесли ещё и свою лепту в ухудшение записи концерта. Во-первых, переставили две последние пьесы: Этюд фа-минор стал предпоследним, а "Вечерние гармонии" оказались в самом конце. Это перепутало художественный план, принятый исполнителем. Затем, убраны аплодисменты вместе с последними мгновениями музыки. Паузы между пьесами, те, что были в концерте, по длительности заменены на произвольные промежутки тишины. Чувствуется и ещё какая-то "реставрационная" работа. Убрав частично помехи, реставратор убрал и часть музыки. Всё это портит художественное впечатление, получаемое ценителем искусства Рихтера от крайне важного концерта, заставляет додумывать, перереставрировать запись - уже в воображении слушателя.
Запись, тем не менее историческая для поклонников Рихтера. Технические возможности Рихтера, проявленные в записанном концерте, невозможно было себе представить. Бешенный тем в быстрых местах, упоительная, опьяняющая, ураганная виртуозность! И, в каждой пьесе, - ощущение её цельности.
Из представленных на диске восьми этюдов мне больше всего понравился этюд фа-минор. Но, вероятно каждый слушатель составит своё собственное мнение. Хотя добавлю, что в художественном отношении более позднее исполнение этих восьми пьес - в 1981 и, особенно, в 1988 гг. - мне больше по душе. Но всё равно, ценность того, что изданно на этом диске, безусловная, её невозможно переоценить.
P.S. Дня три назад продавалась в магазине на Маяковке (180 руб.).
Запись, тем не менее историческая для поклонников Рихтера. Технические возможности Рихтера, проявленные в записанном концерте, невозможно было себе представить. Бешенный тем в быстрых местах, упоительная, опьяняющая, ураганная виртуозность! И, в каждой пьесе, - ощущение её цельности.
Из представленных на диске восьми этюдов мне больше всего понравился этюд фа-минор. Но, вероятно каждый слушатель составит своё собственное мнение. Хотя добавлю, что в художественном отношении более позднее исполнение этих восьми пьес - в 1981 и, особенно, в 1988 гг. - мне больше по душе. Но всё равно, ценность того, что изданно на этом диске, безусловная, её невозможно переоценить.
P.S. Дня три назад продавалась в магазине на Маяковке (180 руб.).
Последний раз редактировалось M.I. Вс сен 11, 2016 7:41 pm, всего редактировалось 2 раза.
Весьма похоже. По данным, которыми располагает, Yuriy, это запись скорее всего, 1957 года. Раньше Рихтер такаю программу не играл. По акустике напоминает БЗК. Хорошо бы на сайте переставить местами две последние пьесы, поскольку именно так была у Рихтера скомпонована программа.timalism писал(а):Это та запись, что опубликована у нас на сайте?
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Вопрос датировки этой записи обсуждался здесь:M.I. писал(а):Весьма похоже. По данным, которыми располагает, Yuriy, это запись скорее всего, 1957 года. Раньше Рихтер такаю программу не играл. По акустике напоминает БЗК. Хорошо бы на сайте переставить местами две последние пьесы, поскольку именно так была у Рихтера скомпонована программа.timalism писал(а):Это та запись, что опубликована у нас на сайте?
viewtopic.php?t=18
Сомневаюсь, что это - 1957 год. Согласно одному из хронографов, Рихтер в 1957-м году Трансцендентных этюдов Листа не играл:
http://www.trovar.com/str/dates/a1957.html
Ни в одном из известных мне источников не упоминаются записи Рихтера от 1957 года.
Более того, сомневаюсь, что это - 1956. Слишком бурное, "юношеское" исполнение. Склонен верить, что это - 1946, или даже раньше. Так, в том же, уже упомянутом хронографе, пишется:
broadcast of Liszt: Four Transcendental Etudes (1944 год). В это я верю гораздо больше!
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
- Откуда: М.О.
Судя по рукописным программам Рихтера, в 1957 году он, наоборот, часто играл Трансцендентные этюды.timalism писал(а): Сомневаюсь, что это - 1957 год. Согласно одному из хронографов, Рихтер в 1957-м году Трансцендентных этюдов Листа не играл:
http://www.trovar.com/str/dates/a1957.html
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Охотно верю. Я про записи, скорее, имею в виду...belgian_shepherd писал(а):Судя по рукописным программам Рихтера, в 1957 году он, наоборот, часто играл Трансцендентные этюды.timalism писал(а): Сомневаюсь, что это - 1957 год. Согласно одному из хронографов, Рихтер в 1957-м году Трансцендентных этюдов Листа не играл:
http://www.trovar.com/str/dates/a1957.html
Меня волнует именно дата опубликованных этюдов!
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
- Откуда: М.О.
Тогда как на протяжении 44-го года он, в общей сложности, играл только 5 из выложенных этюдов: Прелюдия, Пейзаж, Блуждающие огни, Эроика, Вечерние гармонии. В 56 - их же, но в одном концерте. В 46-м в программах Рихтера нет Трансцендентных этюдов.belgian_shepherd писал(а):Судя по рукописным программам Рихтера, в 1957 году он, наоборот, часто играл Трансцендентные этюды.timalism писал(а): Сомневаюсь, что это - 1957 год. Согласно одному из хронографов, Рихтер в 1957-м году Трансцендентных этюдов Листа не играл:
http://www.trovar.com/str/dates/a1957.html
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Любопытно. Почему же запись 1957 (?) года звучит как более ранняя по качеству записи?..belgian_shepherd писал(а): Судя по рукописным программам Рихтера, в 1957 году он, наоборот, часто играл Трансцендентные этюды.
Тогда как на протяжении 44-го года он, в общей сложности, играл только 5 из выложенных этюдов: Прелюдия, Пейзаж, Блуждающие огни, Эроика, Вечерние гармонии. В 56 - их же, но в одном концерте. В 46-м в программах Рихтера нет Трансцендентных этюдов.
Позвольте ответить цитатой с другого форума.timalism писал(а):Любопытно. Почему же запись 1957 (?) года звучит как более ранняя по качеству записи?..
Может быть, Вы имеете в виду запись издания "GREAT HALL"? (Сегодня приобрёл на Маяковке). Там действительно полузатёртый звук, придушенный, чувствуется рука реставратора ("Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит...") (С). Это бывает, такие обработаные записи выходили. Достать бы нереставрированную - вот это была бы находка! Но и в том виде, как изданно, много ценного, очень ценного.
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
- Откуда: М.О.
Кстати, вот здесь:timalism писал(а):
Более того, сомневаюсь, что это - 1956. Слишком бурное, "юношеское" исполнение. Склонен верить, что это - 1946, или даже раньше. Так, в том же, уже упомянутом хронографе, пишется:
broadcast of Liszt: Four Transcendental Etudes (1944 год). В это я верю гораздо больше!
http://members.tripod.com/~sinadin/
(ссылка размещена в разделе links в группе sviatoslav richter на yahoo)
выложены фрагменты кое-каких записей, еще более бурные и юношеские и еще более скромного качества.
timalism писал(а):
На одном из других дисков есть три Трансцендентных этюда, датированные 16 марта 1955 года. По стилю исполнения это гораздо более "спокойный" Рихтер, темп единственного быстрого этюда в записи (Feux follets) более сдержанный, чем в записи якобы 1956 (либо якобы 1946) года. Разница в длительности звучания совпадающего быстрого этюда 1955 и 1956 (?) - полминуты!
На мой взгляд, это нелогично. Было бы более естественно, что если в 1946 Святослав Теофилович "набрасывался" на клавиатуру, то в 1955 играл "мудрее". Естественнее, чем играть в 1955-м относительно спокойно, а в 1956 "разнести" клавиатуру.
Конечно, это всего лишь мои мысли и сопоставление источников. Ваше мнение?
Издатели могут путать датировку записей или по ошибке или с целью уйти от ответственности по авторским правам. Дата записи трёх Трансцендентных этюдов 16 марта 1955 года не вызывает сомнений, так как эта запись неоднократно передавалась с этой датировкой по радио в советское время.timalism писал(а): Более того, сомневаюсь, что это - 1956. Слишком бурное, "юношеское" исполнение. Склонен верить, что это - 1946, или даже раньше. Так, в том же, уже упомянутом хронографе, пишется:
broadcast of Liszt: Four Transcendental Etudes (1944 год). В это я верю гораздо больше!
Всё-таки, могло быть и так, что в более позднем концерте Рихтер мог играть пьесу живее и энергичнее. Например, 21 и 22 декабря 1974 года он играл Восьмую сонату Прокофьева очень "сильно", запись сонаты длиться примерно 26, 5 минуты. А запись, сделанная за несколько лет до этого, идёт почти 30 минут, да и характер игры там другой - более угрюмый, что-ли.
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
- Откуда: М.О.
Название "огоньки" было при объявлении программы второго отделения концерта 17.06.1981, притом названия восьми этюдов назывались два раза - по просьбе Рихтера.belgian_shepherd писал(а):Но явно не в 44-м годуM.I. писал(а):Рихтер называл этот этюд немного иначе: Блуждающие огоньки.belgian_shepherd писал(а):...Блуждающие огни...
Последний раз редактировалось M.I. Вс мар 22, 2009 5:16 pm, всего редактировалось 2 раза.