Страница 2 из 2

СообщениеДобавлено: Ср ноя 04, 2009 11:18 pm
DK
По поводу опуса 106, у меня вообще сложилось мнение, что это довольно простая для понимания соната - но только после нескольких лет слушания. Первая часть в обычной сонатной форме, про скерцо следует только заметить, что его основной мотив - это пародия на героическую тему первой части. Ключ к медленной части лежит в поздних Багателях - когда их послушаешь много, и особенно поиграешь, язык вариаций медленной части становится понятным. А фугу прекрасно проанализировал Бузони - к его анализу нечего добавить.

Дмитрий

Re: «Hammerklavier»

СообщениеДобавлено: Вт окт 31, 2017 1:50 am
Yuriy
Меня всегда интересовала 29-я соната Бетховена в исполнении Рихтера. В те далекие годы, когда интернета не было и в помине, с информацией было туго, я пытался расспрашивать разных музыкантов. В 1975-м году я познакомился с преподавателем Киевской консерватории, пианистом Всеволодом Михайловичем Воробьевым, другом Рихтера. Вот его-то я и донимал разными вопросами. Понятно, он знал далеко не весь репертуар Рихтера, но что-то полезное мне сообщил. О 29-й он рассказал, что Рихтер никак не мог за нее взяться, и для того, чтобы наконец её выучить, он принял приглашение на фестиваль в Женеву, а там было обязательное требование – сыграть эту сонату. Я тогда понял так, что раз приглашение принял, то и выучил, и сыграл. И что же получается? Оскар Кокошка в 65-м сделал несколько рисунков, запечатлевших трудный процесс работы над фугой, но ведь тогда Рихтер всё же «Hammerklavier» не сыграл! Первое исполнение состоялось лишь 13/04/1974 в музыкальной десятилетке им.Гнесиных (ул. Фрунзе). Кстати, в Женеве 28/02/65 Рихтер сыграл, но Сонату Листа и четыре скерцо Шопена. Это не был фестиваль, а ведь Рихтер четко отмечал в тетрадях, когда и в каких фестивалях он участвовал. Жаль, сейчас практически не у кого спросить о разных таких вещах. Могу добавить, что «Hammerklavier» Рихтер сыграл всего 24 раза, причем, в течение двух лет – в 1974-75-х годах.
Рихтер планировал сыграть «Hammerklavier» еще в 1949-м году. Вы можете прочитать его статью в газете «Советское искусство» за 1-е января 1949-го года. Там Святослав Теофилович анонсирует эту сонату и вариации Брамса на тему Паганини! Эти два великих опуса по его мнению входят в число «трех китов» пианизма (третий «кит» - 2-й концерт Прокофьева). Опус 35 Брамса он сыграл только в 86-м году (07/03 - Нитра)! Как все же жаль – такую вещь лучше играть пораньше, хотя я очень люблю записи Рихтера Вариаций, особенно запись 30/05/88 – Kassel. Но это другая тема. Приглашаю прочитать статью Рихтера 49-го года на сайте https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/ . Кстати, там выложены все статьи Рихтера, опубликованные в советских газетах и журналах (кажется, ничего не пропустил).