«Hammerklavier»
Добавлено: Вс ноя 02, 2008 2:56 am
Не кажется ли вам странным, дорогие участники, что, говоря о художественных откровениях великого Маэстро Рихтера, мы ни разу не вспомнили о “главной” сонате во всей музыке и ее грандиозном воплощении? Уникальный шедевр, коим является Соната №29, B-dur, op. 106, “Hammerklavier” Бетховена, как ни какой другой требует великого исполнителя, способного погрузиться в ее глубины и просветить нас, желающих приобщиться истины. Сказать этой музыкой такое, чтобы ввести в высокий мир ее образов, - это не каждому дано. Каждый находится на пути к постижению, но путь-то здесь не один! Нельзя представлять себе, что все стартовали и движутся по одной дороге, точнее, очень пересеченной местности, и кто-то отстал, а кто-то продвинулся дальше. Путей здесь много - и это относится не только к обсуждаемому опусу. Это, как три (в данном случае больше) витязя, поехавших в разные стороны за красавицей-царевной, причем каждый считает, что идет по верному пути.
В случае этого великого бетховенского творения предполагается высокий профессионализм, но это всего лишь необходимое условие. Соната играется не только и не столько руками. Исполнитель предлагает свое видение, свою эстетику, свое понимание вечных вопросов, которые не всегда легко выразить словами. Вот и есть, слава Богу, уникальное искусство - музыка - которое призвано отразить некие идеи, стремления души и духа и найти их выражение на универсальном языке. Среди вершинных достижений в музыке и в искусстве вообще “Hammerklavier” – высочайшая. Я это как-то сразу ощутил еще в те далекие годы начала приобщения (совершенно самостоятельного) к музыке. У меня тогда были пластинки Ведерникова, Юдиной, Гринберг. Ближе всех был Ведерников, но нутром чувствовал, что идеала до сих пор не нашел. ПризнАюсь, что десять лет выписывал такую газету “Говорит и показывает Москва” и аккуратно просматривал программы радио, ожидая, что наконец передадут то “заветное” исполнение. Но “помощь” пришла с другой стороны. Олег Каган рассказал, что у него есть пластинка фирмы ROCOCO с “пиратской” лондонской записью Рихтера. Приехав в очередной раз в Киев, он мне привез ее и несколько других интересных пластинок той же фирмы с записями Рихтера. Я быстро переписал все это на магнитофон и стал обладателем уникальных записей. “Hammerklavier” слушал каждый день в течение недели, а потом очень часто к нему возвращался. Вот исполнение вселенского охвата! Какая глубина и мудрость, необыкновенное чувство меры, которому чужд дешевый пафос или причитания в третьей части. Все строго, естественно, глубоко и без внешнего глубокомыслия. Представляю себе, сколько здесь может быть соблазнов у исполнителей, и куда они могут завести. У Рихтера здесь, как впрочем, всегда, абсолютная убежденность в правильности выбранной концепции, видение шедевра “с орлиного полета” (с) с тончайшей проработкой деталей. Замечу, что если читать его отзывы о собственном исполнении, то он, как правило, пишет о них как о неудачных. Я могу поверить, что в сознании гения возникает некий идеальный образ, к которому он стремится, и который нам неведом. Как бы он ни относился к своим записям, они – высшее достижение в постижении этого музыкального колосса.
Ну а чтение упомянутой газеты тоже принесло плоды: удалось услышать пражскую запись (2/6/75).
Возможно, кому-то интересно будет узнать, где и когда Рихтер исполнял ор.106. Вот полный перечень:
13/4/74 – Москва. Школа-десятилетка им.Гнесиных
15/4/74 – Москва. МГУ на Ленинских горах.
19/4/74 – Токио. Бунка кайкан.
20/4/74 – Фудзисава. Симин-кайкан.
22/4/74 – Нагоя. Симин-кайкан.
23/4/74 – Хамамацу. Симин-кайкан.
30/4/74 – Осака. Фестивал холл.
2/5/74 – Осака. Фестивал холл.
4/5/74 – Киото. Киото-кайкан.
7/5/74 – Каназава. Канко-кайкан.
9/5/74 – Нагано. Нагано симин кайкан.
23/5/75 – Москва. Музей им. Пушкина. Зал французской живописи 17-18 веков.
24/5/75 – Москва. ЦМШ при Московской консерватории.
26/5/75 – Иваново. Дом политического просвещения.
29/5/75 – Брест. Концертный зал музыкального училища.
31/5/75 – Краков. Зал филармонии им. К.Шимановского.
2/6/75 – Прага. 30-я Пражская весна. Дом искусств (Рудольфинум). Зал им. Дворжака.
5/6/75 – Иена. Volkshaus. Grosser Saal.
7/6/75 – Дюссельдорф. Rheinhalle.
8/6/75 – Антверпен. Зал имени королевы Елизаветы.
11/6/75 – Блайбург. 28-ой Альдебургский фестиваль. The Blyburgh Church.
14/6/75 – Кембридж. King’s college chapel.
18/6/75 – Лондон. Ройал фестивал-холл (предвечерний концерт).
28/6/75 – Мэле. Около Тура. Амбар Мэле.
10/7/75 – Гурдон. 4-ый фестиваль.
12/7/75 – Арль. Античный театр.
В случае этого великого бетховенского творения предполагается высокий профессионализм, но это всего лишь необходимое условие. Соната играется не только и не столько руками. Исполнитель предлагает свое видение, свою эстетику, свое понимание вечных вопросов, которые не всегда легко выразить словами. Вот и есть, слава Богу, уникальное искусство - музыка - которое призвано отразить некие идеи, стремления души и духа и найти их выражение на универсальном языке. Среди вершинных достижений в музыке и в искусстве вообще “Hammerklavier” – высочайшая. Я это как-то сразу ощутил еще в те далекие годы начала приобщения (совершенно самостоятельного) к музыке. У меня тогда были пластинки Ведерникова, Юдиной, Гринберг. Ближе всех был Ведерников, но нутром чувствовал, что идеала до сих пор не нашел. ПризнАюсь, что десять лет выписывал такую газету “Говорит и показывает Москва” и аккуратно просматривал программы радио, ожидая, что наконец передадут то “заветное” исполнение. Но “помощь” пришла с другой стороны. Олег Каган рассказал, что у него есть пластинка фирмы ROCOCO с “пиратской” лондонской записью Рихтера. Приехав в очередной раз в Киев, он мне привез ее и несколько других интересных пластинок той же фирмы с записями Рихтера. Я быстро переписал все это на магнитофон и стал обладателем уникальных записей. “Hammerklavier” слушал каждый день в течение недели, а потом очень часто к нему возвращался. Вот исполнение вселенского охвата! Какая глубина и мудрость, необыкновенное чувство меры, которому чужд дешевый пафос или причитания в третьей части. Все строго, естественно, глубоко и без внешнего глубокомыслия. Представляю себе, сколько здесь может быть соблазнов у исполнителей, и куда они могут завести. У Рихтера здесь, как впрочем, всегда, абсолютная убежденность в правильности выбранной концепции, видение шедевра “с орлиного полета” (с) с тончайшей проработкой деталей. Замечу, что если читать его отзывы о собственном исполнении, то он, как правило, пишет о них как о неудачных. Я могу поверить, что в сознании гения возникает некий идеальный образ, к которому он стремится, и который нам неведом. Как бы он ни относился к своим записям, они – высшее достижение в постижении этого музыкального колосса.
Ну а чтение упомянутой газеты тоже принесло плоды: удалось услышать пражскую запись (2/6/75).
Возможно, кому-то интересно будет узнать, где и когда Рихтер исполнял ор.106. Вот полный перечень:
13/4/74 – Москва. Школа-десятилетка им.Гнесиных
15/4/74 – Москва. МГУ на Ленинских горах.
19/4/74 – Токио. Бунка кайкан.
20/4/74 – Фудзисава. Симин-кайкан.
22/4/74 – Нагоя. Симин-кайкан.
23/4/74 – Хамамацу. Симин-кайкан.
30/4/74 – Осака. Фестивал холл.
2/5/74 – Осака. Фестивал холл.
4/5/74 – Киото. Киото-кайкан.
7/5/74 – Каназава. Канко-кайкан.
9/5/74 – Нагано. Нагано симин кайкан.
23/5/75 – Москва. Музей им. Пушкина. Зал французской живописи 17-18 веков.
24/5/75 – Москва. ЦМШ при Московской консерватории.
26/5/75 – Иваново. Дом политического просвещения.
29/5/75 – Брест. Концертный зал музыкального училища.
31/5/75 – Краков. Зал филармонии им. К.Шимановского.
2/6/75 – Прага. 30-я Пражская весна. Дом искусств (Рудольфинум). Зал им. Дворжака.
5/6/75 – Иена. Volkshaus. Grosser Saal.
7/6/75 – Дюссельдорф. Rheinhalle.
8/6/75 – Антверпен. Зал имени королевы Елизаветы.
11/6/75 – Блайбург. 28-ой Альдебургский фестиваль. The Blyburgh Church.
14/6/75 – Кембридж. King’s college chapel.
18/6/75 – Лондон. Ройал фестивал-холл (предвечерний концерт).
28/6/75 – Мэле. Около Тура. Амбар Мэле.
10/7/75 – Гурдон. 4-ый фестиваль.
12/7/75 – Арль. Античный театр.