«Hammerklavier»

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

«Hammerklavier»

Сообщение Yuriy » Вс ноя 02, 2008 2:56 am

Не кажется ли вам странным, дорогие участники, что, говоря о художественных откровениях великого Маэстро Рихтера, мы ни разу не вспомнили о “главной” сонате во всей музыке и ее грандиозном воплощении? Уникальный шедевр, коим является Соната №29, B-dur, op. 106, “Hammerklavier” Бетховена, как ни какой другой требует великого исполнителя, способного погрузиться в ее глубины и просветить нас, желающих приобщиться истины. Сказать этой музыкой такое, чтобы ввести в высокий мир ее образов, - это не каждому дано. Каждый находится на пути к постижению, но путь-то здесь не один! Нельзя представлять себе, что все стартовали и движутся по одной дороге, точнее, очень пересеченной местности, и кто-то отстал, а кто-то продвинулся дальше. Путей здесь много - и это относится не только к обсуждаемому опусу. Это, как три (в данном случае больше) витязя, поехавших в разные стороны за красавицей-царевной, причем каждый считает, что идет по верному пути.
В случае этого великого бетховенского творения предполагается высокий профессионализм, но это всего лишь необходимое условие. Соната играется не только и не столько руками. Исполнитель предлагает свое видение, свою эстетику, свое понимание вечных вопросов, которые не всегда легко выразить словами. Вот и есть, слава Богу, уникальное искусство - музыка - которое призвано отразить некие идеи, стремления души и духа и найти их выражение на универсальном языке. Среди вершинных достижений в музыке и в искусстве вообще “Hammerklavier” – высочайшая. Я это как-то сразу ощутил еще в те далекие годы начала приобщения (совершенно самостоятельного) к музыке. У меня тогда были пластинки Ведерникова, Юдиной, Гринберг. Ближе всех был Ведерников, но нутром чувствовал, что идеала до сих пор не нашел. ПризнАюсь, что десять лет выписывал такую газету “Говорит и показывает Москва” и аккуратно просматривал программы радио, ожидая, что наконец передадут то “заветное” исполнение. Но “помощь” пришла с другой стороны. Олег Каган рассказал, что у него есть пластинка фирмы ROCOCO с “пиратской” лондонской записью Рихтера. Приехав в очередной раз в Киев, он мне привез ее и несколько других интересных пластинок той же фирмы с записями Рихтера. Я быстро переписал все это на магнитофон и стал обладателем уникальных записей. “Hammerklavier” слушал каждый день в течение недели, а потом очень часто к нему возвращался. Вот исполнение вселенского охвата! Какая глубина и мудрость, необыкновенное чувство меры, которому чужд дешевый пафос или причитания в третьей части. Все строго, естественно, глубоко и без внешнего глубокомыслия. Представляю себе, сколько здесь может быть соблазнов у исполнителей, и куда они могут завести. У Рихтера здесь, как впрочем, всегда, абсолютная убежденность в правильности выбранной концепции, видение шедевра “с орлиного полета” (с) с тончайшей проработкой деталей. Замечу, что если читать его отзывы о собственном исполнении, то он, как правило, пишет о них как о неудачных. Я могу поверить, что в сознании гения возникает некий идеальный образ, к которому он стремится, и который нам неведом. Как бы он ни относился к своим записям, они – высшее достижение в постижении этого музыкального колосса.
Ну а чтение упомянутой газеты тоже принесло плоды: удалось услышать пражскую запись (2/6/75).

Возможно, кому-то интересно будет узнать, где и когда Рихтер исполнял ор.106. Вот полный перечень:

13/4/74 – Москва. Школа-десятилетка им.Гнесиных
15/4/74 – Москва. МГУ на Ленинских горах.
19/4/74 – Токио. Бунка кайкан.
20/4/74 – Фудзисава. Симин-кайкан.
22/4/74 – Нагоя. Симин-кайкан.
23/4/74 – Хамамацу. Симин-кайкан.
30/4/74 – Осака. Фестивал холл.
2/5/74 – Осака. Фестивал холл.
4/5/74 – Киото. Киото-кайкан.
7/5/74 – Каназава. Канко-кайкан.
9/5/74 – Нагано. Нагано симин кайкан.
23/5/75 – Москва. Музей им. Пушкина. Зал французской живописи 17-18 веков.
24/5/75 – Москва. ЦМШ при Московской консерватории.
26/5/75 – Иваново. Дом политического просвещения.
29/5/75 – Брест. Концертный зал музыкального училища.
31/5/75 – Краков. Зал филармонии им. К.Шимановского.
2/6/75 – Прага. 30-я Пражская весна. Дом искусств (Рудольфинум). Зал им. Дворжака.
5/6/75 – Иена. Volkshaus. Grosser Saal.
7/6/75 – Дюссельдорф. Rheinhalle.
8/6/75 – Антверпен. Зал имени королевы Елизаветы.
11/6/75 – Блайбург. 28-ой Альдебургский фестиваль. The Blyburgh Church.
14/6/75 – Кембридж. King’s college chapel.
18/6/75 – Лондон. Ройал фестивал-холл (предвечерний концерт).
28/6/75 – Мэле. Около Тура. Амбар Мэле.
10/7/75 – Гурдон. 4-ый фестиваль.
12/7/75 – Арль. Античный театр.
Последний раз редактировалось Yuriy Вс ноя 02, 2008 5:27 pm, всего редактировалось 2 раза.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

"Hammerklavier"

Сообщение Yuriy » Вс ноя 02, 2008 3:26 pm

Хочу сообщить, что не очень активное обсуждение сонаты вновь возникло на форумклассике:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... post711685
Все же приведу здесь одно из своих последних сообщений.

По сравнению с количеством концертов, в которых Рихтером была исполнена эта соната, количество доступных записей гораздо меньше. Желающие могут познакомиться с ними по дискографии Атеша Танина, выложенной на сайте DOREMI. Я все же приведу список:

Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106

* 24/5/75 - Moscow - Live (PT)*
**2/6/75 - Prague - Live - PRAGA 254 022 (CD)**
* 8/6/75 - Antwerp - Live - (PT)*
**11/6/75 - Aldeburgh - Live - BBC BBCL 4052-2 (CD)**
**18/6/75 - London - Live - STRADIVARIUS STR 33313 (CD)**
* 18/6/75 - London - Live - 4th mvt encored - (PT)*
* 28/6/75 - Tours - Live - 4th mvt encored - (PT)*
* 12/7/75 - Arles - Live - (PT)*

А сейчас мне хочется сообщить, что к пополнению их числа некоторым образом приложил руку и я. Как-то, приехав в Киев, Наталия Гутман привезла мне любительскую запись
* 24/5/75 - Moscow - Live (PT)* ,
сделанную в ЦМШ, которую с ее согласия я потом послал Танину, что в результате дало возможность познакомить с этой записью почитателей Рихтера, живущих в разных концах планеты и встречающихся на форуме Геффена.
Помню, как принес ее своему приятелю, безвременно ушедшему Борису Александровичу Архимовичу, пианисту и заодно большому специалисту в области реставрации записей. Он немного убрал шумы. Потом мы послушали отдельные фрагменты. Когда зазвучала Фуга, он сказал: "А теперь начинается страх Божий!"
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: "Hammerklavier"

Сообщение M.I. » Вс ноя 02, 2008 4:24 pm

Yuriy писал(а): 11/6/75 – Блайбург. 28-ой Блайбургский фестиваль. The Blyburgh Church.
Прошу пояснить, Блайбург это что, окрестность Олдборо? Потому что:
Yuriy писал(а): **11/6/75 - Aldeburgh - Live - BBC BBCL 4052-2 (CD)**

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: "Hammerklavier"

Сообщение timalism » Вс ноя 02, 2008 4:30 pm

Yuriy писал(а): 26/5/75 – Иваново. Дом политического просвещения.
[...]
26/5/75 – Краков. Зал филармонии им. К. Шимановского.
Нет ли здесь ошибки?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: "Hammerklavier"

Сообщение Yuriy » Вс ноя 02, 2008 5:24 pm

timalism писал(а):
Yuriy писал(а): 26/5/75 – Иваново. Дом политического просвещения.
[...]
26/5/75 – Краков. Зал филармонии им. К. Шимановского.
Нет ли здесь ошибки?
Прошу прощения за невнимательность. Уже исправил:
31/5/75 – Краков. Зал филармонии им. К.Шимановского.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: "Hammerklavier"

Сообщение Yuriy » Вс ноя 02, 2008 5:33 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а): 11/6/75 – Блайбург. 28-ой Блайбургский фестиваль. The Blyburgh Church.
Прошу пояснить, Блайбург это что, окрестность Олдборо? Потому что:
Yuriy писал(а): **11/6/75 - Aldeburgh - Live - BBC BBCL 4052-2 (CD)**
И снова прошу прощения за мою оплошность и благодарю за внимание и за заинтересованность читающих. Уже исправил:
11/6/75 – Блайбург. 28-ой Альдебургский фестиваль. The Blyburgh Church.

Но вот о том, является ли Блайбург окрестностью Олдборо, пока ничего сказать не могу.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Вт ноя 04, 2008 12:03 am

Блайбург (Blythburgh) это маленький городок ближе Aldeburgh.
В этом местечке (Blythburgh) есть церковь-Holy Trinity Church (Cathedral of the Marshes, Blythburgh).
Акустика этой церкви очень понравилась Бриттена и после 1962 некоторые концерты фестиваля Aldeburgh проводились именно в этой церкви.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: "Hammerklavier"

Сообщение M.I. » Вс ноя 09, 2008 9:59 pm

Yuriy писал(а): чтение упомянутой газеты тоже принесло плоды: удалось услышать пражскую запись (2/6/75).
Эту запись передали в конце лета 1975 года по 1-й программе радио. Сказали, что Рихтер тогда играл эту сонату впервые. Ошиблись. Место исполнения объявили так: Пражский Дом работников искусств.
Жаль, что Рихтер не вернулся к этой сонате в 90-е годы.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: "Hammerklavier"

Сообщение Yuriy » Вт ноя 11, 2008 9:48 pm

M.I. писал(а):Эту запись передали в конце лета 1975 года по 1-й программе радио.
Но я слушал другую передачу, после 80-го года, и тоже в конце лета. Даже помню, что это было 18 августа, но не помню, какого года. Дело в том, что это день рождения моей покойной приятельницы, Гали Миксон, легендарной личности киевского околофилармонического общества, о которой я не раз вспоминал.
Потом пражскую запись в отвратительном магнитофонном варианте подарил мне один любитель музыки и Рихтера. Несмотря на плохое качество, точнее, полное его отсутствие, было слышно, что это шедевр.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: "Hammerklavier"

Сообщение M.I. » Сб июл 04, 2009 4:34 pm

Yuriy писал(а): Но я слушал другую передачу, после 80-го года, и тоже в конце лета. Даже помню, что это было 18 августа, но не помню, какого года.
Могу подсказать. Год был 1984. Передача шла по Первой программе радио с 21-00 до 21-45.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Hammerklavier

Сообщение Yuriy » Пт окт 30, 2009 2:40 pm

BEETHOVEN
Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106
**11/6/75 - Aldeburgh - Live - BBC BBCL 4052-2 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/221k4g
http://www.sendspace.com/file/011yoz
http://www.sendspace.com/file/q93sou
http://www.sendspace.com/file/u7pp9w

Рихтер играет в ЦМШ при Московской консерватории:

BEETHOVEN
Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106
* 24/5/75 - Moscow - Live (PT)*

http://www.sendspace.com/file/zj4z33
http://www.sendspace.com/file/qzi2nx
http://www.sendspace.com/file/orx7zt
http://www.sendspace.com/file/zfxg21

Эту запись подарила мне Наталия Гутман. Не знаю, кто ее сделал, но получилось плохо – нет фрагмента в конце 3-ей части, 4-я начинается не с самого начала. Странно начинается 1-я часть: Рихтер берет первый аккорд – и не по тем клавишам.
Вчера были проблемы с интернетом, поэтому выложить не смог. Зато послушал с огромным удовольствием, несмотря на указанные недочеты.

Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106
* 18/6/75 - London - Live - 4th mvt encored - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/yd0jvs
http://www.sendspace.com/file/tm3p94
http://www.sendspace.com/file/66ocso
http://www.sendspace.com/file/kdyucq

Хочу заметить, что Рихтер в тетради не отметил, что играл на бис Фугу в этом концерте, как и в концерте в амбаре Мэле
* 28/6/75 - Tours - Live - 4th mvt encored - (PT)*

Возможно, кто-то читал мои воспоминания об июньских концертах 80-го. Тем не менее, для тех, кто не читал, приведу выдержку из них. Это “сцена на вокзале”. Мы с профессором Киевской филармонии В.М. Воробьевым и сотрудниками филармонии провожали Рихтера за границу. Точное время – 7.30 утра, 10/06/1980.

……………..
Будучи представленным ему Всеволодом Михайловичем, я выпалил: “Святослав Теофилович, Вы оказали определяющее влияние на формирование моего музыкального мировоззрения!” От неожиданности Рихтер схватился за голову: “Как это сложно!” Я понял, что сказал нечто неудобоваримое (чего только не бывает по молодости) и повторил более нормальным языком, что действительно приобщался к музыке благодаря его записям и концертам, тут же добавив, что уже много лет мечтаю услышать в его исполнении 29-ю сонату, забыв сказать, чью, но было и так понятно. “Какие трудные вещи Вы хотите слушать!” – снова схватился за голову Святослав Теофилович. “Я играл ее, играл, но это трудно, это очень трудно. Это одна их самых тру…, нет, это самая трудная вещь во всей музыке! Правда, Сева?” – “Вот поэтому и хочу услышать ее именно в Вашем исполнении!” – не унимался я. Но проводники уже начали торопить, надо было заходить в вагон…

BEETHOVEN
Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106

* 28/6/75 - Tours - Live - 4th mvt encored - (PT)*

http://www.sendspace.com/file/mvphox
http://www.sendspace.com/file/fjj5v9
http://www.sendspace.com/file/2jjcd4
http://www.sendspace.com/file/9sbsf7
http://www.sendspace.com/file/jdi8x9
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Hammerklavier

Сообщение Yuriy » Сб окт 31, 2009 1:41 am

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

DK
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:05 pm

Сообщение DK » Вт ноя 03, 2009 5:57 pm

Юрий, не могли бы Вы прокомментировать сравнительные достоинства этих записей?

Дмитрий

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт ноя 03, 2009 7:23 pm

DK писал(а):Юрий, не могли бы Вы прокомментировать сравнительные достоинства этих записей?

Дмитрий
Вряд ли. Я с удовольствием слушаю каждую из них. Я ведь не музыкант и не музыкальный теоретик. Я слушатель. Но слушатель, который знает, что есть в этой музыке, знает, как это звучит у Рихтера и почему он (то бишь, я) этот взгляд, концепцию, разделяет. Все эти исполнения родственные. Другое дело - где-то удачнее получилось, какие-то удачнее записаны. Почитайте Дневники Рихтера. Там Рихтер немного упоминает о некоторых записях.
Еще предложил бы заглянуть на форумы
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 2&page=102

http://www.classicalforum.ru/index.php? ... rdseen#new

Полистайте, поищите. Там много написано. Особенно обратите внимание на обстоятельнейшие сообщения Предлогова.
Мне нравится слушать в небольшом коллективе и жестами отмечать понравившиеся/непонравившиеся эпизоды. Потом можно обсудить. Немного приходилось участвовать в таких прослушиваниях. Правда, возможность такая редко случается.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

DK
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:05 pm

Сообщение DK » Ср ноя 04, 2009 1:49 pm

Юрий,

А меня и не интересует мнение музыканта или теоретика. А интересуют именно жесты во время слушания.

Дмитрий

PS Кстати, передайте Предлогову, что у Розена пол-книги про опус 106 (правда толку от этого мало).

Ответить