Рихтер играет Гайдна

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
neuhaus44
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2007 12:52 pm

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение neuhaus44 » Пт апр 04, 2008 1:34 am

Yuriy писал(а): Потом прослушал запись Рихтера
24/9/60 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 25178.
Запись старая, звучание худшего качества. Темп заметно медленнее и при этом какая стройность, естественность!
С темпом верно замечено. Гайдн, видимо, не терпит суеты.
Вторая часть 31-й сонаты Гайдна (As-dur) у Рихтера звучит больше 10-ти минут (всего две с половиной страницы текста с повторениями!). Гениальная вещь!
Но именно в таком темпе! Мак-Кейбу, например, хватает 6-ти минут - и всё теряется, мне просто не понравилась музыка ("вещь, безделушка, наравне с другими")

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Пт апр 04, 2008 1:52 am

neuhaus44 писал(а):Вторая часть 31-й сонаты Гайдна (As-dur) у Рихтера звучит больше 10-ти минут (всего две с половиной страницы текста с повторениями!). Гениальная вещь!
Да, 13 минут - и на DECCA, и на LIVE CLASSICS LCL 431. Я как раз сегодня слушал именно эту сонату (каждый день слушаю теперь хотя бы по одной сонате Гайдна или одну сонату, но разные записи).
Действительно гениальная музыка! И как Рихтер проникновенно ее играет! Именно проникая вглубь музыки. Он играет как музыкант и уж потом как пианист. Хорошо сказал о нем Гульд, о его преодолении пианизма. Сейчас доставать диск с тем фильмом нет времени, а "близко к тексту" цитировать не хочу. Думаю, все и без меня это знают.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение Stranger » Пт апр 04, 2008 2:08 am

neuhaus44 писал(а): Вторая часть 31-й сонаты Гайдна (As-dur) у Рихтера звучит больше 10-ти минут (всего две с половиной страницы текста с повторениями!). Гениальная вещь!
Меня эта медленная часть совершенно заворожила в парижской видеозаписи 24/06/92. Рихтеровское прочтение уникально, и я радостно предвкушаю возвращение к этой записи. Однако, положа руку на сердце, я бы не стал утверждать, что выбранный Рихтером темп - образец для подражания. :)
Последний раз редактировалось Stranger Пт апр 04, 2008 10:43 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение M.I. » Пт апр 04, 2008 10:41 pm

Yuriy писал(а): Да, 13 минут - и на DECCA, и на LIVE CLASSICS LCL 431.
На DECCA (датирована 1986 г.) и на LIVE CLASSIC LCL 431 (10.07.1992) существенно разные исполнения.
Запись 1986 года более "сильная", более артистичная, увлекательная. Исполнитель втягивает слушателя в процесс исполнения музыки, приковывает внимание.
В записи от 10.07.1992 артистизма и нет. Рихтер "проходит" эту сонату, как учитель в школе проходит с учениками в классе определённую учебную тему. Проходит, вооружившись большим увеличительным стеклом, по-доброму последовательно и методично, словно просматривая все детали на географической карте. Для хорошего восприятия записи 1992 года слушателю надо самому отвлечься от всего постороннего, войти в музыку, и слушать внимательно, сосредоточено, как будто первый раз, и с искренним доверием к исполнителю.

Не отдаю предпочтения ни той, ни другой записи.

Кстати, в записи концерта 10.07.1992 налучшее, как я себе представляю, исполнение Рихтером Полонеза-Фантазии Шопена. Да..., вот опять Гайдн и Шопен оказались рядом!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб апр 05, 2008 7:48 pm

Юрий писал на другой ветке форума о сонате Гайдна № 62:
Yuriy писал(а):в конце 60-ых это была одна из самых любимых пластинок - запись из Бухареста ее и 7-ой Бетховена. Сейчас ее "координаты" -
27/2/60 - Bucharest - Live - NOTES PGP 11025 (CD) / VICTOR VICC - 2137
Этой записью не ограничился, послушал еще
8/5/67 - Moscow - Live - RUSSIAN MASTERS RM 18 (CD)
Разница заметная! Рихтеровский почерк улавливается в обеих записях, но звук бухарестской как бы матовый, московская же отличается хлесткостью, звонкостью звучания.
Да, разница в настроении действительно большая. Невольно вспоминается написанное Я.И.Мильштейном (привожу по памяти): Рихтер мог десятки раз играть одно и то же произведение, никогда не повторяясь.
Возможно, это случайное совпадение, но в бухарестской записи настроение февральское, а в московской - майское, весеннее. В записи 8.05.1967 в первой части сонаты много радости, воодушевления, присутствует словно нетерпеливая игривость. Присутствует, - как это часто встречается в сонатах Гайдна, - образ чего-то движущегося, вероятно большого конного экипажа со многими лошадьми, лакированной кареты с большими колёсами и с красивыми лакеями на запятках. Вторая часть - задумчивая прогулка по большому саду, среди кустов и цветов, в спокойном, уверенном и приятном настроении. Третья часть - радостная встреча гостей. Восклицания, объятия, смех, и - почти никакой грусти.

Качество записи, конечно, не самое лучшее. Во-первых, акустика зала им. Чайковского не идеальная. Затем, в записи местами сышатся стуки об пол. Что поделаешь, так записано! Сам видел, как на одном концерте Рихтера один из микрофонов стоял под роялем - в самом прямом смысле. Так там работала служба звукозаписи. Но все эти акустические огрехи никак не меняют суть рихтеровской игры, всё основное доходит.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн окт 13, 2008 1:17 am

Изучая программы концертов Рихтера - благо он все педантично записывал - нашел в его репертуаре Сонату Гайдна A dur №30. Ее он играл несколько раз в 50-ых, например, в МЗК в Москве 21/6/53. Больше мне ее не удалось найти в его тетрадях. Записи этой сонаты ни официальной, ни неофициальной, к сожалению, нет (см. дискографию Танина и список записей Рихтера, имеющихся в Радиофонде). Монсенжон в своей книге приводит Сонату A dur №45. Скорее всего это одна и та же Соната, просто разные издания нумеруют по-разному (здесь все абсолютно однозначно разве что с сонатами Бетховена). Кстати, в том же концерте он исполнил Сонату c moll №22 (написано его рукой). Хорошо известна Соната в этой тональности, которая в дискографии Танина "выглядит" так:
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20
* 9/6/60 - Moscow - Live - SAGA EC 3362-2 (CD)** , VICTOR VICC - 2137
* 16/7/60 - Kiev - Live - 1st&2nd mvts - TNC H1465-66 (2CD)**
* 8/12/91 - Moscow - Live - (VHS)* [N]
* 22/2/92 - Jouques - Live - STRADIVARIUS STR 33343 (CD)**
* 22/8/92 - Asolo - Live - (PT)*
(чтобы было понятнее, привожу имеющиеся записи). У Монсенжона эта Соната под №33.
Возможно, кто-нибудь поможет разобраться с нумерацией сонат Гайдна. Был бы благодарен за ссылку на выложенный в интернете полный список фортепианных сонат Гайдна.

P.S. A вообще было бы интересно (вскоре я этим займусь) составить список произведений из его репертуара, записей которых нет (пока).
Во всяком случае, у меня давняя мечта - услышать в его исполнении Фантазию и фугу до мажор К.394 Моцарта. Он ее играл, если не ошибаюсь, дважды - 25/11/68 в Зальцбурге и 26/3/68 в Ленинграде. Кстати, в этих концертах он сыграл также Менуэт D dur, K.355, a в Ленинграде еще и Рондо a moll, K.511. И ни одной из этих записей нет! Есть ли они в природе? Кто даст ответ?
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн окт 13, 2008 3:42 pm

Yuriy писал(а): ...разные издания нумеруют по-разному...
По поводу нумерации сонат Гайдна, их количества один мой знакомый выразил Рихтеру своё недоумение. На что Рихтер заметил о сонатах Гайдна: "Не все изданы".
Yuriy писал(а): исполнил Сонату c moll №22 (написано его рукой). Хорошо известна Соната в этой тональности, которая в дискографии Танина "выглядит" так:
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20
* 9/6/60 - Moscow - Live - SAGA EC 3362-2 (CD)** , VICTOR VICC - 2137
А каким номером обозначена рукой Рихтера соната Гайдна до минор в концерте 9.06.1960?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн окт 13, 2008 11:10 pm

M.I. писал(а):А каким номером обозначена рукой Рихтера соната Гайдна до минор в концерте 9.06.1960?
Хороший вопрос!
Действительно, та же соната обозначена так:
Соната c moll op.30 №6.
Замечу, что в том концерте он исполнил также сонаты Бетховена №№ 3, 22, 23. Бисов не было. Аппассионата тогда была записана, и именно эта запись стала эталонной. Сейчас существует очень много ее записей, но ничего лучше этой мне слышать не приходилось, и вряд ли придется. Кажется, когда-то уже писал, что читая популярный в советское время журнал "Музыкальная жизнь" где-то в начале 70-ых, прочитал, что в то время существовало 50 записей Аппассионаты. Так вот, даже там, "на западе", признали, что запись Рихтера лучшая.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт окт 14, 2008 9:58 pm

Yuriy писал(а): Монсенжон в своей книге приводит Сонату A dur №45.
В книге Юрия Борисова, стр. 226, эта соната фигурирует как Hob XVI №30.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт окт 14, 2008 10:06 pm

Yuriy писал(а): Бисов не было.
По-моему, после такого исполнения этой сонаты бисов быть не могло. В опубликованной записи аплодисменты быстро убирают, но мне иногда кажется, что публика от возбуждения готова была сломать партер.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Ср окт 15, 2008 2:23 am

M.I. писал(а):По-моему, после такого исполнения этой сонаты бисов быть не могло. В опубликованной записи аплодисменты быстро убирают, но мне иногда кажется, что публика от возбуждения готова была сломать партер.
Ну да, это на диске MELODIYA/BMG 29462 2 (CD) аплодисменты отрезали. Они там есть, но совсем мало. А на старой советской пластинке их очень много. Чувствуется, что Рихтер уходит, а потом снова появляется, и аплодисменты вспыхивают с новой силой. Ну мы-то бывали свидетелями "как это было". Жаль, что не в этом концерте.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт окт 17, 2008 9:33 pm

Yuriy писал(а): на диске MELODIYA/BMG 29462 2 (CD) аплодисменты отрезали. Они там есть, но совсем мало. А на старой советской пластинке их очень много. Чувствуется, что Рихтер уходит, а потом снова появляется, и аплодисменты вспыхивают с новой силой.
У меня несколько изданий, - отпечатанных с разных матриц, - этой пластинки (Гайдн, Бетховен, 9.06.1960). На одной из пластинок, действительно, долгие аплодисменты, но - после сонаты Гайдна, а не Бетховена. На всех изданиях пластинки, коими я располагаю, аплодисменты после Аппассионаты коротко отрезаны. Есть различия и в звуке. На одном из изданий на Аппассионате прослушивается копирэффект - слабое опережающее эхо - дефект магнитной ленты, перешедший при записи с ленты на на пластинку. На диске MELODIYA/BMG этот дефект отсутствует (устранён звукорежиссёром).

neuhaus44
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2007 12:52 pm

Сообщение neuhaus44 » Вс окт 26, 2008 5:10 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а): ...разные издания нумеруют по-разному...
По поводу нумерации сонат Гайдна, их количества один мой знакомый выразил Рихтеру своё недоумение. На что Рихтер заметил о сонатах Гайдна: "Не все изданы".
Yuriy писал(а): исполнил Сонату c moll №22 (написано его рукой). Хорошо известна Соната в этой тональности, которая в дискографии Танина "выглядит" так:
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20
* 9/6/60 - Moscow - Live - SAGA EC 3362-2 (CD)** , VICTOR VICC - 2137
А каким номером обозначена рукой Рихтера соната Гайдна до минор в концерте 9.06.1960?
У Гайдна только одна соната c-moll. По urtext'у под редакцией Лэндона (Christa Landon) её номер 33. Другие номера могут быть из-за того, что часть сонат утеряна, и не включена в собрание сонат Гайдна. Лэндон включает их, поэтому общее количество сонат доходит до 62.
На пластинке с 23-й Бетховена была именно эта соната.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Сб янв 09, 2010 8:54 am

HAYDN
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20

* 22/2/92 - Jouques - Live - STRADIVARIUS STR 33343 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/c8yhnh
http://www.sendspace.com/file/sacfdr
http://www.sendspace.com/file/zq9z6y
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение Panzerino » Сб янв 09, 2010 10:58 pm

Yuriy писал(а):HAYDN
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20

* 22/2/92 - Jouques - Live - STRADIVARIUS STR 33343 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/c8yhnh
http://www.sendspace.com/file/sacfdr
http://www.sendspace.com/file/zq9z6y
Спасибо!
Великолепно!

Ответить