Рихтер играет Гайдна

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера

Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Пн мар 31, 2008 2:08 pm

Как-то так случилось, что с годами Гайдн стал привлекать мое внимание все больше и больше. Его фортепианные сонаты – чудо неувядаемой красоты и свежести. Вот музыка, которой время не страшно!
У меня такой интерес в первую очередь связан с возможностью последнее время слушать большое количество уникальных записей Рихтера, не изданных официальными фирмами. Со всеми официальными изданиями я, разумеется, тоже знаком. Это огромный мир, в котором господствует свет, и чувствуется близость рая.
Рихтер играет эту музыку просто и высоко. Его исполнение лишено вычурности, оно естественно и органично, слушателю открывается добрая истина. Возможно, они не потрясают грандиозностью и философичностью, но зато отражают что-то глубинно-хорошее в человеческой душе. Любой мастер ощущает трагизм жизни, но Гайдн смог, пропустив светлое и темное, что окружает человека, через себя, увидеть высшую гармонию, примиряющую его с миром, внушающую оптимизм. Вот как-то так я ощущаю то, что присуще Гайдну и прочтению его гениальной музыки Святославом Рихтером.
Мне приятно перечислить список сонат Гайдна, рихтеровские записи которых доступны на сегодняшний день (и с которыми, к счастью, знаком):
Sonata No.11 in B-flat, Hob.XVI:2
Sonata No.31 in A-flat, Hob.XVI:46
Sonata No.32 in g, Hob.XVI:44
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20
Sonata No.37 in E, Hob.XVI:22
Sonata No.39 in D, Hob.XVI:24
Sonata No.44 in F, Hob.XVI:29
Sonata No.47 in b, Hob.XVI:32
Sonata No.48 in C, Hob.XVI:35
Sonata No.54 in G, Hob.XVI:40
Sonata No.55 in B-flat, Hob.XVI:41
Sonata No.56 in D, Hob.XVI:42
Sonata No.59 in F, Hob.XVI:47
Sonata No.58 in C, Hob.XVI:48
Sonata No.59 in E-flat, Hob.XVI:49
Sonata No.60 in C, Hob.XVI:50
Sonata No.61 in D, Hob.XVI:51
Sonata No.62 in E-flat, Hob.XVI:52

P.S. Знаменательно, что тема создана 31-го марта, в день рождения Гайдна.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Пн мар 31, 2008 9:45 pm

Вчера прошла незамеченной печальная годовщина – 30 марта 1995 г. Святослав Рихтер дал свой последний концерт. Состоялся он в Любеке. Вот его программа:

Haydn: Sonata in F Hob. XVI:47;
Haydn: Sonata in D Hob. XVI:51;
Reger: Variations on a theme by Beethoven op. 86 (With Andreas Lucewicz).

О существовании записи этого концерта мне ничего не известно. О ней меня спрашивали известные собиратели записей Рихтера, его почитатели с форума Геффена. Есть редчайшая запись с концерта в Вене 13/3/95, сделанная частным образом. Сегодня в память о великом Рихтере и великом Гайдне, чей день рождения сегодня отмечаем, слушаю эти чудные сонаты. Очаровательная музыка! И совершенно непостижимо, как Святослав Теофилович, одержимый недугами, играет их! Какая свежесть, ясность, собранность, стройность формы! И какая мудрость в этих сонатах и в их прочтении! Не хочется после высокого и искреннего исполнения пытаться давать какой-либо анализ, да и не музыковед я. Так может играть человек, которому на пороге вечности открываются тайны бытия.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение M.I. » Пн мар 31, 2008 10:56 pm

Если бы я не знал, кто когда жил, то, слушая Рихтера пришёл бы к выводу, что Гайдн творил после Моцарта. Сонаты Гайдна как бы отлиты из бронзы, а сонаты Моцарта сделаны, наверное, из смеси глины, песка, травы, ешё чего-то... - не имеют "литой" поверхности. Сонаты Моцарта кажутся менее совершенными, в них слышится элемент недоделанности. В них много сумерек, тумана, чуть ли не хаоса. Таков стиль фортепианного Моцарта. Линии в них скорее пунктирные, а не сплошные, как у Гайдна. У Моцарта нет гайдновской однозначности. Зато у Моцарта всё время есть намёк на некую скрытую тайну, на что-то подспудное, и это привлекает к его сонатам внимание. Всё время кажется, что ты не проник в музыку Моцарта до конца. У него обманчивая ясность. А у Гайдна - всё как на блюде! Совершенно разные стили.

У Гайдна встречаются настроения, общие с Прокофьевым. Это настроение утренней бодрости очень здорового человека. Взять начало сонаты Гайдна № 62 (Hob. 52). Не зная заранее, можно вполне допустить, что это сочинил Прокофьев.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Пн мар 31, 2008 11:25 pm

Юрий Башмет вспоминает:

…Вспоминаются гастроли во Франции и фестиваль в Рок-д'Антероне. За два часа до выхода на сцену он мне сказал:
– Юра, вы знаете, я эту сонату Гайдна больше не хочу играть. Вы не можете послушать – я несколько сонат начну, сыграю, а вы послушайте, какую мне сейчас выучить.
– В каком смысле выучить? – не понял я. – Через два часа концерт!
– Ну, я же по нотам буду играть.
Он сыграл, и я говорю:
– Вот эта тема мне очень нравится. Вообще, все замечательные. Но эта – лучше всех!
Он сказал:
– Хорошо.
И я как бы перестал там присутствовать. Он мгновенно ушел в изучение этой сонаты и через два часа открывал наш концерт именно ею. Потом уже выходил я, и мы вместе играли сонаты Хиндемита и Шостаковича.

Возможно, речь идет о
Sonata No.11 in B-flat, Hob.XVI:2
6/8/85 - La Roque - Live - (PT)* [C]
Вот ее-то у меня нет. Надо будет исправить этот непорядок.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение M.I. » Вт апр 01, 2008 12:09 am

Yuriy писал(а):
Возможно, речь идет о
Sonata No.11 in B-flat, Hob.XVI:2
6/8/85 - La Roque - Live - (PT)* [C]
Вот ее-то у меня нет. Надо будет исправить этот непорядок.


А 13 мая 1985 года коцерт в БЗК также открывался этой сонатой Гайдна, затем исполнялись скрипичные (с О.Каганом) сонаты Брамса №1 и Шостаковича.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Panzerino » Вт апр 01, 2008 12:58 am

http://www.youtube.com/results?search_q ... arch_type=

Tokyo Recital 1984
Какой Гайдн... там есть... ;)

:)
Panzerino
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Вт апр 01, 2008 1:29 am

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):Возможно, речь идет о
Sonata No.11 in B-flat, Hob.XVI:2
6/8/85 - La Roque - Live - (PT)* [C]
Вот ее-то у меня нет. Надо будет исправить этот непорядок.


А 13 мая 1985 года коцерт в БЗК также открывался этой сонатой Гайдна...

Да, я ошибся. Рихтер в La Roque d'Antheron играл ее не впервые. Существует еще запись
25/7/85 - Sabbioneta - Live - (PT)* [C]
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Ср апр 02, 2008 12:18 am

Мне пока не удается понять, когда происходило описанное Башметом. Из каталога Пита Тейлора можно извлечь такую информацию:

04/08/1985 - La Roque d'Antheron Baschmet, Richter
Hindemith Viola Sonata Opus 11.04
Britten Lachrimae Opus 48
Shostakovich Viola Sonata Opus 147

06/08/1985 - La Roque d'Antheron Richter
Haydn Piano Sonata in B Flat (HXVI:2) No.11
Webern Variations Opus 27
Hindemith Piano Sonata No.2
Prokofiev Piano Sonata No.6 Opus 82
Shostakovich Prelude No.6 Opus 34.06
Shostakovich Prelude No.12 Opus 34.12
Shostakovich Prelude No.23

Здесь не та последовательность, хотя Хиндемит и Шостакович присутствуют. Возможно, был еще один фестиваль и тоже в La Roque d'Antheron, и тоже с такими же программами? - Очень уж много совпадений! Но из всех каталогов (напр., Танина, Тейлора) следует, что Рихтер к тому времени уже играл эту сонату:
Sonata No.11 in B-flat, Hob.XVI:2
25/7/85 - Sabbioneta - Live - (PT)* [C]
и M.I. пишет, что он играл ее еще раньше, 13 мая 1985 года.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Рихтер играет Гайдна

Сообщение Yuriy » Чт апр 03, 2008 1:53 am

На forumklassica.ru обсуждается недавний концерт Амлена в Москве. Не имея возможности услышать его в концерте, прослушал Сонату Гайдна #60 C-dur, Hob XVI:50 в его исполнении на youtube. Хорошее исполнение. Играет легко, технически безупречно, виртуозно, где-то порой сверх меры. При втором прослушивании технические преувеличения начали надоедать. Исполнение показалось формальным, удаляющимся от духа этой музыки. Хотя предвижу, что мне могут возразить, что я дух этой музыки не понимаю, но берусь судить.
Потом прослушал запись Рихтера
24/9/60 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 25178.
Запись старая, звучание худшего качества. Темп заметно медленнее и при этом какая стройность, естественность! Как чувствуется биение пульса музыки! Полное отсутствие вычурности. Музыкант не выпячивает технические возможности, а думает прежде всего о музыке и только о ней. Творения Гайдна - не поле соревнования на скорость. Рихтер убеждает. Что бы он ни играл, у него абсолютное попадание в музыку, ее глубинное содержание, и при этом понимание задачи исполнителя.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение M.I. » Чт апр 03, 2008 6:55 pm

Yuriy писал(а):Мне пока не удается понять, когда происходило описанное Башметом.


Вообще-то, Башмету свойственно ошибаться (как и всякому человеку, в соответствии с французской поговоркой). Например, в своей книжке воспоминаний он описывает свою первую встречу с Н.Гутман, - на концерте в БЗК Ойстрах - Рихтер с сонатами Бетховена, - и приписывает ей год 1971, хотя концерты были 6 и 7 (днём) мая 1970 года. Для тех, кто интересуется концертной биографией Рихтера, это - серьёзная ошибка.
Последний раз редактировалось M.I. Чт апр 03, 2008 7:32 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение M.I. » Чт апр 03, 2008 7:29 pm

После выступлений Рихтера в декабре 1983 года в Москве, когда он играл концерт Гайдна, мне рассказали следующее. Некто спросил у Н.Л.Дорлиак, кто автор каденций в концерте Гайдна, исполненных Рихтером? Она ответила: Нино Рота. Если кто-то может подтвердить это или опровергнуть, прошу высказаться.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение Panzerino » Чт апр 03, 2008 8:51 pm

Yuriy писал(а):На forumklassica.ru обсуждается недавний концерт Амлена в Москве. Не имея возможности услышать его в концерте, прослушал Сонату Гайдна #60 C-dur, Hob XVI:50 в его исполнении на youtube. Хорошее исполнение. Играет легко, технически безупречно, виртуозно, где-то порой сверх меры. При втором прослушивании технические преувеличения начали надоедать. Исполнение показалось формальным, удаляющимся от духа этой музыки. Хотя предвижу, что мне могут возразить, что я дух этой музыки не понимаю, но берусь судить.
Потом прослушал запись Рихтера
24/9/60 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 25178.
Запись старая, звучание худшего качества. Темп заметно медленнее и при этом какая стройность, естественность! Как чувствуется биение пульса музыки! Полное отсутствие вычурности. Музыкант не выпячивает технические возможности, а думает прежде всего о музыке и только о ней. Творения Гайдна - не поле соревнования на скорость. Рихтер убеждает. Что бы он ни играл, у него абсолютное попадание в музыку, ее глубинное содержание, и при этом понимание задачи исполнителя.

Абсолютно согласен. Как точно сказано... . :)
Когда техническое совершенство достигает невообразимой высоте, музыка исчезает. Вот так и играет Амлен.

Величайший пианист Амлен... но мне как то холодно, неуютно.
И к SR тянет... напр. Рахманинов, Прелюд Оп.23, 4 in D. И все светло заново на душе. :)
Panzerino
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение timalism » Чт апр 03, 2008 9:28 pm

Yuriy писал(а): ... недавний концерт Амлена в Москве. Не имея возможности услышать его в концерте, прослушал Сонату Гайдна #60 C-dur, Hob XVI:50 в его исполнении на youtube. Хорошее исполнение. Играет легко, технически безупречно, виртуозно, где-то порой сверх меры. При втором прослушивании технические преувеличения начали надоедать.

Я был на концерте Амлена в КЗЧ. В исполнении сонаты h-moll Гайдна меня прежде всего изумило туше, звук пианиста - благородный, лёгкий, неземной. На самом деле это сложно описать словами, надо один раз услышать.
В первой части у Амлена была, как сейчас говорят, исполнительская "фишка" - он достаточно ощутимо замедлял одну фразу при всех повторениях. Где-то раза с третьего это стало мне надоедать. Но, надо отдать должное вкусу, чутью и такту пианиста - все последующие повторения фразы он с каждым разом замедлял всё меньше и меньше. :wink:
Вообще, было ощущение, что Амлен то ли волнуется, то ли ещё не "разогрелся". "Технически безупречно, виртуозно, где-то порой сверх меры" соната Гайдна как раз не звучала. Наоборот, были шероховатости (впрочем, незначительные; на них фокусировалось внимание именно в силу общей высочайшей планки игры Амлена).

В целом мне гораздо больше понравилась в концерте Третья соната Шопена (с исключительной, потрясающей 3-й частью) и, особенно, вторая тетрадь прелюдий Дебюсси.

Манера игры Амлена - камерная, как бы "для себя" или для узкого круга друзей. Этим создавалась интимность, доверительность интонации. Никаких преувеличений, никакого "виртуозничания".

Благородно, искренно, задушевно прозвучал первый бис - "Колыбельная" Чайковского в переложении Амлена для левой руки. Казалось бы, кунштюк, сложнейшая техническая задача, но звучала именно музыка, звучала доверительно и тепло.

Поэтому в сказки о "холодности" Амлена, уж простите Panzerino, я больше не поверю никогда. Да, там нет цыганских страстей и души нараспашку. Но, поверьте, это и ни к чему.

Всем, кто этого ещё не сделал, советую скачать видео первого биса с форума "Классика".
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 493
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение neuhaus44 » Пт апр 04, 2008 1:20 am

M.I. писал(а):После выступлений Рихтера в декабре 1983 года в Москве, когда он играл концерт Гайдна, мне рассказали следующее. Некто спросил у Н.Л.Дорлиак, кто автор каденций в концерте Гайдна, исполненных Рихтером? Она ответила: Нино Рота. Если кто-то может подтвердить это или опровергнуть, прошу высказаться.

Если я не ошибаюсь, на конверте пластинки с записью Артуро Бенедетти Микеланджели также было указано, что каденции написал Нино Рота. Правда, они были очень похожи на авторские...
neuhaus44
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2007 1:52 pm

Re: Рихтер играет Гайдна

Сообщение neuhaus44 » Пт апр 04, 2008 1:23 am

timalism писал(а):Поэтому в сказки о "холодности" Амлена, уж простите Panzerino, я больше не поверю никогда.
...
Всем, кто этого ещё не сделал, советую скачать видео первого биса с форума "Классика".

Трудно поверить в то, что Вы пишите (хотя у меня нет оснований Вам не доверять). Сонаты Скрябина и Метнера в исполении Амлена - сплошной ужас. Ми-минорная соната Метнера - просто этюд (в стиле Алькана).
neuhaus44
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2007 1:52 pm

След.

Вернуться в Записи Рихтера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1