Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт окт 07, 2008 8:03 pm

M.I. писал(а): запись концерта В.Горовица 1972 года
Ещё впечатление (по памяти) об этой записи и сравнение Горовица с Рихтером..
Горовиц и рояль - два очень близких друга, не разлей-вода. Горовиц играет так, как он хочет, ему нет препятствий. Для Рихтера рояль - преданный и чуткий слуга, безошибочно улавливающий волю хозяина и беспрекословно её выполняющий. А вот играет Рихтер как бы не по своей воле, а словно находясь под воздействием какой-то внешней силы.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб окт 11, 2008 9:35 pm

А сегодня по "Культуре" показали видеозапись концерта Артура Рубинштейна (1887 - 1982) в г. Пасадене, США, 1975 год.
Когда смотрел и слушал, иногда приходило сравнение с Рихтером, а иногда нет.
Сначала исполнялись "Фантастические пьесы" соч. 12 Шумана. В ряде пьес, например в пьесе "Вечер", исполнение явно проигрывало рихтеровскому. Зато в пьесе "Отчего?" было обаяние мягкого, старческого академизма, некоторой старомодности. В пьесе "Ночью" присутствовала взволнованность - настоящая. "Басня" местами чем-то напоминала Чайковского. "Сновидения" по трактовке напоминают рихтеровское прочтение. "Конец песни", увы, не порадовал: присутствовала некоторая громоздкость и словно бы раздражённость.
"Ундина" Дебюсси буквально порадовала звуковым обаянием, а "Вальс" (более, чем медленно) - тут прямо-таки домашнее, совсем не концертное исполнение. Прелюдия №1 ля минор (никогда раньше не слышал это произведение): местами как будто Гершвин, а потом опять чистейший Дебюсси - изумительный звук на правых клавишах рояля.
Затем исполнялось Скерцо №3 Шопена. Налетело как шквал, и с первых звуков исчез из памяти Дебюсси, улетучился. Впечатление от Скерцо - очаровательное исполнение. Тут у Рубинштейна нет соперников, тут он сам по себе. Однако, в громких местах играл немного как машина (раз даже привстал). Видно, что эту вещь он играл всю жизнь. Этюд соч. 25 №5 - приятная провинциальность, настроение культурной дачности. Этюд соч.10 №4: хорошее исполнение, без спешки. Но от этого этюд, по-моему, проигрывает. У Рихтера в этом этюде, как бы это сказать... элегантная поспешность. Возникает образ спешащего человека, он вынужден спешить, он под дождём. Однако, непонятно, почему в программе А.Рубинштейна Шопен шёл после Дебюсси. Может быть, для пианиста это его "конёк", и его выгодно перед публикой поставить в конец программы?
Наконец, "Прялка" Мендельсона: очень живописно сыграно. Отличная вещь для игры на-бис.

Общее впечатление об Артуре Рубинштейне. Большие руки, кисти рук. Они ему служат. Однообразно светская манера держаться за роялем и при поклонах, внутренняя воспитанность. Игра не современного, не спортивного типа (в игре Рихтера этот элемент органично присутствует). В целом художественная концепция того, что есть музыка, лишена явного драматизма. Много подлинного очарования. Яркий и своеобразный музыкант.
При всём этом, странно, но я как-то устал от прослушивания, и слушать еще не хотелось бы.
Последний раз редактировалось M.I. Чт янв 01, 2009 8:30 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср ноя 26, 2008 8:36 pm

M.I. писал(а): запись концерта В.Горовица 1972 года в Вашингтоне
Эту запись снова покажут по "Культуре" 29 ноября в 19-00.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Чт ноя 27, 2008 11:22 pm

4 Скерцо Шопена, запись 25-30/7/77 - Munich, то что на EURODISC/MELODIYA 610 128-231 (CD) и Олимпиа 501053- это для меня все.
При всём этом, странно, но я как-то устал от прослушивания, и слушать еще не хотелось бы.
И хотелось бы послушать еще и еще :)

SSK
Moderator
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 3:00 am

Сообщение SSK » Сб ноя 29, 2008 12:09 am

M.I. писал(а):А сегодня по "Культуре" показали видеозапись концерта Артура Рубинштейна (1887 - 1982) в г. Пасадене, США, 1975 год.
Если это тот концерт, о котором я думаю (обычно его обозначают "Last Recital for Israel"), то вначале звучала "Аппассионата", и это было нечто. Пожалуй, это единственная запись, которая действительно стоит где-то на одном уровне с рихтеровской.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб ноя 29, 2008 1:13 am

M.I. писал(а):
M.I. писал(а): запись концерта В.Горовица 1972 года в Вашингтоне
Эту запись снова покажут по "Культуре" 29 ноября в 19-00.
29 ноября должны показать другую запись Горовица - Третий концерт Рахманинова с З. Метой.
http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=71926

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 30, 2008 3:42 pm

Stranger писал(а): 29 ноября должны показать другую запись Горовица - Третий концерт Рахманинова с З. Метой.
Её и показали.
Должен признаться, глядя по телевизору передачу, я вообще впервые слушал этот концерт Рахманинова. Не знаю, тут дело в авторе или в исполнителе, но впечаление получил весьма слабое. Концерт этот - велеречивая эклектика. Есть несколько действительно сильных мест, напоминающих о ранней, свежей русской весне, но всё это изрядно разбавлено музыкальным многословием. Кто знает, может быть, если бы автор раза в три сократил по времени этот концерт, могло бы получиться сильное произведение. По значительности художественного впечатления показанная запись сильно уступает Концертам Листа №1 и №2 (Рихтер - Кондрашин с Лондонским с.о.). А по цельности, внутренней логике Концерты №1 и №5 Прокофьева в рихтеровских записях явно превосходят этот рахманиновский концерт в показанной записи. И уж совсем не понятно, с чего вдруг это публика повскакала с мест по окончании концерта и устроила исполнителю триумф-апофеоз, а исполнитель так счастливо-любезно улыбался публике.
Последний раз редактировалось M.I. Чт мар 24, 2011 12:07 am, всего редактировалось 1 раз.

timalism
Site Admin
Сообщения: 500
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пн дек 01, 2008 3:16 pm

M.I. писал(а):
Stranger писал(а): 29 ноября должны показать другую запись Горовица - Третий концерт Рахманинова с З. Метой.
Должен признаться, глядя по телевизору передачу, я вообще впервые слушал этот концерт Рахманинова. Не знаю, тут дело в авторе или в исполнителе, но впечаление получил весьма слабое. Концерт этот - велеречивая эклектика. ...
Ну-у, здесь Вы явно погорячились. Третий концерт - одно из лучших произведений Рахманинова, и Горовиц играет его великолепно.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт дек 02, 2008 9:00 pm

timalism писал(а): Ну-у, здесь Вы явно погорячились. Третий концерт - одно из лучших произведений Рахманинова, и Горовиц играет его великолепно.
Спасибо. Буду надееться, что в дальнейшем смогу получить лучшее представление об этом концерте.

timalism
Site Admin
Сообщения: 500
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Вт дек 02, 2008 10:02 pm

M.I. писал(а):
timalism писал(а): Ну-у, здесь Вы явно погорячились. Третий концерт - одно из лучших произведений Рахманинова, и Горовиц играет его великолепно.
Спасибо. Буду надееться, что в дальнейшем смогу получить лучшее представление об этом концерте.
Могу порекомендовать студийную запись Горовица с Райнером начала 50-х.

SSK
Moderator
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 3:00 am

Сообщение SSK » Сб дек 13, 2008 7:32 pm

timalism писал(а):
M.I. писал(а):
timalism писал(а): Ну-у, здесь Вы явно погорячились. Третий концерт - одно из лучших произведений Рахманинова, и Горовиц играет его великолепно.
Спасибо. Буду надееться, что в дальнейшем смогу получить лучшее представление об этом концерте.
Могу порекомендовать студийную запись Горовица с Райнером начала 50-х.
Так получилось, что я собрал все пять записей Третьего концерта Рахманинова с Горовицем:
- с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Альберта Коутса, 1930 год
- с Нью-Йоркским филармоническим симфоническим оркестром под управлением Джона Барбиролли, 1941 год
- с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фрица Райнера, 1951 год
- с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Юджина Орманди, 8 января 1978 года ("золотой юбилейный концерт)
- с тем же оркестром под управлением Зубина Меты, записано в том же году на видео.

Надо сказать, что все записи очень четко различаются по характеру. Первые две - моложаво-бравурные, триумф молодости и таланта. Запись с Райнером - лучшее из зрелого Горовица, очень цельное и целеустремленное произведение. Ну и записи 1978 года - завещание Горовица потомкам. Запись с Орманди я ценю необычайно высоко и почитаю лучшей записью Третьего концерта в истории.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт янв 01, 2009 8:26 pm

Игорь писал(а):А как вы думаете, почему Рихтер говорил о Горовице "И феноменально, и возмутительно, и здорово, и чудный звук, и все так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк".
Полагаю, Рихтер по игре Горовица почувствовал его готовность служить всем инстинктам публик: и возвышенным, и низменным.
А вот сам Рихтер, говоря словами Г.Г.Нейгауза, своей игрой обращался к лучшей стороне души слушателя.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт янв 02, 2009 7:15 pm

M.I. писал(а): Давайте, зайдём на YOU TUBE (с заглавной страницы сайта), где представлена студийная видеозапись исполнения Рихтером этюда Шопена соч. 10 № 12. Что я слышу и вижу? Прежде всего, Рихтер играет это произведение именно как этюд, упражнение для пальцев. При этом играет физически с большим нажимом, делает сильные движения корпусом, головой. Слышен каждый звук, каждый звук для Рихтера важен. И, вместе с тем, звучание рояля интонационно очень насыщенно и определённо - от начала и до конца. В отношении исполнения Рихтером многих других произведений для фортепиано говорили, - абсолютно справедливо, - что "рояль в его привычном понимании исчезает" (С). Но тут нет! Тут рояль никуда не исчезает. Этот этюд - сочинение чисто фортепианное. И так понятно - это этюд Шопена. Вот так Рихтер, слуга музыки, по его словам, представил это произведение.
Там же, на YOU TUBE, куда сейчас можно зайти через заглавную страницу сайта, представлено исполнение этюда Шопена соч. 10 №4 С.Рихтером, В.Горовицем (8.02.1973 г.) и Арт.Рубинштейном. Характер исполнения этого этюда Рихтером, по сути, тот же, что и этюда соч.10 №12, хотя двенадцатый этюд интереснее сам по себе. Про исполнение Арт.Рубинштейна могу сказать лишь то, что оно представляется мне эмоционально несколько тусклым, по сравнению с игрой Рихтера. Другое дело игра В.Горовица. Оно яркое, образное, напоминает большой горный ручей, бегущий, скачащий по валунам и мелким круглым камушкам - они видны сквозь бегущую прозрачную воду. Но есть неприятный "инструментальный" оттенок. Как будто исполнитель отшлёпывает клавиши, а в конце этюда в этом вдруг проступает прямо-таки медвежья сила.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Пн янв 05, 2009 2:43 pm

Я недавно сравнил интерпретацию Рихтера (Варшава .1959) и Горовица Токкаты Шумана. Знаете ли, не могу даже выбрать, что лучше. На мой взгляд ,оба сыграли гениально. Но у Горовица при игре хорошо различимы подголоски и мелкие детали в Токкате, хотя темп пианист взял очень высокий. Рихтер же изначально взял один темп в игре и держит в напряжении слушателя до конца. У него Токката получилась более мужественной, что ли. Кстати, Шуман, на мой взгляд, это единственный композитор, который Горовиц играет без всякой отсебятины.
Жаль, что Рихтер не играл Токкату Прокофьева (а может быть и играл, но, как я понимаю, прямых свидетельств этому нет), а так бы сравнить с игрой Горовица, сыгравший эту пьесу. Тоже шикарная вещь.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Пн янв 05, 2009 11:34 pm

Кстати, по очевидцам-слушателям, Рихтер, Софроницкий и Гринберг отдавали свою энергию во время исполнения публике. После их исполнении зрители выходили воодушевленные, заряженные на новые дела. Такое ощущение, что во время исполнения эти пианисты вынимали из нас души, лечили их и незаметно возвращали назад при выходе из зала: свежими, обновленными. А при нынешних пианистов, ловлю себя на слове, я выхожу какой-то разбитый, хочется быстрее добраться до дома и заснуть.

Ответить