Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пн ноя 26, 2007 12:19 am

M.I. писал(а):П рослушал недавно Полонез-Фантазию Шопена в исполнении Г.Г.Нейгауза в концерте 1958 года. Очень интересная запись, сильно отличающаяся от того, как играл Рихтер.
Мне кажется, имеет смысл уточнить, о какой записи Рихтера (или, хотя бы, какого периода) идет речь - ведь Полонез-фантазия издан в различных вариантах, начиная с 1954 и заканчивая 1992г. Некоторые нюансы в этих исполнениях могут отличаться. :)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн ноя 26, 2007 1:49 am

M.I. писал(а):У Нейгауза Полонез-Фантазия навевает мысли об аристократизме родовитого помещика. У Рихтера - аристократизм чистейшего духа, аристократизм абсолютной логики.
Да, Полонез-Фантазия у Рихтера - шедевр, но не просто, так сказать, исполнительский шедевр. Его прочтение приглашает внимательнее взглянуть на творчество польского гения, увидеть и услышать некие новые пласты, глубину, то, что скрыто от слушателя, желающего слышать в Шопене традиционно "шопеновское". Мы ощущаем грандиозность замысла композитора, но это отнюдь не переотягощение музыки, как некоторые считают, содержанием, не свойственным Шопену. Гениальный исполнитель, музыкальный мыслитель видит у гениального композитора некое содержание, которое упорно не хотят или не могут почувствовать другие и безупречно воплощает свой замысел, даря нам свое видение Шопена. В том-то и проявляется гениальность автора, что его музыка, так сказать, развивается, в ней находятся стороны, о которых тот, возможно, не задумывался, а, может быть, интуитивно ощущал. Но это, как мне кажется, не входит в задачу автора. Он написал, слава Богу, а уж исполнителям искать и находить по мере собственных талантов, разумения и сколько кому дано вместить.
Полонез-Фантазия поразила меня и покорила еще в далеком 76-ом, в ноябрьском киевском концерте. Да, в концерте это надо слушать, в концерте! Это пишу не в упрек молодежи, которая по объективным причинам не смогла быть свидетелем этого чуда. Просто с сожалением констатирую, что запись передает только некие стороны гениального прочтения. Совершенство звукоизвлечения, эту необыкновенную насыщенность содержанием каждого звука, каждой фразы, законченность каждого высказывания - запись все же не в состоянии передать.
Полонез-Фантазия у Рихтера - грандиозное эпическое произведение, огромное полотно, выстроено на котором все предельно логично и ясно. А слушать можно разные его записи - в любой найдете незаурядный взгляд на этот шедевр великого Мастера.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вт ноя 27, 2007 1:39 am

M.I. писал(а): Прослушал недавно Полонез-Фантазию Шопена в исполнении Г.Г.Нейгауза в концерте 1958 года.
Скажите, M.I., а на каком диске эта запись издана? Было бы интересно послушать! Я пока знаком только с нейгаузовским исполнением Полонеза-Фантазии 1946 года.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт ноя 27, 2007 11:55 pm

Stranger писал(а): Скажите, M.I., а на каком диске эта запись издана? Было бы интересно послушать! Я пока знаком только с нейгаузовским исполнением Полонеза-Фантазии 1946 года.
Classical records, CR-084. The art of HENRY NEIHAUS. Made inRussia.
Искусство Генриха Нейгауза. Том IV.
Шопен - Полонез-Фантазия (1958), Фантазия, сонаты №№ 2 и 3 (1949).

В Москве на Садово-Триумфальной по 150 руб.
Последний раз редактировалось M.I. Чт янв 01, 2009 7:59 pm, всего редактировалось 1 раз.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Ср ноя 28, 2007 12:14 am

M.I. писал(а):Classical records, CR-084. The art of HENRY NEIHAUS. Made inRussia.
Искусство Генриха Нейгауза. Том IV.
Шопен - Полонез-Фантазия (1958), Фантазия, сонаты №№ 2 и 3 (1949).
Спасибо за информацию! Правда, насколько я помню, эта фирма безбожно портит звук при "реставрации" (слушал тот диск Нейгауза, на котором 3 этюда Шопена Op. post. и пр.). Впрочем, эти записи очень хочется послушать, так что стоит все-таки приобрести.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт ноя 30, 2007 9:17 pm

Stranger писал(а): имеет смысл уточнить, о какой записи Рихтера (или, хотя бы, какого периода) идет речь
Я имею в виду собирательный образ рихтеровского исполнения Полонеза-Фантазии, оставшийся в моей памяти. Он сложился из следующих впечатлений (в порядке датировок исполнений, а не моих слушаний).
Запись с концерта в Риме от 15.10.1962
Запись с концерта в Праге от 18.10.1972
Коцерты в БЗК от: 10 и 11.10.1976, 4.01.1986
Запись с концерта в: Bauerntheater Terofal. Schliersee от 10.7.1992
Запись с концерта в: Seesen. Konzerte St. Andreas от 6.11.1992
Концерт в ДШИ № 3 от 25.11.1992
Наибольшее удовольствие получил, слушая запись от 10.7.1992, хотя в голове "сидит" исполнение 10 октября 1976 года.
Последний раз редактировалось M.I. Чт янв 01, 2009 8:01 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб дек 29, 2007 10:14 pm

Прослушал, как В.Гизекинг играет концерт Шумана (концертная запись военных лет, дирижёр В.Фуртвенглер) и сравнил (по памяти) с игрой Рихтера. Разница большая.
Гизекинг играет стилистически широко и более красочно, чем Рихтер. Вероятно, так можно было бы играть Листа, может быть, Дебюсси и Равеля. В великолепно сыгранной кадеции мне как бы слышался Чайковский. Очень интересное и вдохновенное, высококлассное испонение.
Рихтер играет стилистически строго. Слышится лишь Шуман, и больше ничего. По сути, Рихтер играет скромно и "объективно", очень прочно, основательно. От этого игра Рихтера оказывается "скучнее" (выражаясь фигурально), зато однозначнее. Для знакомства с музыкой концерта важнее знать исполнение Рихтера.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс дек 30, 2007 12:59 pm

M.I. писал(а):Прослушал, как В.Гизекинг играет концерт Шумана (концертная запись военных лет, дирижёр В.Фуртвенглер) и сравнил (по памяти) с игрой Рихтера. Разница большая.
[...]
Рихтер играет стилистически строго. Слышится лишь Шуман, и больше ничего.
Ну, Рихтер тут тоже слышится, и вполне различимо! :) "Строгость" и серьезность, мне кажется - не самые характерные черты концерта Шумана. Я бы сказал скорее о его поэтичности, спонтанности, мечтательности. Из рихтеровских записей мне больше нравится та, что с Ровицким, 1958 года.
У концерта Шумана много прекрасных исполнителей - Гилельс, В.Кемпф, Кетчен, Аргерих, Рубинштейн. И начинать знакомство с этой музыкой можно, по-моему, в любом варианте.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср янв 02, 2008 12:52 am

M.I. писал(а):... как В.Гизекинг играет концерт Шумана... ... и сравнил (по памяти) с игрой Рихтера.
Ещё одно замечание. К исполнению каденции в первой части концерта оба пианиста подходят "стратегически" одинаково. У них каденция звучит так, что оркестр как будто не исчезает. Однако разница в том, что Рихтер словно поёт на фортепиано, а Гизекинг - как бы разговаривает. При этом характер игры Гизекинга в каденции остаётся тем же, что был и при игре в сопровождении оркестра.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт янв 03, 2008 8:00 pm

Слушал известную студийную запись концерта Шумана с оперным оркестром Монте-Карло, дир. Ловро фон Матачич, 1974. Про эту запись Рихтер говорил, что она ему не очень нравится, а про ход записывания сообщал в письме к Д.Н.Журавлёву, что играть Шумана в студии в пять раз труднее, чем на концерте.
Стиль (или: "манера"?) игры Рихтера в этой записи холодновато-изысканная, элегантная. (Кстати, такой же стиль игры был у него при исполнении 27-го концерта Моцарта 28 и 30 декабря 1976 года в БЗК). Настроение, как ранняя осень. Но претензий к Рихтеру нет никаких. А вот оркестр звучит, я бы сказал, несколько вяло. Но самое ужасное - неудачная работа звукорежиссёра. Иногда акустическая перспектива помещения ломается, это сбивает слушателя с толку. К тому же звучание духовых инструментов в оркесте оставляет желать лучшего. Концерт Шумана в записи Гизекинга с оркестром Фуртвенглера - совсем другое дело! Духовые там изумительные, превосходно звучат сами по себе и безупречно гармонируют с остальным оркестром. И с акустической перспективой всё в полном порядке. А ведь это - монофоническая запись 1942 года! Правда, и зал - с великолепной акустикой, не уступающей БЗК (очевидно, это знаменитый зал Берлинской филармонии).

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт янв 08, 2008 8:21 pm

Stranger писал(а): Из рихтеровских записей мне больше нравится та, что с Ровицким, 1958 года.
Да, эта запись заметно отличается от записи 1974 года. В записи 1974 года заметны нотки осенней ностальгии, ощущается налёт "сиреневого тумана" (с). В записи 1958 года (с Вислоцки) всё происходит на фоне лета, краски тёплые, желто-зелёные. Про игру Рихтера тут можно сказать: она молодая, охотная, порывистая. Важное достоинство этой записи - отличная слаженность рояля с оркестром. А вот в записи Гизекинг - Фуртвенглер иногда (когда в оркестре перекличка голосов) заметно, что выразительные возможности оркестра превосходят возможности рояля.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Вс янв 13, 2008 9:26 am

А как вы думаете, почему Рихтер говорил о Горовице "И феноменально, и возмутительно, и здорово, и чудный звук, и все так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк".

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс янв 13, 2008 2:40 pm

Видимо, Рихтер был неравнодушен к творчеству этого великого пианиста...

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср янв 16, 2008 2:00 am

Игорь писал(а):А как вы думаете, почему Рихтер говорил о Горовице "И феноменально, и возмутительно, и здорово, и чудный звук, и все так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк".
Эти слова выражают горестное сожаление по поводу того, что человек, имеющий большой талант, не использовал его так как надо. Это отражение принципа: "Кому многое дано, с того могое и спросится".
Кстати, в то время, когда Горовиц приезжал в Москву с концертом (апрель 1986 г.), оживились разговоры о нём. Говорили следующее. Когда упомянули имя Рихтера, Горовиц отозвался примерно так. "А... Это который по нотам играет..."

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Ср янв 16, 2008 12:29 pm

M.I. писал(а): Эти слова выражают горестное сожаление по поводу того, что человек, имеющий большой талант, не использовал его так как надо. Это отражение принципа: "Кому многое дано, с того могое и спросится".
Понятно, что Горовиц и Рихтер были своего рода творческими антиподами и, наверное, немного не понимали творчество друг друга, да и не слишком им интересовались.

Горовиц за свою долгую жизнь в искусстве создал столько непревзойденных иполнительских шедевров, что требовать от него чего-то еще - это уже какая-то ненасытность. :)

И еще одно уточнение. Слова Рихтера о Горовице, приведенные Игорем - это, насколько я помню, комметарий к фильму о Горовице, где пожилой пианист у себя дома отвечает на вопросы журналиста и наигрывает кое-что на рояле.

Ответить