Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
banzo
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Чт авг 16, 2007 5:08 pm
Откуда: Airport

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение banzo » Чт янв 17, 2008 4:56 pm

Stranger писал(а): У Серкина есть и очень сильные исполнения, например, 1-й концерт Брамса с Селлом - одна из лучших записей этой вещи. Там уже никаких тросточек - все сыграно с отдачей, на 100%!
О, да, господин Stranger, - эта запись, пожалуй, лучшая из всех записей 1-го концерта Брамса, когда-либо слышанных мной (а живу я на этом свете ой как немало!)
"У нас есть композиторы моцартовского дарования - например, Глазунов..." (С. Т. Рихтер)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт янв 17, 2008 8:13 pm

Игорь писал(а):А как вы думаете, почему Рихтер говорил о Горовице "И феноменально, и возмутительно, и здорово, и чудный звук, и все так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк".
Для меня очевидно, что весь свой талант без остатка Рихтер использовал для служения музыке.
Когда вспоминаю записи Горовица (хотя, слушал их не так уж много), закрадывается мысль, что Горовиц использовал свой талант не только для служения музыке, но... и для служения себе самому, роялю, публике.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

M.I. "А... Это который по нотам играет..."

Сообщение Игорь » Пт янв 18, 2008 2:14 pm

Прошу заметить, что дословно Горовиц о Рихтере сказал в 1986 году следующее:
- А что, говорят, мой "коллега" Рихтер теперь часто играет перед публикой по нотам?
Согласитесь, что это более уважительно по отношению к Рихтеру.
И еще - в его возрасте уже не играют, разве что Рубинштейна могу вспомнить, который тоже без нот играл на старости лет.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: M.I. "А... Это который по нотам играет..."

Сообщение M.I. » Пт янв 18, 2008 10:40 pm

Игорь писал(а): дословно Горовиц о Рихтере сказал в 1986 году следующее:
- А что, говорят, мой "коллега" Рихтер теперь часто играет перед публикой по нотам?
Согласитесь, что это более уважительно по отношению к Рихтеру.
Согласен.
Вместе с тем, этот текст высказывания показывает, что, в сущности, Горовиц мало интересовался Рихтером.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: M.I. "А... Это который по нотам играет..."

Сообщение M.I. » Пт янв 18, 2008 10:53 pm

Игорь писал(а): И еще - в его возрасте уже не играют, разве что Рубинштейна могу вспомнить, который тоже без нот играл на старости лет.
Интересно, а кто-нибудь из пианистов в двадцатом веке, кроме Рихтера, играл "перед публикой" по нотам (постоянно, в течение почти пятнадцати лет) - не важно, молодой или старый?
Не был ли в этом смысле Рихтер "белой вороной"?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт янв 18, 2008 11:00 pm

Да, кстати. Где-то я прочитал высказывание Рихтера, что "минусы" Горовица объясняются влиянием Америки. Не помню, где...

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пт янв 18, 2008 11:50 pm

M.I. писал(а):Где-то я прочитал высказывание Рихтера, что "минусы" Горовица объясняются влиянием Америки.
Я сам долгое время воспринимал Горовица именно как американского пианиста, яркого и немного поверхностного виртуоза - пока не послушал запись живого исполнения 3-го концерта Рахманинова с З.Метой (1978г.).
Последний раз редактировалось Stranger Сб янв 19, 2008 12:38 am, всего редактировалось 1 раз.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: M.I. "А... Это который по нотам играет..."

Сообщение Stranger » Сб янв 19, 2008 12:06 am

M.I. писал(а):Вместе с тем, этот текст высказывания показывает, что, в сущности, Горовиц мало интересовался Рихтером.
Честно говоря, я не знаю ни одного большого пианиста, который бы всерьез интересовался творчеством своих коллег-современников.

В замечательной книге Д.Дюбала "Вечера с Горовицем" есть, как минимум, одно упоминание о Рихтере. Горовиц там говорит об этюде Скрябина Op.65 #1 (тот, что с септимами), признается, что считает его неисполнимым. И тут же добавляет, что как-то слышал этот этюд по радио, в великолепном исполнении Рихтера.

Еще вспомнилось из мемуаров о Нейгаузе. Цитирую снова неточно, по памяти.
Итак, разговор Нейгауза с Гольденвейзером после концерта Горовица.

Гольденвейзер: Это не пианист, а кокотка!
Нейгауз: Предпочитаю кокотку скучной кухарке!

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб янв 19, 2008 12:37 am

На днях переслушивал "Венский карнавал" с Рихтером в концертной записи 1962 года. Удивительное исполнение, по-моему! Слушая его, поймал себя на мысли, что красочность звука, полифоничность фактуры и душевная открытость напоминают мне... манеру Горовица! :)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб янв 19, 2008 10:07 pm

Два небольших отрывка из книги недавно покинувшего этот мир Ю.Борисова "По направлению к Рихтеру".

Стр. 52. (О 9-й сонате Скрябина) "Этот дух плакал бы ещё больше, если б услышал исполнение Горовица. Не исполнение - порхание! Горовиц тут совершенно не при чём - это всё Америка!"

Стр. 54. (Претензии критиков к репертуару Рихтера) "Интересно, почему эти претензии не предъявляют Горовицу? Посмотрите его репертуар! Никакого Баха - только обработки. Из Бетховена - самые заигранные сонаты. Тридцать вторая? Да Боже упаси!... Как-то приблудилась Седьмая Прокофьева - но в каком виде! Зато рояль самый лучший, самый настроенный..."

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс янв 20, 2008 12:26 am

M.I. писал(а): Стр. 54. (Претензии критиков к репертуару Рихтера) "Интересно, почему эти претензии не предъявляют Горовицу? Посмотрите его репертуар! Никакого Баха - только обработки. Из Бетховена - самые заигранные сонаты. Тридцать вторая? Да Боже упаси!... Как-то приблудилась Седьмая Прокофьева - но в каком виде!
Эта цитата показывает не очень хорошее знание репертуара Горовица.
Из сонат Бетховена Горовиц играл также 7-ю и 28-ю (это из того что записано), замечу, менее популярные чем 32-я.
Не говоря уже о том, что многие другие произведения, выбранные Горовицем, далеко не тривиальны - чего стоят только сонаты Скарлатти (чудесные)! 3-я соната Шумана, один из шедевров Горовица - тоже не самая заигранная вещь...

Конечно, репертуар Горовица имеет свою специфику и несравним с рихтеровским по многообразию и объему. http://web.telia.com/~u85420275/repertoire.htm

Претензии к Рихтеру по поводу репертуара вполне можно понять: кажется, что он играет все - а на самом деле, нет.
От Горовица, я думаю, никто и не ждал такой "всеохватности".

P.S. Запись 9-й сонаты у Горовица (9.05.65), по-моему, великолепна. Никакого "порхания" я там не услышал. Не знаю, говорил ли Рихтер о том же исполнении.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Вс янв 20, 2008 6:34 am

Кстати, Горовиц играл 9 сонату Скрябина великолепно. Какая нюансировка, каждая нота слышна. Мне кажется после Софроницкого только Горовиц смог сыграть Скрябинв так изломанно, такие перебады в темпах и такое Rubato. Я до сих пор не могу слушать Скрябина в исполнении Рихтера. Мне кажется, у него не особо получается. Но Рихтер сыграл 7 сонату Прокофьева - это что-то. Он сыграл всухую полностью. Я слышал исполнение Горовица и Поллини - тонна грязи, просто ужасно. А Рихтер без педали сыграл настолько мощно, что кажется, что перед финалом, где Прокофьевская ремарка стоит три фортиссимо, он сыграл на аккорд ниже, хотя как известно он играл в соответствии с нотными указаниями. Но у Рихтера иногда спорно в интерпретации Листа. Достаточно холодно и задумчиво. Хотя и в сверхбыстрых темпах.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс янв 20, 2008 10:19 am

Игорь писал(а): Я до сих пор не могу слушать Скрябина в исполнении Рихтера. Мне кажется, у него не особо получается.
"Не получается" применительно к Рихтеру - это сильно! :) Скорее всего можно сказать, что не получается у такого-то слушателя понять Рихтера. Такое сказать, послушав 5-ю и 6-ю сонаты... 6-я, как по мне вообще им "закрыта". То же можно сказать о 5-ой, но 6-я как-то особенно и принципиально замечательно им сыграна. Софроницкий, "официальный" скрябинист (не хочу навязывать своих вкусов), 6-ю играет чересчур импульсивно, что противоречит (снова же с моей точки зрения) характеру этой музыки.
Снова хотел бы выразить мысль, которую не раз высказывал: у Рихтера нет неглубоких интерпретаций. Они могут не совпадать с устоявшимися представлениями данного слушателя, но они - плод творчества совершенно незаурядной личности. Даже в самых неудачных своих концертах он по духу остается Рихтером. А это очень серьезно и сильно: "Играет Святослав Рихтер!"
Простите за offtopic, но после такихих слов зал, наэлектризованный ожиданием, взрывался, и аплодисменты долго не могли смолкнуть. Мне пришлось наблюдать это в Киеве, Москве и Ленинграде - везде одно и то же! Люди ждали чуда, и оно приходило! Я знал разных несогласных с ним, но после концерта они не могли ничего внятного сказать против. Это уж потом, по прошествии времени, снова принимались за свое. В конце концов это право каждого, только вот надо добавлять в подобных случаях что-то типа "с моей точки зрения", что, в общем-то и делает автор цитируемого сообщения.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс янв 20, 2008 12:18 pm

Yuriy писал(а): Софроницкий, "официальный" скрябинист [...]
Софроникий был не только "официальным" скрябинистом, но и служил эталоном исполнения Скрябина для самого Рихтера.
Yuriy писал(а):
Даже в самых неудачных своих концертах он по духу остается Рихтером. А это очень серьезно и сильно: "Играет Святослав Рихтер!"
Думаю, примерно то же самое можно сказать о любом из великих пианистов.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс янв 20, 2008 2:27 pm

Stranger писал(а):
P.S. Запись 9-й сонаты у Горовица (9.05.65), по-моему, великолепна. Никакого "порхания" я там не услышал. Не знаю, говорил ли Рихтер о том же исполнении.
В книге Ю.Борисова, вслед за приведённой мною цитатой, идут слова, поясняющие, что имеется в виду под "порханием". Вот текст (стр. 52): "Нейгауз, когда слышал такую игру, напоминал про девушку с красным козырьком. Она регулировала в метро движение поездов. Нейгауз говорил её "пионерским" голосом; "Мужчина!.. Опасность!.. Отойдите от края платформы!"."

Ответить