Сообщение
M.I. » Сб окт 11, 2008 9:35 pm
А сегодня по "Культуре" показали видеозапись концерта Артура Рубинштейна (1887 - 1982) в г. Пасадене, США, 1975 год.
Когда смотрел и слушал, иногда приходило сравнение с Рихтером, а иногда нет.
Сначала исполнялись "Фантастические пьесы" соч. 12 Шумана. В ряде пьес, например в пьесе "Вечер", исполнение явно проигрывало рихтеровскому. Зато в пьесе "Отчего?" было обаяние мягкого, старческого академизма, некоторой старомодности. В пьесе "Ночью" присутствовала взволнованность - настоящая. "Басня" местами чем-то напоминала Чайковского. "Сновидения" по трактовке напоминают рихтеровское прочтение. "Конец песни", увы, не порадовал: присутствовала некоторая громоздкость и словно бы раздражённость.
"Ундина" Дебюсси буквально порадовала звуковым обаянием, а "Вальс" (более, чем медленно) - тут прямо-таки домашнее, совсем не концертное исполнение. Прелюдия №1 ля минор (никогда раньше не слышал это произведение): местами как будто Гершвин, а потом опять чистейший Дебюсси - изумительный звук на правых клавишах рояля.
Затем исполнялось Скерцо №3 Шопена. Налетело как шквал, и с первых звуков исчез из памяти Дебюсси, улетучился. Впечатление от Скерцо - очаровательное исполнение. Тут у Рубинштейна нет соперников, тут он сам по себе. Однако, в громких местах играл немного как машина (раз даже привстал). Видно, что эту вещь он играл всю жизнь. Этюд соч. 25 №5 - приятная провинциальность, настроение культурной дачности. Этюд соч.10 №4: хорошее исполнение, без спешки. Но от этого этюд, по-моему, проигрывает. У Рихтера в этом этюде, как бы это сказать... элегантная поспешность. Возникает образ спешащего человека, он вынужден спешить, он под дождём. Однако, непонятно, почему в программе А.Рубинштейна Шопен шёл после Дебюсси. Может быть, для пианиста это его "конёк", и его выгодно перед публикой поставить в конец программы?
Наконец, "Прялка" Мендельсона: очень живописно сыграно. Отличная вещь для игры на-бис.
Общее впечатление об Артуре Рубинштейне. Большие руки, кисти рук. Они ему служат. Однообразно светская манера держаться за роялем и при поклонах, внутренняя воспитанность. Игра не современного, не спортивного типа (в игре Рихтера этот элемент органично присутствует). В целом художественная концепция того, что есть музыка, лишена явного драматизма. Много подлинного очарования. Яркий и своеобразный музыкант.
При всём этом, странно, но я как-то устал от прослушивания, и слушать еще не хотелось бы.
Последний раз редактировалось
M.I. Чт янв 01, 2009 8:30 pm, всего редактировалось 1 раз.