Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Рихтер и другие пианисты

Сообщение Игорь » Сб окт 20, 2007 1:45 am

Дорогие сайчата! Предлагаю вам сравнивать интерпретацию Рихтера того или иного произведения с другими именитыми пианистами. Я абсолютно уверен, что Рихтеру не все удалось сыграть гениально. Давайте раскроем эту тему. Я слушал и Гилельса, и Микеланджело, и Горовица, и Софроницкого, и Гинзбург и др., а у них были трактовки не менее гениальные. Я полагаю, Не было бы других пианистов, Рихтер не был бы таким гениальным. Ничего не создается в вакууме. Ваши размышления дорогие гости и не менее дорогие администраторы этого сайта.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Stranger » Сб окт 20, 2007 12:04 pm

Игорь писал(а):Я слушал и Гилельса, и Микеланджело, и Горовица, и Софроницкого, и Гинзбург и др., а у них были трактовки не менее гениальные.
Приведите конкретные примеры, пожалуйста!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Сб ноя 03, 2007 10:59 pm

Игорь писал(а): Предлагаю вам сравнивать интерпретацию Рихтера того или иного произведения с другими именитыми пианистами...
Я полагаю, Не было бы других пианистов, Рихтер не был бы таким гениальным.
Предложена интересная тема.

Специально прослушал "Аппассионату" в исполнении (студийная запись) Рудольфа Серкина, о котором Рихтер как-то отозвался хорошо. Был разочарован. С самого начала прослушивания общий тон высказывания вызвал у меня образ изящного человека с тросточкой, почему-то спиной ко мне. И больше ничего. Так что сравнивать в этом случае оказалось нечего.
У Серкина всё оказалось мягко-правильно (если не приторно), ни о каком дерзновении нет и речи.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Дааа... другие

Сообщение Panzerino » Сб ноя 03, 2007 11:41 pm

Когда ты слушаешь Рихтера все иначе звучит...
Это описать невозможно... это не техника исполнения, это что то другое, непонятное. Это чудо, просто...

Ты наверно сразу замечаешь "техничных" пианистов- у них все "так как надо". Но там жизни нет. Слушаешь например Соколова-все прекрасно, все ноты там, где надо, все технично, изрядно. Но нет жизни просто там, нет присутствие, нет вдохновения, все "ходит" как бы "другим ритмом", неузнаваемо для тебя.
Это Шопен? да, наверно...

4ые Scherzo Шопена в исполнение Рихтера- это просто невероятно-я слушаю этих исполнении года и больше уже, и не могу до сих пор понят как это возможно звучать так, таким образом.
Другой пример- Мендельсон-Variations serieuses in D Minor, Op. 54

Я собственно думаю, что Рихтер все что играл, и выбирал обдуманно играть, все это просто невероятно исполнено. Конечно запись далёких времён и не так далёких разные по звучании, но все же это Рихтер.

Я не Русский... простите за ошибки... :(

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Дааа... другие

Сообщение M.I. » Вс ноя 04, 2007 12:06 am

Panzerino писал(а):

Я не Русский... простите за ошибки... :(
Ошибки тут ни причём. Сердечное, искреннее высказывание о Рихтере. Спасибо!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 04, 2007 9:46 pm

Прослушал прелюдию соль минор Рахманинова в авторском исполнении. Больша разница с игрой Рихтера.
Когда начал слушать игру Рахманинова, то возникло впечатление, что вот, отличный пианист и очень воспитанный человек сдаёт ответственный экзамен, притом безупречно. Прелюдия состоит, так сказать, из двух крайних частей и середины. Контраст середины и крайних частей у Рихтера сильнее, чем у Рахманинова. Ближе к концу прелюдии у Рахманинова появляется что-то, что заставляет вспомнить Чайковского. Общее впечатление о Рахманинове, что это пианист и человек русской культуры 19-го века, во всяком случае, второй его половины. Рихтер - всецело пианист 20-го века.
У Рихтера крайние части напоминают энергичный "марш на месте" на большом военном параде. Середина - как мечтательное забытьё. Рахманинов играет всё в чисто фортепианном стиле, Рихтер - скорее в песенном (особенно середину).
Ещё прослушал эту прелюдию в исполнении Прокофьева (20-е годы). Товарищ, который мне это показывал (музыкант), предупредил, что Прокофьев играет пианистически неважно. Но мне это было всё равно. Заметно, что Прокофьев "смещён" от Рахманинова в сторону 20-го века, в сторону Рихтера. Кроме того видно, что это человек,- вообще как личность,- который не считается ни с какими предписаниями и правилами. Удовольствие доставило то, что Прокофьев играет середину прелюдии нежиданно жизнерадостно. Это его взгляд на эту часть прелюдии, и это содержательно и интересно для слушателя.
Последний раз редактировалось M.I. Чт янв 01, 2009 7:45 pm, всего редактировалось 1 раз.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Немного о другом...

Сообщение Panzerino » Вс ноя 04, 2007 10:00 pm

Величие Рихтера в том, что он "видел" дальше всех в рамке конкретного исполнения. Он сумел передать такую форму сыгранного, при такой глубине, как никто другой не смог ни увидеть этого, ни сыграть таким образом.
А не мог этого, потому что как правило все смотрят только в нотной текст. Чтобы все было сыгранно перфектно. Чтобы их не критиковали за то, или другое... . Но именно тогда теряется музыка.
И появляется Marc Andre Hamelin-перфектной исполнитель, но не "трогает" сердце.

Свобода исполнении это умение так играть, как бы то ноты "растворялись" а только музыка и форма были на виду. Это очень трудно сделать, и у никто это так успешно не получалось как у Святослава Теофиловича. Это великое умение достичь такого технического совершенство, когда ты уже "за нотами" играешь.Тогда у тебя форма получается, и настоящая интерпретация. Это тоже странной микс технического совершенство и глубокого понимания стиля данного композитора, не имея ни одного "примера" живого авторского исполнения.

Собственно говоря, я не верю в том что исполнителю нужна коммуникативность в зале. Сыгранное- вот это играет роль...когда оно не упражняет такую, начинается "артистичность" исполнителя, по типу Barenboim-Gould.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Пт ноя 09, 2007 11:45 pm

А мне соль минорная прелюдия Рахманинова нравится больше в исполнении Горовица, чем у Рихтера. У Рихтера в трактовке видна монументальность, основательность, но, на мой взгляд, все как-то предсказуемо. У Горовица же такие контрасты между piano и fortissimo, что просто диву даешься. Причем он не злоупотребляет много педалью, отчего в игре не ощущается тонны грязи. А как он проигрывает кульминационный момент в 1 и 3 части этой прелюдии. Это же просто фейерверк, я бы даже сказал бы, бравурно сыграно. и в то же время Горовиц обходится без всяких ненужных замедлений и "соплей", которомы часто современные пианисты пользуются, отчего произведение утрачивает цельность.
Но многое Рихтер в Рахманинове все-таки сыграл убедительнее, чем Горовиц. Горовиц порой брал какие-то неоправданные темпы в трактовке опусов Рахманинова, очень уж много "отсебятины".
Хотя недавно прослушал запись Горовица Этюд-картины ор. 39 № 9, где этот этюд начинается с колокольными перезвонами, и мне эта трактовка Горовица понравилась гораздо больше, чем у Рихтера. Все настолько ярко, а финал - ослепительный по своей мощи. У Рихтера немного все приглушенно.

Muzylo
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 9:47 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Muzylo » Ср ноя 14, 2007 10:31 pm

M.I. писал(а): Специально прослушал "Аппассионату" в исполнении (студийная запись) Рудольфа Серкина, о котором Рихтер как-то отозвался хорошо. Был разочарован. С самого начала прослушивания общий тон высказывания вызвал у меня образ изящного человека с тросточкой, почему-то спиной ко мне. И больше ничего.
Отличная характеристика...
В спорах рождается только спорная истина. Но другой нам не дано...

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Немного о другом...

Сообщение Stranger » Чт ноя 15, 2007 1:03 pm

Panzerino писал(а):А не мог этого, потому что как правило все смотрят только в нотной текст. Чтобы все было сыгранно перфектно. Чтобы их не критиковали за то, или другое... . Но именно тогда теряется музыка.
И появляется Marc Andre Hamelin-перфектной исполнитель, но не "трогает" сердце.
В целом, по поводу холодной "перфектности" Hamelin я согласен. Но, во-первых, это качество у него совершенно органично и обладает неповторимым стилем, а во-вторых, из этого "не трогает сердце" есть и исключения. Для меня таким исключением стала запись цикла сонат Метнера. Это исполнение совершенно захватило меня (хотя, конечно, не все сонаты в равной степени), причем возникло именно ощущение слияния совершенной, но незаметной техники с образным содержанием сонат, их музыкальной сутью.
Последний раз редактировалось Stranger Пт ноя 16, 2007 10:45 pm, всего редактировалось 2 раза.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Stranger » Чт ноя 15, 2007 1:16 pm

M.I. писал(а):
Специально прослушал "Аппассионату" в исполнении (студийная запись) Рудольфа Серкина, о котором Рихтер как-то отозвался хорошо. Был разочарован.
Рихтер отозвался хорошо о пианисте или об исполнении? :)
У Серкина есть и очень сильные исполнения, например, 1-й концерт Брамса с Селлом - одна из лучших записей этой вещи. Там уже никаких тросточек - все сыграно с отдачей, на 100%!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 18, 2007 12:50 pm

О Р.Серкине встретил у Рихтера два одобрительных замечания. Вот одно из них. В книге Ю.Борисова на стр. 37 читаем: "По темпераменту только Серкин один раз превзошёл в Брамсе Нейгауза - в g-moll'ном квартете. Там такой финал - цыганочка. Но вместо цыганочки - цунами, как будто в живого человека вкалачивали гвозди. В середине вдруг сентимент... Это ещё пылкий, влюблённый Брамс. Ещё без живота. А у Серкина - такое раздевание, как высшая точка трагедии. Даже неловко."
Далее сразу же идёт текст, проясняющий использованное слово "раздевание". Текст такой: "Я такую музыку играть избегаю. Es-moll'ный этюд - картина Рахманинова из той же оперы. Я люблю её... слушать. Но уж если берётесь играть, то извольте раздеться. Покажите темперамент!"

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 18, 2007 6:54 pm

Вчера, 17.11.2007, по телеканалу "Культура" показали фрагмент концерта Э.Гилельса в БЗК в конце 70-х годов, доставивший настоящее удовольствие. Там прозвучал (помимо прочего) этюд Скрябина оп. 2 №1. Если у Рихтера воплощение этого этюда в звуках хочется назвать "небесным", то тут "земное" звучание, притом в самом лучшем смысле. И чувствовалось по звуку, по характеру игры, что Гилельс окружён,- фигурально говоря,- слушателями. Хотя и в реальности он тоже был окружён ими с трёх сторон - из-за той части публики, что располагалась на сцене сзади и слева от исполнителя.
Гилельс - огромный музыкант. Как много впечатлений могла иметь публика БЗК в ту эпоху!

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

ответ M.I. на Гилельса

Сообщение Игорь » Пт ноя 23, 2007 11:47 pm

Я тоже смотрел этот концерт Гилельса, окруженный зрителями. В свое время я купил пластинку с записью Гилельса лет пятнадцать назад, где он играл лунную сонату и патетическую сонату Бетховена. Я считаю до сих пор, что это не превзойденная интерепретация этих шедевров. Но Аппасионату сыграл лучше всех Рихтер. Это что-то! Это такая страсть в игре, мощь. Только Рихтер, видимо, мог эту вещь своими пальцами исполнить замысел Бетховена. Действительно здорово! После его трактовки не могу слушать другие исполнения, хоть убейте!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 25, 2007 7:07 pm

Прослушал недавно Полонез-Фантазию Шопена в исполнении Г.Г.Нейгауза в концерте 1958 года. Очень интересная запись, сильно отличающаяся от того, как играл Рихтер.

У Г.Г.Нейгауза темп сразу же кажется более поспешным, чем у Рихтера. Звук более тёплый, а образное содержание напоминает вечернюю летнюю степь (может быть, как в "Тарасе Бульбе"), и где-то недалеко старую усадьбу, а может быть и взгляд на эту степь из усадьбы. Звук у Нейгауза безупречно мягкий. Исполнение почти завораживает, но... в какой-то миг проскакивает что-то, напоминающее маленькое фокусничанье, - и тут же исчезает.
У Рихтера всё не так. Прежде всего, в его исполнении Полонеза-Фантазии присутствует некая величавость. Во-вторых, звук достаточно холодный, а зрительная образность практически отсутствует. Затем, исполнение очень точное, определённое и, я бы сказал так: бескомпромисное. "Цвет" звука от тёмно-серого, почти чёрного, через холодно-стальной к серебристо-белому, иногда к просто белому. Но самое главное, у Рихтера это произведение выглядит как некая сущность, ни в ком и ни в чём не нуждающаяся, замкнутая сама на себя, так сказать, "вещь в себе". В неё не так-то легко проникнуть.

У Нейгауза Полонез-Фантазия навевает мысли об аристократизме родовитого помещика. У Рихтера - аристократизм чистейшего духа, аристократизм абсолютной логики.

И ещё. О Г.Г.Нейгаузе говорят как о создателе одного из направлений советской пианистической школы (или как об одном из создателей этой школы). Но в упомянутой записи запечатлена игра Г.Г.Нейгауза в чисто европейском стиле. Т.е. в его игре присутствуют мягкость, образованность, культурность - как самодавлеющие ценности, т.е. ценности, значение которых не зависит от того, чему они служат и где применяются. У Рихтера игра как-бы вообще без школы или с азбучной, элементарной (и абсолютно безупречной) начальной школой в чисто фортепианном стиле и без какой-либо географической привязки на поверхности Земного шара.

Ответить