Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Вт фев 14, 2012 8:28 pm

Владимир писал(а):С.Рихтер- любимый исполнитель И.С. Баха. А Глен Гульд- единственный.
так точнее будет.

Согласен, Гульд - единственный. Но вот вчера прослушал несколько Прелюдий и фуг из 1-го тома ХТК в концертном исполнении 20 апреля 1969 года. Всё время ощущается возвышенное состояние духа, оно пропитывает музыку.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Владимир » Пн апр 09, 2012 11:05 pm

Люблю и частенько слушаю Лунную сонату Бетховена, часть 3.
Понравилось в исполнении Мюррея Перайи, очень нравится в исполнении В.Софроницкого.

Но, сейчас более всего нравится в исполнении Э.Гилельса.
Не могу сказать почему. Возможно сочнейшим, четко выверенным филигранным исполнением.
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Чт апр 19, 2012 8:41 am

Прослушал, по случаю, Двадцатый концерт Моцарта в исполнении Михаила Плетнёва, и неволньно сравнил (по памяти) с записью Рихтера с Вислоцки. Зачем Плетнёв так играет? Провинциальность в самом худшем качестве, манерная отсебятина. А ведь Плетнёв приглашался играть на "Декабрьских вечерах". Значит, Рихтер считал его способным музыкантом?
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Yuriy » Сб апр 21, 2012 2:53 pm

M.I. писал(а):Зачем Плетнёв так играет? Провинциальность в самом худшем качестве, манерная отсебятина. А ведь Плетнёв приглашался играть на "Декабрьских вечерах". Значит, Рихтер считал его способным музыкантом?


От себя могу добавить, что сколько ни пытался слушать Плетнева последнее время (напр., ор.111), столько раз отмечал нечто подобное. Какие-то потуги, многозначительность, в которой нет настоящего, зато много претензии. Давно сделал для себя вывод: поскольку времени не так уж много, нечего его тратить на третьестепенное, когда рядом идеал. Еще не все имеющиеся у меня записи Рихтера переслушал, а размениваюсь на разное, моего внимания не заслуживающее.

Что касается "Декабрьских вечеров", туда ведь приглашали музыкантов, считающихся специалистами в такой-то теме. Плетнева пригласили как исполнителя Чайковского.
Виктор Зеленин слушал Плетнева (Большая соната Чайковского) на "Декабрьских вечерах", сидя рядом с Рихтером. Тот, положив кисти рук на колени, делал как бы пианистические движения в такт музыке. Потом в одном месте с удивлением развел руками...
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Ср май 02, 2012 7:49 am

Только что прослушал в исполнени Григория Соколова 1-ю часть Восьмой сонаты Моцарта (на Классик он-лайн, самодельная запись из зала). Он играет импровизационно, Рихтер более просто и отточенно, рельефнее показывая драматизм этой музыки. У Соколова ощущается пылкость исполнения, у Рихтера, скорее, наэлектризованность. Могу понять поклонников Соколова, но вряд ли примкну к ним.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Вс июл 29, 2012 12:06 pm

Слушаю третью часть Восьмой сонаты Прокофьева (декабрь 1974 года, БЗК; эта запись сонаты была склеена на радио и фрагментов записей 21 и 22 декабря), и сравниваю по памяти с тем, как эту часть играл А.Гаврилов. Сравниваю потому, что это делают и некоторые любители фортепианной игры. И Рихтер и А.Гаврилов оба играют с напором. Напор у Рихтера, вообще говоря сильнее, но дело не в силе, а в качестве. У Рихтера напор эмоционально-художественный, образный. Это, при всей силе и мощи, - неудержимый полёт. У А.Гаврилова напор спортивно-физический, конкурсный, я бы даже сказал: тоскливо-формальный.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Пт окт 12, 2012 7:27 pm

Только что смотрел часть передачи по "Культуре", концерт поздего В.Горовица. Застал пьесу № 3 из "Утешений" Листа. Очень высокое качество фортепианного звука, исполнение класса "Люкс". Но не мог удержаться от сравнения с Рихтером. От игры Горовица впечатление такое, что он служит звуку. У Рихтера наоборот. Звук служит Рихтеру для создания звуковых образов, для решения художественных задач, стоящих перед исполнителем.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Yuriy » Сб окт 13, 2012 7:47 pm

M.I. писал(а):От игры Горовица впечатление такое, что он служит звуку. У Рихтера наоборот. Звук служит Рихтеру для создания звуковых образов, для решения художественных задач, стоящих перед исполнителем.


Абсолютно согласен! В этом-то и причина, по которой некоторым пианистам больше нравится Горовиц. Их личное дело, в конце концов. Красота звука в отрыве от содержания – качество сомнительное, как по мне. Хотя это Утешение я у Горовица принимаю.
А еще только и слышишь об октавах у Горовица в Сонате Листа. Как будто Рихтеру они не даются. Просто, анализируя эту сонату в исполнении Рихтера, меньше всего хочется обращать внимания на частности. Всё у него на своих местах, и все идеально, и создаваемый им образ превосходит все имеющееся на сегодняшний день. А за октавами можно отослать к Алексею Гринюку. Наверное, никто их в этой сонате быстрее не играет. По-моему, получается нечто мало художественное:
http://www.youtube.com/watch?v=kbsrT8pGhtE
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Ср июл 31, 2013 8:42 pm

"Есть мнение" (С), что Гилельс играет Концерт Чайковского № 1 лучше, чем Рихтер. Ознакомившись с этим мнением, прослушал игру Гилельса в этом произведении в записи 1952 г. (по интернету на Классик он-лайн). Действительно, Гилельс играет очень хорошо, демонстрирует превосходное качество игры на рояле. Надо сказать, он играет несколько натуралистично, а образы, возникающие в воображении от исполненяемого, ассоциируются у меня с живописными картинами в рассказах Тургенева "Записки охотника". Вообще, очень хорошо. Но всё-таки, мне мешает подтекстный, некий подспудный намёк на суетливость натуры автора музыки. У Рихтера, наоборот, в испонении присутствует ощущение естественной величавости композитора, масштабности ощущения окружающей его действительности.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Yuriy » Чт авг 08, 2013 11:29 am

На форуме
http://launch.groups.yahoo.com/group/sv ... sage/11082
наткнулся на очередной рейтинг пианистов, составленный ВВС. Как правило, подобные "табели о рангах" скорее отражают не объективную картину, а степень деградации составителей. Полюбуйтесь (лучшие места внизу :) ):

20-Arrau
19-Hofmann
18-Gieseking
17-Gould
16-Perahia
15-Kempff
14-Edwin Fischer
13-Lupu
12-Ignaz Friedman
11-Zimerman
10-Michelangeli
9-Argerich
8-Gilels
7-Schnabel
6-Lipatti
5-Cortot
4-SR
3-Horowitz
2-Rubinstein
1-Rachmaninoff
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Пн ноя 10, 2014 10:21 pm

Вот, прослушал сейчас 7-ю сонату Бетховена в записи с концерта К.Н.Игумнова 3 декабря 1947 года. Получил удовольствие. Невольно сравнил с рихтеровским исполнением 60-х годов. Мне показалось, что играть так, как Игумнов мог Антон Рубинштейн. Исполнение увлечённое, и вместе с тем, свободное, непринуждённое, искреннее. Кое-где во второй части подкупающе-обаятельное. И я бы сказал, очаровательно-старомодное.
У Рихтера исполнение куда более строгое, всё точно взвешено, и всё "разложено по полочкам". И ясно, я бы сказал даже: рельефно, показан естественный драматизм этой сонаты. У Рихтера соната как живое существо, требующее к себе предельно ответственного отношения. Слушая Рихтера, попадаешь в мир этой сонаты. Кроме неё ничего нет, и она заполняет собой всё вокруг.

Тут уж заодно прослушал и запись Рудольфа Бухбиндера, ныне гастролирующего в Москве. Правда, запись студийная. Сразу видно, что Бухбиндер отличный профессионал. В целом, исполнение им 7-й сонаты меня устроило, хотя кое-что во второй части мне показалось потерянным. Имею в виду театрально-психологическую сторону дела. Во второй части у Рихтера, в наиболее напряжённых местах, на фоне скорбной мужскай интонации появляется, вплетается женский голосок, убаюкивающий, успокаивающий. И хотя он не уравновешивает мужскую скорбь, но всё равно явно заметен. И прослушав это, хочется сказать: да, так было.

Прослушал ещё одну запись с концерта К.Н.Игумнова от 3 декабря 1947 года - Большую сонату Чайковского. Восхищению моему не было предела. Я услышал Петра Ильича в его домашней, интимнейшей обстановке, в загородном доме. Тут даже вокруг композитора предметы домашнего быта. Тут и рояль, за которым Пётр Ильич занимался, играл, сочинял. Обстановка, интерьер второй половины 19-го века. Сейчас трудно сравнивать с исполнением Рихтера, но одно заметно явно: у Рихтера на первом месте произведение, за которым стоит, угадывается автор. А тут, у Игумнова, прямо вот он, автор. Причём в данный момент, в сиюминутности. Исполнение до такой степени портретное, что иногда заметно даже то, чего я никогда ранее у Чайковского не замечал: нотки чисто барской капризности, и при этом - ни капли эгоизма! Логика такая: мне так можно, и всё тут. И обаяние простой человеческой откровенности. Я побывал в гостях у Петра Ильича.

А вот и "Времена года" Чайковского в студийной записи К.Н.Игумнова. Нет слов! Могу пока лишь заметить, что благодаря этой записи я целиком погрузился во времена Чайковского в России, то есть приблизительно в последнюю треть 19-го века. Услышал в звуках то, о чём ещё пол-века назад мне рассказывали моя бабушка и её сестра. Они родились в Москве в годы правления Александра Третьего, и многое успели застать. Слушая эту запись, слыша вокруг себя ту жизнь, невозможно представить себе, что всё это когда-нибудь может кончиться.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Yuriy » Вс ноя 30, 2014 4:57 pm

Александр Зилоти вспоминает, как рассказал престарелому Листу об успехе Антона Рубинштейна, сыгравшего «Лунную». Тот же Зилоти пишет, что Листу нельзя было играть эту сонату и его 2-ю Венгерскую рапсодию, и все ученики об этом знали. Так вот, Лист после этого рассказа молча подошел к роялю, сыграл первую часть, не полностью сыграл вторую и наметил третью - у маэстро не было сил, жить ему оставалось буквально две недели. После этого, пусть и неполного исполнения, Александр Ильич понял, что позволил себе бестактность и еще услышал, как может звучать эта чересчур популярная соната. Поправьте меня, если неточно воспроизвел рассказ Зилоти (а может быть, я уже об этом писал?).
Так вот, случайно забрел на другом форуме в тему, где обсуждается ожидаемый 2-го декабря концерт знаменитого современного виртуоза Андре Амлена, скачал его концерт с сонатой Гайдна №55, B-dur, Hob.XVI:41 и др. Послушал Гайдна и «Движение» Дебюсси. Естественно, с концерта я бы не ушел, но вот дома на прослушивание всей записи не хватило терпения. Может быть, со временем осилю. Это как если бы Мону Лизу рисовал компьютер, пусть даже высокого класса. Играет суперпианист, но как музыкант он мне ничего особенного дать не может. Многим из «широкой» публики нравится. Ну что же, пожалуйста. Какими-то сторонами его таланта, действительно, можно восхищаться. После таких прослушиваний я себя под Рихтером чищу, о чем не раз писал. Предлагаю послушать шедевр – живую искрометную музыку, причем, его первое исполнение этой сонаты Гайдна (17/04/61 – Москва, БЗК – (РТ)):

https://yadi.sk/d/ELy9EgbDd3k9c

И для полноты остальные сонаты Гайдна с того же концерта:
3-4. Sonata No.32 in g, Hob.XVI:44
5-7. Sonata No.59 in E-flat, Hob.XVI:49

https://yadi.sk/d/TW8lqFpQd3nFa
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Yuriy » Ср дек 03, 2014 10:41 pm

Yuriy писал(а):Предлагаю послушать шедевр – живую искрометную музыку, причем, его первое исполнение этой сонаты Гайдна (17/04/61 – Москва, БЗК – (РТ)):
https://yadi.sk/d/ELy9EgbDd3k9c


Мне сообщили, что конец 1-й части сонаты №55 Гайдна в выложенной записи обрезан. Выкладываю нормальную запись:
https://yadi.sk/d/TlH3WMWZd8Vts
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение M.I. » Вт янв 27, 2015 10:37 pm

Прослушал сейчас Первый концерт Чайковского в исполнении "друго пианиста" (и прославленного виртуоза) Л.Бермана. Прослушал ради знакомства с оригинальной (авторской) редакцией этого произведения. Исполненино совсем иначе, чем у Рихтера, и вероятно, тут дело не в редакции.
Что я услышал? Приятная суетливрсть, немножко сисюканье. Кондитерский привкус ванили. Несколько эклектично: в чём-то под старину, а в чём-то современно. Вообще, слушать приятно. Но нет нерва композитора. Немного лубок, и всё как-то незаметно прилизано. Нигде не проступает своеобразный драматизм натуры Петра Ильича. А то и вовсе кажется, что это пожилой челоек впадает в детство.
Плюс этой записи - нет никакого нарочитого шаблона, готовность махнуть на всё рукой и не заморачиваться схемами.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Рихтер и другие пианисты

Сообщение Yuriy » Сб мар 26, 2016 10:07 pm

M.I. писал(а):
sd01 писал(а):Послушайте раннего Гаврилова(до эмиграции). Он гений. Рихтер неслучайно обратил на него внимание.Так играть в таком возрасте...

Насколько я себе представляю, А.Гаврилова хвалили за "стихийный пианизм", которого, замечу, у Рихтера и в помине не было. Когда Рихтер приехал в Москву поступать в консерваторию, один услышавший его пианист сказал примерно так: "Рихтер играет неправильно, но, странно, у него всё получается". А Вера Горностаева высказалась так: "У Гилельса супершкола, а у Рихтера - антишкола".

Впрочем, для дальнейшего обсуждения этих вещей, вероятно, лучше перейти на этом форуме в тему "Рихтер и другие пианисты".

Действительно, есть специальная тема, здесь и надо (если надо) вести подобные обсуждения.
Уже не раз писал, как много лет назад слушал прелюдии Рахманинова в концерте этого «гения» в Киеве. Пианистическими возможностями блеснул, но получилось что-то противное музыке. Неплохо сказал на другом форуме один участник по поводу исполнения этюда Скрябина: «Бедный Александр Николаевич! Написав этюд, даже не догадывался, что дал отмашку на ипподроме.» А у г-на Г тогда в Киеве, да и в Москве, буквально, на той же неделе, было плохо скрываемое приглашение к спортивному соревнованиям: кто быстрее и громче. На самом деле получилась истерика, а не сила и мощь в некоторых (думаю, не надо объяснять, в каких) прелюдиях. Не сомневаюсь, что Генрих Густавович во время первой встречи с Рихтером, понявший, что перед ним гениальный музыкант, действительно осознал заложенное исключительное чувство музыки и умение всё это передать, и это совсем не те качества, которые почему-то кого-то восхищают у г-на Г. Школа – дело наживное. У г-на Г была прекрасная школа (растраченная к настоящему времени). Но надо ли несомненные способности сразу называть гениальностью? Да мало ли было и есть пианистов с отменным пианизмом? И всех записывать в гении? На форумах только и читаешь по поводу иного небесспорного исполнения, что оно гениально. По-моему, пишущий делает комплимент больше себе – дескать, распознал гения и представил слушателям.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Пред.След.

Вернуться в Записи Рихтера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron