Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера

Сообщение M.I. » Пт июл 08, 2011 8:49 pm

Stranger писал(а):Вы, уважаемый Юрий, настолько мало интересуетесь искусством других пианистов (практически игнорируете их), что подобные сравнения просто не задерживаются в Вашем сознании - так происходит потому, что эти артисты и их интерпретации ничего не значат для Вас, не живут в Вашем сердце.

Но ведь это и не грех, правда?

Кстати, совсем недавно смотрел по "Культуре" А.-Б.Микельанжели. Равель, ф-п концерт (не леворучный), дир. С.Челебидаке. Публика была в восторге, а я нет. Скажу почему. У Микельанжели, как мне показалось, все силы направлены на процесс исполнения, и делает он это с умопомрачительным совершенством. Он болеет, переживает за само исполнение, и у него отлично получается. А Рихтер болеет и переживает за исполняемое произведение. Мне дорого произведение, и поэтому исполнения Рихтера мне дороги, "живут в моём серде" (прекрасное определение).
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Stranger » Сб июл 09, 2011 3:16 am

M.I. писал(а):Но ведь это и не грех, правда?

Конечно, это не более чем индивидуальная особенность восприятия.
Грехом была бы попытка выдать эту особенность за объективную закономерность, навязывать ее другим людям как единственно верную точку зрения.
Кстати, совсем недавно смотрел по "Культуре" А.-Б.Микельанжели. Равель, ф-п концерт (не леворучный), дир. С.Челебидаке. Публика была в восторге, а я нет.

А я здесь соглашусь с публикой. :)
Когда я впервые услышал эту концертную запись (лет пять тому назад), то был совершенно пленен ею. Поразило и звуковое совершенство, и внутренняя духовная концентрация, и эмоциональная насыщенность. Это исполнение гораздо больше меня затронуло, чем более ранняя студийная запись (которую, кстати, высоко ценил Рихтер). Вообще, я очень люблю этот концерт, особенно вторую часть с ее пронзительно чистой и изысканно простой, немеркнущей лирикой.
Stranger
Moderator
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение M.I. » Вт авг 23, 2011 3:57 pm

M.I. писал(а):
Запись концерта №23 Моцарта в исполнении М.Юдиной... Вторая часть главная и очень образная... Третья часть никуда не годится, она как-будто и записана-то в другой день, и не имеет логической связи с бесподобной второй частью.

Вот у Рихтера в 18-м концерте Моцарта третья часть, хотя и контрастирует со второй, но, в то же время, как-бы отталкивается от неё, как прыгун в высоту отталкивается от земли. У Юдиной в 23-м концерте третья часть возникает сама по себе, без какой-либо связи с третьей частью.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Yuriy » Вт авг 23, 2011 5:09 pm

M.I. писал(а):
M.I. писал(а):
Запись концерта №23 Моцарта в исполнении М.Юдиной... Вторая часть главная и очень образная... Третья часть никуда не годится, она как-будто и записана-то в другой день, и не имеет логической связи с бесподобной второй частью.

Вот у Рихтера в 18-м концерте Моцарта третья часть, хотя и контрастирует со второй, но, в то же время, как-бы отталкивается от неё, как прыгун в высоту отталкивается от земли. У Юдиной в 23-м концерте третья часть возникает сама по себе, без какой-либо связи с третьей частью.


В этом великое и уникальное искусство Рихтера - грандиозность и ясность замысла, видение исполняемого произведения "с орлиного полета", связь и единство частей, цельность. Этим он принципиально отличается от самых больших музыкантов прошлого и настоящего.
Благодаря форуму познакомился с сонатами Брамса в исполнении Мельникова. Прекрасное исполнение - особенно 2-й. Он, действительно, серьезный музыкант. Совершенно незачем сравнивать его исполнение и рихтеровское, но у Святослава Теофиловича есть что-то трудно выражаемое словами, заключающееся в видении этой музыки и музыки вообще, только ему видимая цельность. Ему дано понимать суть вещей. Помните, у Метерлинка - "Душа воды", "Душа огня". А Маэстро дано чувствовать и отразить "Душу Музыки", и передать нам. А дальше, отправляясь от музыки в его исполнении, понимаешь какой это вклад в культуру, как это переплетается с вечными вопросами философского даже этического порядка. Так мы приходим к разгадке "феномена Рихтера".
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение M.I. » Пн ноя 28, 2011 8:12 pm

В субботу 3 декабря на телеканале "Культура" с 14:00 до 15:00 будет передача: "ИГРЫ КЛАССИКОВ С РОМАНОМ ВИКТЮКОМ. ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ
В программе произведения Моцарта, Шуберта, Листа. Концерт в Вене, 1987 год."
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение M.I. » Ср ноя 30, 2011 9:52 pm

Прослушал сегодня 2-й Концерт Сен-Санса в записи Рихтера от 22.06 1993 г. и в исполнении Э.Гилельса в записи из БЗК от 6.02.1982 г. На последнем, волею судеб, я был, но запомнил лишь общую обстановку концерта (дирижёр Пааво Берглунд). Теперь видно, что Гилельс - большой, превосходный пианист. Всё играет безупречно, а третью часть так, что дух захватывает. Ему полагалась бы Нобелевская премия по музыке, если бы такая существовала. Исполнение третьей части, фигурально выражаясь, героическое.
У Рихтера и у Гилельса совершенно разные исполнения. Исполнение Гилельса практически не вызывает никаких зрительных образов, ассоциаций. Правда, в первой части бывает, что наплывают звуковые ассоциации: иногда с Бетховенном, иногда с Григом, иногда с Чайковским. Но не очень сильные. У Рихтера этот Концерт (22.06.1993 г.) - одна сплошная зрительная ассоциация, наполняющая музыку от начала до конца. У Гилельса эталонное исполнение. У Рихтера никакой эталонности нет и в помине. Исполнение самодостаточное и неповторимое.

P.S. Возвращаясь по памяти к моему вчерашнему прослушивнию записи Концерта Сен-Санса №2, исполняемого Гилельсом, испытываю некоторую досаду: у Гилельса местами проглядывает блестящая пустяковость этого концерта. А вот Рихтер исполняет этот Концерт... обаятельно.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение M.I. » Сб дек 03, 2011 4:43 pm

M.I. писал(а):В субботу 3 декабря на телеканале "Культура" с 14:00 до 15:00 будет передача: "ИГРЫ КЛАССИКОВ С РОМАНОМ ВИКТЮКОМ. ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ
В программе произведения Моцарта, Шуберта, Листа. Концерт в Вене, 1987 год."

Посмотрел эту передачу внимательно и с большим интересом, с удовольствием. И - как будто побывал в благоустроенной, высокообразованной и очаровательной Европе.
Сначала мне казалось, что Горовиц слабее Арт.Рубинштейна, но потом, по мере хода концерта, стал считать, что Арт.Рубинштейн - профан по сравнению с Горовицем.
Пришёл к заключению, что рояль для Горовица - его самый большой, самый лучший друг, с которым они вместе создают музыку. Очень понравилась серединка из второй части сонаты Моцарта № 13, прозвучало очень задушевно, интимно, как будто есть только Горовиц, его рояль, буквально дышащий звук рояля - и ничего больше. Горовиц - высококлассный музыкант и инструменталист. И не зря его называют романтиком. Музыка у него возникает здесь и сечас, и каждый следующий звук непредсказуем. И звучание у него... инструментально-очаровательное, в чём-то даже неповторимое. Притом Горовиц играет очень как-то по своему, и никакие законы для него не существуют.

Здесь, на сайте Рихтера, интересно сопоставить Рихтера с Горовицем.
Конечно, оба они яркие музыкаты. Но различия их весьма велики. Когда играет Горовиц, то, в самом общем смысле, ощущение такое, что он вежливо и ласково обращается к своей публике со словами: я хочу вам сыграть. В этом же смысле, у Рихтера обращение к публике иное. Рихтер несколько трепетно, горячо и нетерпеливо заявляет: я должен вам сыграть.
Горовиц материалист, его целью и результатом игры является обаятельная материя звука. Рихтер идеалист, его игра имеет целью воплотить в звуке некую надматериальную идею, и когда ему это удаётся, возникает ощущение внеземных масштабов его игры.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Владимир » Пн янв 02, 2012 3:21 am

Сравнивал ХТК Баха в исполнении Рихтера и Гульда. Если взять в целом, оба тома, то более нравится трактовка Глена Гульда.

Хотя отдельные вещи, как например из 1 тома с-мольная прелюдия и фуга более нравится в исполнении Рихтера.
А вообще очень трудно сравнивать, т.к. совершенно разное исполнение. Поэтому слушаю ХТК в исполнении обоих мастеров.

Шопена, лучше исполняет Поллини и Артур Рубинштейн. Свое мнение не навязываю- просто мне так кажется.
Лунную сонату. часть 3 лушее исполнение- Софроницкий и Гилельс. В исполнении Рихтера не слышал, не могу сказать.
Серьезные вариации Мендельсона-однозначно- Рихтер.
Сонаты Шуберта- Рихтер.
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение Yuriy » Пн янв 02, 2012 2:26 pm

Владимир писал(а):Сравнивал ХТК Баха в исполнении Рихтера и Гульда. Если взять в целом, оба тома, то более нравится трактовка Глена Гульда.

Хотя отдельные вещи, как например из 1 тома с-мольная прелюдия и фуга более нравится в исполнении Рихтера.
А вообще очень трудно сравнивать, т.к. совершенно разное исполнение. Поэтому слушаю ХТК в исполнении обоих мастеров.

Шопена, лучше исполняет Поллини и Артур Рубинштейн. Свое мнение не навязываю- просто мне так кажется.
Лунную сонату. часть 3 лушее исполнение- Софроницкий и Гилельс. В исполнении Рихтера не слышал, не могу сказать.
Серьезные вариации Мендельсона-однозначно- Рихтер.
Сонаты Шуберта- Рихтер.


Можно было бы не обратить внимание на то, что Вы пишите, уж извините. Что такое "лучше" или "хуже"? Это разные концепции. У Рихтера - результат грандиозного вИдения музыки и искусства в целом. Названные Вами Рубинштейн и Поллини никак не являются мыслителями. Да, настроение сиюминутное передать могут, но чтобы это потрясало - смешно даже такие слова в применении к ним говорить.
А как es-moll из I-го Тома или h-moll? Тоже у Гульда "лучше"?
14-ю Бетховена, как известно, Рихтер не играл. Сохранилось свидетельство, как он слушал в детстве отца. У того был традиционный репертуар. Так вот, Рихтер уже тогда решил, что эту сонату он играть не будет.

Советую почитать, какими мыслями обмениваются участники другого форума:
http://www.classicalforum.ru/index.php? ... icseen#new
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение Stranger » Пн янв 02, 2012 6:35 pm

Yuriy писал(а):Названные Вами Рубинштейн и Поллини никак не являются мыслителями. Да, настроение сиюминутное передать могут, но чтобы это потрясало - смешно даже такие слова в применении к ним говорить.

Я бы на Вашем месте не стал смеяться над потрясениями других людей. У Поллини, например, есть восхитительная (на мой вкус - лучшая) запись Первого концерта Брамса с Бемом. А уж о Рубинштейне и говорить нечего - это гигант, достижения которого обширны и многообразны.
Stranger
Moderator
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Владимир » Пн янв 02, 2012 7:59 pm

Недели 3-4 назад, по радио "Орфей. Исполнялась соната Шуберта- та самая, из фильма "Рихтер непокоренный"- наверное ор 894.- 18 соната.

Исполнитель- вот не скажу точно-или Шнабель или Кемпф.

Очень хорошо, очень. Соната большая и пока не прослушал всю не ушел из гаража.

Это я, конечно, не к тому, чтобы противопоставлять Рихтера и других мастеров...
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение M.I. » Вс янв 08, 2012 3:09 am

Владимир писал(а):Шопена, лучше исполняет Поллини и Артур Рубинштейн. Свое мнение не навязываю- просто мне так кажется.

Кто играет лучше Шопена, вопрос непростой. Да и стоит ли сравнивать разных исполнителей? Но попытаюсь изъясниться собирательно, без конкретных имён, и аллегорически.
Вот 15-я прелюдия Шопена в записи с концерта Рихтера от 10.10.1976 г. (выложил Юрий на классик-онлайн). Для меня это как "вещь в себе". Её можно сранить с куриным яйцом, когда оно чисто вымытое лежит передо мною. Белое, гладкое, почти геометрически простой формы. В видно, как на ладони. Но что внутри, какая там жизнь? Об этом можно только догадываться.
А вот что делают некоторые другие пианисты. Они пробивают скорлупу, из яйца вытекает белок, за ним желток. Да, другие пианисты в чём-то проникают внутрь Шопена, что-то в нём смакуют. И говорят: смотрите, всё видно! Показывают слушателю "внутренний мир", милую им поднаготную, правду-матку этого аристократа, как она им представляется. Иногда готовы сказать: смотрите, он такой же, как вы. Любите его! Но они безнадёжно портят произведение в целом, губят его художественную ценность. А публика готова благодарственно аплодировать, обниматься с исполнителем.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Yuriy » Вс янв 29, 2012 2:26 am

M.I. писал(а):
Владимир писал(а):Шопена, лучше исполняет Поллини и Артур Рубинштейн. Свое мнение не навязываю- просто мне так кажется.

Кто играет лучше Шопена, вопрос непростой. Да и стоит ли сравнивать разных исполнителей?


С Шопеном всё особенно непросто. Люди старой формации почти не принимали его в исполнении Рихтера. Даже о ближайшем друге, художнице Елене Ахвледиани, писали, что она отказывалась понимать рихтеровского Шопена (не знаю - всего или что-то конкретное). Мнение художницы о музыке воспринимаю как конкретный исторический факт, но оно на меня никак повлиять не может, как не влияло мнение некоторых киевских пианистов-профессионалов. То, что часто противопоставляли как некий образец, вызывало у меня безнадежную тоску - такого Шопена я слушать не могу, лучше вообще без него обойдусь. И "парадный" Шопен не для меня. Его лирика умная, возвышенная, а музыка - серьезная. Некоторые за красотой его звуков не в состоянии услышать глубокого содержания. Без такого прочтения, к примеру, 4-го Скерцо просто нет - это будет нечто странное и непонятное.
Очень жалею, что Рихтер не сыграл популярного Полонеза As-dur, ор.53. До сих пор не слышал абсолютно удачного исполнения, точнее, близкого мне взгляда на эту вещь.
Хочу напомнить эпизод, описанный В.Чемберджи (поездка по СССР в 86-м):

Седьмое ноября. Чита
Праздник. Рихтер шел в училище под звуки гремящего из репродуктора As-dur'ного полонеза Шопена; эхо множило звучание музыки на торжественных улицах. Как всегда, Святослав Теофилович отнесся к происходящему очень серьезно и профессионально.
- Не те темпы, не там акценты. Ритмически совершен¬но неправильно. Акценты на неважном. Никакого достоинства. Кто играл? Не сказали, - досадовал Рихтер, возвратившись из училища.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1434
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение M.I. » Вс янв 29, 2012 10:51 pm

Прошедшие два дня слушал Баха в записях Гульда (студийные 10 пр.и фуг из 1-го тома ХТК, Фантазия 906). Получил огромное удовольствие. А потом прослушал Сюиту Генделя № 2 с концерта Рихтера в БЗК от 21 мая 1978 года. Неземная красота, небесное звучание! Не материальное. Это особая звуковая сущность, нечто свыше.
И сравнивать этих двух музыкантов нет ни малейшего желания.
M.I.
 
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Владимир » Ср фев 08, 2012 8:36 pm

И у меня так же- и это-великолепно, и это. (Рихтер- Гульд).

Совсем по-разному, но оба исполнения- совершенны. Сравнить невозможно, слишком по-разному интерпретируют.
Но, например, прелюдия №2 из первого тома ХТК гораздо ближе в исполнении Рихтера. Звук сочнейший, ускорение концовки- очень здорово.

С.Рихтер- любимый исполнитель И.С. Баха. А Глен Гульд- единственный.
так точнее будет.
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Пред.След.

Вернуться в Записи Рихтера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron