Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пт фев 29, 2008 6:37 pm

SSK писал(а):Эту история изложена в мемуарах Д.Д.Шостаковича ...
А точнее - в книге Соломона Волкова "Свидетельство", которую он выдаёт за мемуары Д. Шостаковича.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение Владимир » Сб мар 01, 2008 11:05 am

Побывал 16 февраля в БЗК. Пианист Петухов и Тигран Алиханов исполняли концерты Баха для клавира с оркестром.

Концерты для 1, 2, 3, и 4 клавиров. Концерт памяти Татьяны Николаевой. (Петухов-ученик Николаевой).
Понравилось.
Снова прослушал концерт ре-минор Баха в исполнении Юдиной.

У нее один клавир звучит как несколько.

(Сидели в первом ряду партера-народу было мало!).

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб мар 01, 2008 6:16 pm

SSK писал(а):Эту история изложена в мемуарах Д.Д.Шостаковича, установить ее истинность не представляется возможным. Вероятно, все было не совсем так.
Вот, вроде бы, оригинальная цитата:
Только третий оказался в состоянии довести запись до конца. Думаю, это уникальный случай в истории звукозаписи. Факт смены трех дирижеров в течение одной записи.
Запись концерта №23 Моцарта в исполнении М.Юдиной издана на МР3. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дир. А.Гаук. "Сталинская" это запись, или нет, не известно.
Последний раз редактировалось M.I. Вт авг 23, 2011 4:01 pm, всего редактировалось 1 раз.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Пн мар 03, 2008 7:25 pm

Как-то вычитал из рассказа Альфреда Шнитке о записи моцартовского концерта Юдиной, что в ответ на деньги, Сталин получил от нее письмо в котором Юдина благодарила за оказанную ей честь, но деньги просила направить на восстановление одной из церквей. При этом она добавила, что будет молиться за Иосифа Виссарионовича, чтобы ему были отпущены его грехи. Человек, передавший Сталину это письмо, уже имел при себе приказ о ликвидации Марии Юдиной. Однако он явно поспешил. Нужно помнить, что Сталин любил разные игры и был опытным игроком. Он не умертвил ни Булгакова, ни Пастернака, хотя прекрасно отдавал себе отчет в их таланте, уровне культуры и степени противостояния. Он был нелюдим, жил в изоляции. Думаю, что иногда его забавляли такие перебои в этом запрограммированном одиночестве, как письмо Юдиной. К тому же Сталину, вероятно, нравилось, чтобы кто-нибудь за него молился: известно, что он учился в духовной семинарии.
Сталин прочитал письмо Юдиной, спрятал его в карман и не сказал ни слова. К разговору на эту тему он никогда больше не возвращался.

Это была цитата из книги Кшиштофа Мейера "Шостакович. Жизнь Творчество Время"

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн мар 03, 2008 10:13 pm

SSK писал(а): вроде бы, оригинальная цитата:
1. Сталину смертельно боялись сказать нет.
2. А поддакивать надо было сумасшедшему.

3. На другой день изготовили единственный экземпляр пластинки.
4. Это тоже был рекорд. Рекорд подхалимажа.

5. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.
В приведённом тексте много спорного.

1. Сталину можно было сказать "нет" в ответ на вопрос, а не на приказ. Исторически известных примеров много.
2. Сталин не был сумасшедшим в обычном, медицинском смысле слова. Главная отличительная черта сумасшедшего - неспособность работать, а о Сталине этого не скажешь.
3. Пластинки печатают сотнями и тысячами экземпляров с одной пары матриц. Если земпляр этой пластинки был единственный, то это могло быть лишь в том случая, если бы Сталин сказал: "Изготовьте МНЕ эту пластинку". Поэтому вероятно, всё таки, что Сталину ответили, что пластинки нет, но готовы изготовить в кратчайшие сроки.
4. Трудно представить, что Сталин любил подхалимаж и подхалимов.
5. Неужели у Сталина в кабинете был патефон??? Скорее поверю, что у него была радиола высокого (по тем временам) качества.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пн мар 03, 2008 10:29 pm

M.I. писал(а): 2. Сталин не был сумасшедшим в обычном, медицинском смысле слова.
А как же известный факт постановки Бехтеровым Сталину диагноза паранойя? Правда, по другим источникам, это байка.

Впрочем, президент Академии медицинских наук академик Н.Н. Блохин считает возможным говорить о психической болезни Сталина (Октябрь. 1988. № 8 ).

Surik
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср дек 19, 2007 2:14 pm

Сообщение Surik » Пн мар 03, 2008 11:16 pm

M.I. писал(а):В приведённом тексте много спорного.

1. Сталину можно было сказать "нет" в ответ на вопрос, а не на приказ. Исторически известных примеров много.
2. Сталин не был сумасшедшим в обычном, медицинском смысле слова. Главная отличительная черта сумасшедшего - неспособность работать, а о Сталине этого не скажешь.
3. Пластинки печатают сотнями и тысячами экземпляров с одной пары матриц. Если земпляр этой пластинки был единственный, то это могло быть лишь в том случая, если бы Сталин сказал: "Изготовьте МНЕ эту пластинку". Поэтому вероятно, всё таки, что Сталину ответили, что пластинки нет, но готовы изготовить в кратчайшие сроки.
4. Трудно представить, что Сталин любил подхалимаж и подхалимов.
5. Неужели у Сталина в кабинете был патефон??? Скорее поверю, что у него была радиола высокого (по тем временам) качества.

Уважаемый MI ! По-моему, Вы совершенно правы. Обсуждать тему сумасшествия Сталина может только сумасшедший, более интересна его феноменальная работоспособность.
По воспоминаниям Артема Сергеева (приемного сына Сталина) никакого патефона в кабинете у Сталина не было.
Историю с Юдиной мне известна в другой версии (вроде тоже Шостаковича). Сталин часто работал по ночам и однажды услышал по радио концерт, который ему понравился, он позвонил в Радиокомитет, поинтересовался, что за музыка и кто играл; сказали, что играла пианистка Юдина концерт Моцарта, на что Сталин ответил, что "музыка хорошая, можно и пластинку сделать..." История с деньгами отдает художественной вымыслом, но судить не берусь.
Интересно, кто-нибудь из нынешнего правительства слушает ночью по радио музыку, в состоянии ли отличить плохую от хорошей? Да еще потом найти время позвонить и распорядиться ее издать для населения, как это сделал сын сапожника и бывший семинарист Сталин.
Кстати, по воспоминаниям Рихтера Юдина сама не производила впечатления вполне нормального человека. Рихтер описывает ее концерты с чтением стихов Пастернака, которые власти рассматривали как провокацию, но концерты не запрещали, все упрашивали не читать стихов, так что история с деньгами вполне вероятна (кстати, это лишний раз доказывает, как справедливо отмечает MI, что Сталину можно было сказать "нет" и в резкой форме).

SSK
Moderator
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 3:00 am

Сообщение SSK » Вт мар 04, 2008 8:25 am

Уважаемый M.I.!
Я полностью согласен с Вашими словами о Сталине, однако все же считаю, что не стоит обсуждать это здесь - на форуме "Классика" обычно дело доходит чуть ли не до мордобоя за считанные минуты.
В целом, я тоже считаю, что Шостакович так писать не мог, возможно, Волков "подкорректировал" его мемуары, либо просто придумал.
А как же известный факт постановки Бехтеровым Сталину диагноза паранойя? Правда, по другим источникам, это байка.
Дочь Бехтерева не так давно призналась, что подтвердила эту байку под давлением журналистов. По ее словам, ее отец, прекрасный врач, никак не мог сказать такого о пациенте, кем бы он ни был.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб мар 08, 2008 11:02 pm

Прослушал студийную запись Григория Соколова. Несколько произведений Бетховена, входящих в репертуар Рихтера. Вот впечатления.
Два рондо (соч. 51). Сразу видно, что Соколов играет их не так сдержанно, строго, как Рихтер. У Соколова интерпретация более широкая, более вольная, прихотливая. Видно некоторое присутствие женского начала. И - как будто попадаешь в тургеневскую усадьбу. У Рихтера всё в центральной Европе.
Затем соната № 4. Исполнение существенно более слабое, чем у Рихтера. Нет сквозного, без малейшего пропуска, единства сонаты. И нет такого напора, огня, как у Рихтера. И, хотя чувствуется продуманность, и видно, что сыграно не наобум, всё же остаётся странное впечатление смеси любительского и профессионального начала.
Затем соната № 28. Тут всё уже по-другому. Всё цельно, логично, ясно. Доставляет удовольствие. Может быть, это заслуга самогого произведения? Не знаю. Во всяком, случае эта соната сыграна естественно, органично, и сравнивать игру пианиста тут ни с чем не хочется.
А может быть, ранние сонаты Бетховена, особенно любимые Рихтером и превосходно им исполняемые, не так просты, как кажутся?
Последний раз редактировалось M.I. Вс мар 16, 2008 4:55 pm, всего редактировалось 1 раз.

Haik
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Сб ноя 24, 2007 8:01 pm

Сообщение Haik » Вт мар 11, 2008 5:29 pm

Уважаемый M.I.! Какого года студийные записи Соколова Вы прослушали? Я не хочу сравнивать Соколова с кем-либо, так как уровень игры, который он демонстрирует в последние годы исключительно высок. А это означает, что Достоевский не может быть лучше Толстого, а Толстой - лучше Достоевского. Каждый занимает свое уникальное место на художественном Олимпе. Очень советую Вам просмотреть и послушать видеозапись концерта Соколова в Париже. Исполняются три сонаты Бетховена (9, 10 15-я), народные мелодии в обработке Комитаса, 7-я Прокофьева и бисы - Шопен, Куперен и Бах-Зилоти. Любой пианист, хоть раз сыгравший концерт такого уровня становится бессмертным. Я впервые услышал уникальную и бесподобную интерпретацию не только указанных сонат, но музыки Бетховена вообще. Народная музыка в обработке Комитаса звучит как на ксилофоне, сделанном из хрусталя. Каждый звук этой воистину гениальной музыки воспринимается как часть целого невиданной красоты. О Прокофьеве скажу лишь, что по разнообразию звукоисвлечения, логичности построения фраз и настоящей выдержанной мужественности сравнить это исполнение не с чем. Никогда, даже живьем, я не получал такого удовольствия, как от прослушанного видео концерта Соколова. Да, очень важно, чтоб телевизор, или система, через которую Вы, надеюсь, будете его слушать, были высококачественными.

Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Elena » Вт мар 11, 2008 5:37 pm

Соколова нужно слушать живьем!
Если что - ближайшая возможность в России - 22 марта в Санкт-Петербурге с Прелюдиями Шопена и фа-мажорными Сонатами Моцарта

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт мар 11, 2008 10:58 pm

Haik писал(а): Исполняются три сонаты Бетховена (9, 10 15-я)
Не хочу никого обращать в свою веру, но и восторги Ваши разделить не могу. У Соколова идеальный пианизм, он работает над каждым звуком, в этом направлении он действительно достиг вершин. Но для меня эти звуки не складываются в нечто большее, я не ощущаю при этом, что это цельное большое произведение. Повторяю - это мое восприятие и вряд ли кто-то может меня переубедить. В свою очередь никого не пытаюсь переубеждать. На его концерт пошел бы обязательно, если бы он приехал в Киев. В другой город не поехал бы, как это бывало со мной, когда я узнавал о московских концертах Рихтера.
А 9-ю слушал живьем в 76-ом у Рихтера. Вот где музыка! И какое глубинное ее постижение, и способность создать шедевр и воздвигнуть памятник автору!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 16, 2008 4:45 pm

Ещё раз прослушал запись четвёртой сонаты Бетховена. Теперь - в исполнении Артуро Бенедетти Микеланжели (АБМ), концерт 1982 года в Лондоне.
Был сильно разочарован. Исполнение странное, как будто играет не человек, а музистрина. Если в исполнении Рихтера за музыкой возникает образ композитора - человека, нередко кипит, бушует драматический театр, то здесь чисто акустическое явление. Рихтер представляет слушателю автора, а АБМ - нотный текст. Мне сказали: ты ничего не понимаешь, у АБМ своя эстетика и своя страсть музыканта-испонителя. Но я воспринимаю игру АБМ так, что его эстетика это предельное мастерство работы мастера-ремесленника высокого класса, а его "страсть" обусловлена паническим страхом перед возможностью вдруг сыграть какую-нибудь ноту формально-ошибочно.
Затем прослушал в его исполнении пьесу Дебюсси "Посвящение Рамо". Тут, каюсь, не разобрался, и ничего сказать не могу.
Затем прослушал первую часть концерта Шумана (запись 1942 года), и почти впал в отчаяние. Темп медленный донельзя. Притом не просто медленный, а какой-то вялый, сонный. Шумана нет совсем, нет его чистой мечтательности, романтического слияния с природой, полёта души и счастливого, искреннего идеализма. Всё сухо, протокольно, отстранённо от поэзии.

У меня возникло образное сравнение. Рихтер и АБМ соотносятся в музыкально-исполнительскам мире как Шерлок Холмс и профессор Мариарти в мире образов писателя Конан Дойла.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс мар 16, 2008 7:41 pm

M.I. писал(а):Рихтер и АБМ соотносятся в музыкально-исполнительскам мире как Шерлок Холмс и профессор Мариарти в мире образов писателя Конан Дойла.
Вы полагаете, Рихтер пригласил Артуро к себе на фестиваль, чтобы затем столкнуть в водопад? :)

Чтобы судить об игре великого Микеланджели более объективно, советую для начала послушать в его исполнении:
1. Прелюдии и образы Дебюсси.
2. Концерт Равеля и "Ночной гаспар".
3. 3-ю, 11-ю, 12-ю, 32-ю сонаты и 1-й концерт Бетховена.
4. 4-й концерт Рахманинова.
5. 2-ю сонату и мазурки Шопена.
6. "Карнавал" Шумана.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 16, 2008 10:11 pm

Stranger писал(а): Вы полагаете, Рихтер пригласил Артуро к себе на фестиваль, чтобы затем столкнуть в водопад? :)
Я имею в виду, что Шерлок Холмс ( 8) ), в отличие от "злого гения"профессора Мариарти ( :twisted: ), служил не себе лично, а идеалам добра и общественной справедливости.
А что касается героев Дойла, то, если мне не изменяет память, как раз Мариарти толкнул Холмса в водопад, но Холмс, немного слетев вниз, всё же сумел удержаться и спастись.

Г.Г.Нейгауз назвал исполнительскую деятельность Рихтера подвигом. И действительно, в концертах Рихтера подвиг в той или иной степени всегда присутствовал. В том, как АБМ играл четвёртую сонату Бетховена, я, к своему неудовольствию, слышал только работу.

Спасибо за список рекомендованных записей АБМ, пока располагаю только третьей сонатой Бетховена (видео). Посмотрим, что в ней.

Ответить