Кто и что слушает

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн июн 04, 2007 3:31 pm

Yuriy писал(а):
M.I. писал(а):Как бы "на бис" - это понятно, но, всё-таки, замечу в скобках, что Рихтер сам никогда не играл на-бис соло после выступления с оркестром.
Я, кстати, подумал о том же. Безусловно, я знаю об этом. В Киеве, например, 29/05/73, после 3-го Концерта Бетховена он с Баршаем на бис сыграл финал Концерта #14 Моцарта. Почему я об этом пишу - ведь завтра 29/05.
!
Два вопроса.
1. Что было в программе?.
2. Моцарт игрался по нотам?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт июн 05, 2007 1:44 am

M.I. писал(а):Два вопроса.
1. Что было в программе?.
2. Моцарт игрался по нотам?
29/05/73 в Киеве Рихтер играл только во втором отделении - 3-ий Концерт Бетховена и на бис - финал 14-го Концерта Моцарта. Сам я, к сожалению, на этом концерте не был по принчине службы в армии (лейтенантом два года после университета), но любительскую запись по прошествии нескольких лет слышал. К сожалению, она пропала. :(
Существует запись московского концерта с такой же программой:

27/5/73 - Moscow - Live - Moscow Ch.O./Barshai - (PT)

На второй вопрос ответить не могу по изложенной причине.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт июн 07, 2007 8:13 pm

26 и 27 мая 1973 года в БЗК была такая программа. Гайдн - симфония (кажется, 104-я), Моцарт - камерный (так было в програмке) концерт №14, Бетховен - концерт №3. Московский камерный оркестр. Дирижёр Р.Баршай. Во втором отделении, при исполнении концерта Бетховена, к камерному оркестру Р.Баршая были добавлены солисты из симфонического оркестра. Концерт Моцарта Рихтер играл по нотам. Крышка рояля была опущена, но не до конца. А в аннотации к концерту №14 было отмечено, что концерт камерный и его можно исполнять также в составе фортепианного квинтета. Посадка и манера и держаться за фортепиано у Рихтера сильно отличались при исполнении концертов Моцарта и Бетховена. В целом, при исполнении Моцарта посадка была как обычно у пианистов при игре в ансамбле со скрипкой, виолончелью или струнным квартетом. Казалось, что он держится несколько даже по-ученически, сдержанно, если не скованно. При исполнении Бетховена он держался очень свободно, "как солист". Слушая вступление оркестра, он сидел как-то широко, повернувшись в сторону оркестра (почти спиной к публике) и, до начала своей партии, словно не замечая рояля.
Это был первый случай, когда я видел Рихтера, играющего концерт с оркестром по нотам.
На первом из двух концертов я был, а на втором нет, но была прямая трансляция по радио, и мне его записали на скорости 9,5 см/сек.
Да, ещё Рихтер играл по нотам партию фортепиано при исполнении "Прометея" Скрябина 3 (БЗК) и 4 (зал им. Чайковского) апреля 1972 года, но, наверное, её всегда играют по нотам?
Последний раз редактировалось M.I. Вс июн 10, 2007 6:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Harmonies poetiques et religieuses No.7 - Funerailles

Сообщение Yuriy » Вс июн 10, 2007 3:08 am

Сейчас на большом форуме активно обсуждали концерт Володося, в котором, в частности, он сыграл эту пьесу Листа. Восхищались техникой, которая у него действительно замечательная. Нельзя не признать незаурядность исполнения. В концерте не был, но запись скачать удалось.
Решил освежить в памяти интерпретацию этой вещи Святославом Теофиловичем. Послушал запись
26/2/48 - Moscow - Live - (PT)* [N] [C]
Говоря о его исполнении, было бы нелепо хвалить только октавы, темпы и т.п. Все это там есть, причем не уступающее современным продвинутым виртуозам. Но у него прочтение каждого произведения поражает целостностью, стройностью, логичностью, иными словами - художественными достоинствами. Он служит прежде всего искусству! Слушатель не скучает, с нетерпением ожидая октав, он переживает драму, создаваемую автором и великим исполнителем.
Хочу заметить, что Рихтеру в то время было столько же лет, сколько сейчас Володосю. Но не в возрасте дело! Он всегда шел от музыки, и ему всегда было что сказать, а свой огромный технический аппарат он применял не для создания внешних эффектов. Но когда музыка этого требовала, его виртуозность поражала и потрясала!
Быстро идет время, появляются новые имена, растут технические возможности исполнителей, но искусство великого Маэстро не перестает восхищать и потрясать глубиной прозрений! Вот где поистине "почва и судьба" (с)!

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс июн 10, 2007 12:44 pm

M.I. писал(а):Да, ещё Рихтер играл по нотам партию фортепиано при исполнении "Прометея" Скрябина 3 (БЗК) и 4 (зал им. Чайковского) апреля 1972 года, но, наверное, её всегда играют по нотам?
Обычно в "Прометее" пианист играет наизусть.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс авг 26, 2007 3:26 pm

Бывает так (по крайней мере у меня), что, слушая очередной раз знакомое произведение, вдруг замечаешь что-то ранее скрывавшееся от твоего внимания. Так случилось пару дней назад, когда в очередной раз прослушал запись знакомого произведения Брамса -
Variations on a Hungarian Song, Op.21/2
13/7/84 - Munich - Live - (PT).
Эту запись слушал впервые, а вообще знаком с четырьмя другими. Не могу утверждать, что она лучше этих других, но понравилась как-то особенно. Чувство ритма у него несравненное, музыка звучит естественно - образец совершенства. Прочтение поражает необыкновенной цельностью, дает возможность прочувствовать единство авторского замысла, пронизывающего вариационный цикл, что, возможно, и не было бы в полной мере прочувствовано слушателем-дилетантом, не будь такого потрясающего музыканта, способного с таким совершенством воплотить этот замысел. Перед нами разворачиваются события, прямо целая повесть. Да, вот это и есть “с высоты орлиного полета” (с). Под его пальцами все превращается в чудо. И так практически всякий раз.
А вообще очень люблю пьесы Брамса и особенно в исполнении Святослава Теофиловича. Это целая тема, огромная и содержательная.
Жаль вот только, что выложить здесь нельзя. Остальные записи этих вариаций тоже сделаны в 84-ом.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс авг 26, 2007 8:27 pm

Yuriy писал(а): Жаль вот только, что выложить здесь нельзя.
Отчего же нельзя? Если есть возможность, размещайте записи на файлообменном сервере (например, на http://ifolder.ru/) и давайте ссылки на форуме!

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Ср авг 29, 2007 5:42 pm

Послушал великолепную запись концерта в Туре 7 июля 1985 (Рихтер с Лобановым на двух роялях).

Бриттен. Introduction and Rondo alla Burleska op. 23 № 1.
Раньше я слышал эту вещь в студенческом исполнении - быстро, с напором, натиском. Исполнение Рихтера вместе с Лобановым оказалось более интеллектуальным, чуть сдержанным по темпу в быстрой части (что слушалось с большим интересом), прозрачным и ясным по голосоведению (здесь ещё, наверное, сыграла свою положительную роль двухканальная запись).
Masurca elegiaca op. 23 № 2.
Впервые услышал эту пьесу и совершенно очарован.

Стравинский. Концерт для двух роялей (1935).
Такого восторга я давно не испытывал - и от музыки, и от исполнения. Пару месяцев назад я слушал этот же opus в авторской записи (с сыном Сулимой); сочинение тогда очень понравилось. Но сегодня - полный восторг. Нашёл в дневниках Рихтера "О музыке" его запись:
"И каждый раз когда слушаю концерт для II ф-но Стравинского, просто ушам своим не верю, - что за красота... "

Барток. Соната для двух роялей и ударных.
Ранее слышал в исполнении 1956 года (тоже live) - Рихтер с Ведерниковым (запись выложена у нас на сайте - http://sviatoslavrichter.ru/records.php ). Музыку эту пока не очень понимаю, хотя ритмические нарастания захватывают, тембровая палитра и работа с ней восхищает, а последние два аккорда финала (доминанта-тоника до мажора) - всегда воспринимаются как неожиданные, этакая загадка.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт авг 30, 2007 11:04 pm

Благодаря доброте коллекционеров рихтеровских записей, мне досталась запись исполнения в 1985 году 6-ой сонаты Прокофьева (точнее, запись с концерта в Туре 28 июня 1985 года). Стал слушать её скорее из любопытства, ведь известно много записей более раннего времени (с 1956 по 1981 годы), но впечатление оказалось неожиданным. Соната эта, вообще, очень образная. Полностью разделяю известные высказывания Рихтера о её первых двух частях.
А именно, что первая часть - "индустриализация", это для меня тем вернее, что там слышатся не только звуки индустриализации, но и, временами, стон её жертв.
Вторая часть по Рихтеру - "как прогулка по луна-парку". Только я в этой прогулке слышу персонажей - небольшая кучка слегка подвыпивших, беззлобных гуляк, которые, вечером фланируя по парку, раскачиваются всем телом, гримасничают, строят рожицы, ухмылки, добродушно подначивают прохожих, "прикалываются".
Про третью часть раньше никаких образов вообще не возникало, она казалась весьма туманной, а тут всё ясно: словно на ночном захламлённом пустыре катают большие пустые бочки из-под бензина. Кто катает? А маленькие человечки-роботы, которых из-за этих бочек и не видно.
Четвёртая часть даёт те же образы, что и прежде, только теперь - рельефнее. Конечно же, это - безумные каменные джунгли современного (нам и Прокофьеву) большого города. Но вот в начале есть малюсенький эпизод - прелестный - что вдруг среди городского грохота, раз! - и бабочка пролетела, не то белая капустница, не то жёлтая лимонница.
А что можно сказать о трансформации рихтеровской передачи этой сонаты? Немного раньше на форуме, по поводу (или: к теме) периодизации творчества Рихтера я отмечал изменения трактовки 7-ой сонаты Бетховена. Если в начале 60-х годов это было чисто фортепианной исполнение, то в 1980 году звучание сместилось в сторону камерного оркестра. Я не уверен, что от этого соната выиграла, впрочем, каждому судить, как он волен. С 8-ой же сонатой Прокофьева всё оказалось наоборот. Соната в исполнении 1985 года стала ещё более "фортепианной" и более "угловатой". И, думаю, выиграла от этого.
Кстати, как только начал слушать эту запись, мне сразу же представился абстрактый образ (которого раньше никогда не было) вертикальной чёрно-белой решётки, за которой угадываются черные вьющиеся ветви, по которым должны скакать маленькие обезъянки...
Думаю, что не в последнюю очередь такому удачному и новому исполнению способствовала игра по нотам, а не на память. Трудно представить себе, что можно было бы сыграть именно так - и без нот.
Последний раз редактировалось M.I. Пт авг 31, 2007 12:07 am, всего редактировалось 2 раза.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт авг 30, 2007 11:58 pm

M.I. писал(а):Благодаря доброте коллекционеров рихтеровских записей мне досталась запись исполнения в 1985 году 8-ой сонаты Прокофьева (точнее, запись с концерта в Туре 28 июня 1985 года).

Полностью разделяю известные высказывания Рихтера о её первых двух частях.
А именно, что первая часть - "индустриализация".
Вторая часть по Рихтеру - "как прогулка по луна-парку".
Наверное, речь все-таки идет о 6-ой Сонате. По поводу "индустриализации" и "прогулки по луна-парку" см. известную книгу Мильштейна, стр. 184, которая, кажется, есть и на нашем сайте.
Самая поздняя доступная запись 8-ой не такая поздняя -
25/2/75 - Munich - Live - (PT)* [N]

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт авг 31, 2007 12:03 am

Да, точно, шестая! Спасибо, я эту оплошность исправил.
Так и хочется сказать про самого себя цитатой из "Ревизора" Гоголя (самый финал): "Дурака ему, дурака, старому подлецу!".
Есть две записи 6-ой сонаты 1981 года: с концерта 9 мая в БЗК (у меня есть самодельная, ужасного качества) и коммерчески изданная из Японии.
Ещё раз СПАСИБО Юрию за бдительность!!!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт сен 04, 2007 9:00 pm

Только что просмотрел несколько фрагментов фильма на DVD "Декабрьские вечера - 1985. Мир романтизма". Фильм сам составлен из фрагментов записей с этого фестиваля. Впечатление удивительное. На экране - живые Рихтер и О.Каган, сосем почти молодые И.Антонова и Н.Гутман. И то, что сечас кажется "кинокадрами" - тогда было жизнью! Некоторые детали, которые тогда казались лишними, не очень нужными, сечас выглядят естественно, органично. Вот что делает время размером почти в четверть века!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб сен 08, 2007 11:01 pm

Вновь прослушал эту удивительную запись 1944 (!) г., считающуюся “секретной” у зарубежных коллекционеров, - “Прелюдию, хорал и фугу” Франка. Понятно, что здесь и речи быть не может о хорошем техническом качестве. Слава Богу, что она дошла до нас! Как интересно следить за исполнением еще начинающего концертирующего пианиста! Никакая аппаратура, ветхая пленка и прочие внемузыкальные несовершенства не способны скрыть талант, откровение, пронизывающее толщу времени! Поражает величественная архитектоника, красота этого шедевра. А уж об исполнительской свободе и говорить не приходится – для музыканта не существует преград! Но как он использует свои огромные виртуозные возможности для создания грандиозного и совершенного образа! Вот где поистине “купола Браманте и Микеланджело”!
Часто так бывает, что утром, особенно в нерабочий день, знаешь, что тебе хочется послушать из фортепианной музыки. И всегда, обращаясь к богатому наследию любимого Маэстро, бываешь вознагражден!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс сен 09, 2007 11:04 pm

Yuriy писал(а):Вновь прослушал эту удивительную запись 1944 (!) г
Насколько достоверна датировка этой записи?
Если это действительно 1944 год, то эта запись бесценна!

Есть ли сведения о том, что ещё играл Рихтер в том концерте?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс сен 23, 2007 1:27 am

M.I. писал(а):Насколько достоверна датировка этой записи?
Если это действительно 1944 год, то эта запись бесценна!
Есть ли сведения о том, что ещё играл Рихтер в том концерте?
У Танина и у Тейлора в каталогах одна и та же дата - 1944 г. Вряд ли целесообразно спрашивать у них, насколько она точна. Они пишут то, что знают. Следует заметить, что Монсенжон указывает 1946г. как год первого исполнения Прелюдии, хорала и фуги. Так что проблема с датировкой пока остается.
Никаких сведений о программе того концерта больше нет, да и месяца и числа тоже никто не знает.

Ответить