Сообщение
M.I. » Чт авг 30, 2007 11:04 pm
Благодаря доброте коллекционеров рихтеровских записей, мне досталась запись исполнения в 1985 году 6-ой сонаты Прокофьева (точнее, запись с концерта в Туре 28 июня 1985 года). Стал слушать её скорее из любопытства, ведь известно много записей более раннего времени (с 1956 по 1981 годы), но впечатление оказалось неожиданным. Соната эта, вообще, очень образная. Полностью разделяю известные высказывания Рихтера о её первых двух частях.
А именно, что первая часть - "индустриализация", это для меня тем вернее, что там слышатся не только звуки индустриализации, но и, временами, стон её жертв.
Вторая часть по Рихтеру - "как прогулка по луна-парку". Только я в этой прогулке слышу персонажей - небольшая кучка слегка подвыпивших, беззлобных гуляк, которые, вечером фланируя по парку, раскачиваются всем телом, гримасничают, строят рожицы, ухмылки, добродушно подначивают прохожих, "прикалываются".
Про третью часть раньше никаких образов вообще не возникало, она казалась весьма туманной, а тут всё ясно: словно на ночном захламлённом пустыре катают большие пустые бочки из-под бензина. Кто катает? А маленькие человечки-роботы, которых из-за этих бочек и не видно.
Четвёртая часть даёт те же образы, что и прежде, только теперь - рельефнее. Конечно же, это - безумные каменные джунгли современного (нам и Прокофьеву) большого города. Но вот в начале есть малюсенький эпизод - прелестный - что вдруг среди городского грохота, раз! - и бабочка пролетела, не то белая капустница, не то жёлтая лимонница.
А что можно сказать о трансформации рихтеровской передачи этой сонаты? Немного раньше на форуме, по поводу (или: к теме) периодизации творчества Рихтера я отмечал изменения трактовки 7-ой сонаты Бетховена. Если в начале 60-х годов это было чисто фортепианной исполнение, то в 1980 году звучание сместилось в сторону камерного оркестра. Я не уверен, что от этого соната выиграла, впрочем, каждому судить, как он волен. С 8-ой же сонатой Прокофьева всё оказалось наоборот. Соната в исполнении 1985 года стала ещё более "фортепианной" и более "угловатой". И, думаю, выиграла от этого.
Кстати, как только начал слушать эту запись, мне сразу же представился абстрактый образ (которого раньше никогда не было) вертикальной чёрно-белой решётки, за которой угадываются черные вьющиеся ветви, по которым должны скакать маленькие обезъянки...
Думаю, что не в последнюю очередь такому удачному и новому исполнению способствовала игра по нотам, а не на память. Трудно представить себе, что можно было бы сыграть именно так - и без нот.
Последний раз редактировалось
M.I. Пт авг 31, 2007 12:07 am, всего редактировалось 2 раза.