Рихтер играет Шопена

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера

Сообщение samlev » Чт авг 11, 2011 10:35 pm

edd писал(а):
samlev писал(а):Все равно не открывается! Файлы уже в компьютере, но когда я пробую их открыть, программа требует, чтобы ввели password. Может есть, все-таки, какая-нибудь возможность их открыть? Помогите!


Password: classical-free.blogspot.com


Edd, огромное спасибо!!
samlev
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Ср июл 06, 2011 4:13 am

Сообщение Yuriy » Вт дек 27, 2011 3:21 am

Решил опубликовать здесь свой ответ на реплику одного молодого человека с classic-online:“ Это лучшее исполнение баллады. не только Рихтера, но и вообще. ” (Речь шла о 1-й балладе.)

Насчет "вообще" не могу не согласиться. Рихтер создает удивительную атмосферу, особенно в медленной части. Начинал знакомиться с его исполнением в возрасте, сравнимом с Вашим. Наверное, года на три был старше. Тогда у нас была единственная пластинка - на одной стороне 12-я соната Бетховена, на другой - 1-я и 2-я баллады Шопена. Это соответствует теперешнему диску 26/2/60 - Bucharest - Live - MELODIYA/BMG 25178 2 (CD). Так вот, еще тогда ощутил это неторопливое эпическое повествование, совершенно чистое и искреннее, что-то совершенно целомудренное. Все быстрые пассажи продолжали ту же тему, развивая её. Ничто не мешало основной "генеральной" линии. Всё было подчинено созданию художественного образа, ни намека на внешний эффект. Чуть позже у меня появилась пластинка Горовица с совершенно противоположным взглядом на эту балладу, да и на понимание роли исполнителя, как мне казалось.
Теперь немного фактов. Рихтер играл 1-ю балладу 77 раз (каталог Тейлора дает «цифру» 73). Впервые он сыграл её в Ярославле, 31/1/60, а всего в 60-м 11 раз. Потом он вернулся к ней только в 67-м, сыграв наконец в «столицах» в Ленинграде 24/5/67 и в Москве – 26/5/67, всего сыграв её 23 раза в этом году. Потом перерыв и три исполнения в 78-м. И снова перерыв и исполнение всех четырех баллад на «Декабрьских вечерах» 29/12/85, потом 24 раза в 86-м и 15 раз в 94-м и 95-м. Последний раз Святослав Теофилович сыграл её 4/2/95 в Эворе (Португалия). Сейчас доступна 21 запись с четкими и проверенными датами и две – с неопределенными. Все они у меня есть.
К чему я это пишу? Во-первых, поклонникам Рихтера это, возможно, буден небезынтересно, во-вторых, можно четко проследить за «периодами» и сравнивать, как изменялся взгляд на исполняемое произведение. А он не мог не изменяться, хотя общий замысел в основном сохранялся. Естественно, темпы в поздние периоды становились замедленнее, но зато исполнение стало «человечнее». В ранних – некоторый холод, но это холод горних вершин, это воспарение над земным и суетным, что для меня всегда было, наверное, основным в творчестве Рихтера. Да и жил он так, как играл. Но и человечным он был, о чем рассказывают его друзья-музыканты, а уж сколько поведал мне человек, преданный ему и находившийся много лет рядом – мой покойный друг Витя Зеленин. Посмотрите на поздние фотографии Рихтера – какая мудрость и доброта в его взгляде. Какие фотографии с животными – собаками и котами, которых он любил (сейчас у меня совершенно уникальное собрание копий поздних фотографий). Его собственное свидетельство, что он человек холодный нельзя понимать буквально. Нельзя одним словом охарактеризовать такого непростого человека, тем более, когда это мыслитель, пусть и выражающий мысли не словами, а звуками.
Итак, лучшее ли представленное здесь исполнение? Затрудняюсь ответить. Кстати, загадки в дате здесь нет – это первая из имеющихся записей 21/2/60 – Прага. С молодых лет привык к бухарестской 26/2/60, потом близкими становились более поздние. Совершенно замечательная по музыке любительская запись из Милана 3/5/86, не свободная, к сожалению, от пианистических шероховатостей, тем не менее, признанная лет пять тому назад многими на форумклассике лучшей. Откровением для меня является 27/10/94 – Бамберг. Короче. Глаза разбегаются. Сделать выбор трудно. Но я слушаю все, и в каждой нахожу что-то близкое. Это «моё», такой взгляд мне дорог и понятен, и во всем - Рихтер.
P.S. Прошу прощения за многословие.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение Yuriy » Вс янв 01, 2012 8:37 pm

Не помню, высказывались ли здесь пожелания послушать отдельно прелюдию Des-dur op.28 №15 Шопена. Это моё сообщение – ответ на небольшой, но восторженный отклик на выложенную запись на classic-online.ru .
Прелюдия не является «одной из» - это особое произведение, хоть и вписывающееся в цикл. И ведь что характерно? Рихтер, не игравший по разным причинам весь ор.28, объединяя в разные годы некоторые прелюдии в небольшие «подциклы», никогда не играл её в числе других объявленных в программе произведений, а только в качестве бисов. Всего он исполнил её 13 раз в жизни:

2/5/50 - Ленинград. Большой зал филармонии (в дискографии Тейлора ошибочно указана Prelude in c-sharp, Op.28/10)
7/10/76 - Смоленск. Концертный зал гарнизонного дома офицеров.
10/10/76 – Москва, БЗК (дневной концерт).
11/10/76 – Москва, БЗК.
31/10/76 - Ravenna. Teatro Alighieri.
10/10/78 - Брянск. Зал музыкального училища.
28/10/78 - Владимир. Фестиваль “Владимирская осень”. Концертный зал филармонии имени С.И.Танеева (в дискографии Тейлора вообще отсутствуют программы концертов во Владимире 27,28/10/78 ).
19/4/79 - La Rochelle. Дом культуры.
7/11/80 - Париж. Зал Плейель. (В пользу создания музея Тургенева). Вступительное слово Александр Звигильский.
26/1/81 - Kioto. Киото Кайкан.
30/1/81 - Morioka. Мориока Кеммин Кайкан.
2/2/81 - Hakodate. Хакодате Симин Кайкан.
27/10/94 – Bamberg (по поводу программы этого концерта всё же нужно будет уточнить, хотя записи имеются).

У Рихтера она звучит как трагическое произведение. Помню, как впервые услышали её по радио в 77-м (возможно, запись 10/10/76 – Москва). У жены на весь вечер сделалось грустное настроение. Даже не грустное – вот только что, в течение нескольких минут открылось нечто, глубоко запавшее в душу... Не буду изощряться, пытаясь передавать чувства, - это трудно выразить до конца. Короче, вещь отнюдь не развлекательная. Вообще Шопен у Рихтера - предмет нескончаемых разговоров и споров. Это уж кто и сколько способен вместить.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение Владимир » Пн янв 02, 2012 12:43 am

Нравится Шопен в исполнении Рихтера.
Но- есть еще один интерпретатор Шопена- Поллини.

Бесподобно Поллини исполняет 1 и 24 этюды, отмечаю их, т.к. мне они очень нравятся, а 1 этюд настолько сложен за счет крупной неудобной техники и 4-5 пальца, более слабых, а он эти сложности филигранно проглатывает вообще не замечая их...
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение M.I. » Вт янв 03, 2012 2:38 pm

Владимир писал(а):Бесподобно Поллини исполняет 1..

Прослушал Поллини на classic-onlin.ru, 1-й этюд. Всё правильно, но возникает ощущение, что играет не человек, а молотилка. Не провоцирует слушателя на то, чтоб затаить дыхание. Не возникает ожидания, что вот, что-то может произойти.
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Владимир » Сб янв 07, 2012 2:06 am

Возможно, мне так Поллини понравился в 1 этюде из-за того, что, я сам играл этот этюд.
Те кто играл и знают его, меня поймут- он очень сложен за счет неудобной техники правой руки- там большое расстояние между 1-2 и 4-5 пальцами на протяжении все вещи.

Из за этого его очень трудно сыграть быстро, ровно, без выпирающих нот- т.к. 4-5 пальцы более слабые.
А Поллини сделал это блестяще. А другие мастера его играют медленнее (правда это-не значит-хуже)- но, как я думаю, именно из за этих сложностей...
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение samlev » Сб янв 07, 2012 8:13 am

http://www.youtube.com/watch?v=k45IKm9gxaM

Здесь 4-я баллада, Милан, 17.10.1966. Этой записи, по-моему, еще нигде не было.
samlev
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Ср июл 06, 2011 4:13 am

Сообщение M.I. » Сб янв 07, 2012 8:34 am

Yuriy писал(а):Рихтер играл 1-ю балладу... Потом он вернулся к ней только в 67-м, сыграв наконец в «столицах» в Ленинграде 24/5/67 и в Москве – 26/5/67

Позвольте. Сейчас нет под рукой, но, насколько помню, Рихтер играл эту Балладу в БЗК ещё осенью 1967 года (25 октября, 12 ноября). Осталась запись концерта 12 ноября 1967 года. Кое-кто ценит её больше, чем ту, что была на пластинке формата "гранд" (вместе с Балладой № 2 и сонатой № 12 Бетховена).
Последний раз редактировалось M.I. Сб янв 07, 2012 2:49 pm, всего редактировалось 1 раз.
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Yuriy » Сб янв 07, 2012 1:47 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):Рихтер играл 1-ю балладу... Потом он вернулся к ней только в 67-м, сыграв наконец в «столицах» в Ленинграде 24/5/67 и в Москве – 26/5/67

Позвольте. Сейчас нет под рукой, но, насколько помню, Рихтер играл эту Балладу в БЗК ещё осенью 1967 года (25 октября, 12 ноября).


Так я и написал, что в 67-м году он сыграл балладу №1 23 раза, а указал только на два первых (в этом году) исполнения. 25-го октября концерта не было; он состоялся 25-го сентября.
Полный список за 1967-й год:

Ballade No.1 in g, Op.23

24/5/67 - Leningrad
* 26/5/67 - Moscow - Live - (PT)*
* 16/6/67 – Aldeburgh (Snape) - Live - (PT)*
* 14/7/67 - Spoleto - Live - TURNABOUT TV-S 34359 (LP)**
24/8/67 - Salzburg
* 28/8/67 - Budapest - Live - PYRAMID 13507 (CD)**
25/9/67 – Moscow
**12/11/67 - Moscow - Live - RUSSIAN MASTERS RM 19 (CD)**
13/11/67 – Minsk
15/11/67 - Frankfurt (Oder)
* 16/11/67 - East Berlin - (PT)* [N]
18/11/67 - Dresden
* 27/11/67 - Milan - Live - (PT)*
3/12/67 – Belgrad
5/12/67 – Nish
8/12/67 – Sofia
12/12/67 – Varna
16/12/67 – Sofia
18/12/67 – Istanbul
21/12/67 – Ankara
24/12/67 – Ankara
26/12/67 – Ismir
29/12/67 – Istanbul
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Пт апр 27, 2012 2:23 am

Просматривал скупые путевые заметки Зеленина. Он пишет о концерте в Пскове 26/07/86. Программа:
HAYDN
Sonata No.58 in C, Hob.XVI:48
BEETHOVEN
Piano Sonata No.28 in A, Op.101
------
CHOPIN
Ballade No.1 in g, Op.23
Ballade No.2 in F, Op.38
Ballade No.3 in A-flat, Op.47
Ballade No.4 in f, Op.52

В конце Виктор цитирует Рихтера: «Из всех баллад самая трудная – вторая.»

Возможно, это стимул поразмышлять.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер играет Шопена

Сообщение yulia » Пт янв 09, 2015 5:20 pm

Уважаемый Юрий, выложите, пожалуйста, прелюдию до-диез минор op.45. Вы уже выкладывали, но это было давно и теперь, к сожалению, скачать невозможно.
yulia
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 10:33 pm

Re: Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Пт янв 09, 2015 6:51 pm

yulia писал(а):Уважаемый Юрий, выложите, пожалуйста, прелюдию до-диез минор op.45. Вы уже выкладывали, но это было давно и теперь, к сожалению, скачать невозможно.


Выкладываю:
CHOPIN
Prelude in c-sharp, Op.45
10/01/52 – Москва, БЗК - (PT)
https://yadi.sk/d/KBdhKvqIds6k9

Кажется, уже выкладывал программу самого первого концерта Рихтера, сыгранного в клубе инженеров в Одессе 19/03/34. Снова выкладываю ее – это рука самого Маэстро!
https://yadi.sk/i/hE480V7eds7Ce

Сотрудники квартиры-музея объединили эту страничку из Тетрадей с портретом молодого Рихтера и использовали для своего вечера, посвященного тому первому концерту.
Обратите внимание: артистический путь Музыканта века начался именно с этой прелюдии!

P.S. Как и раньше, считаю нужным выложить весь концерт 10/01/52. Пока из-за сбоев моего интернета мне трудно это сделать.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер играет Шопена

Сообщение yulia » Сб янв 10, 2015 5:20 pm

Yuriy писал(а):Выкладываю:
CHOPIN
Prelude in c-sharp, Op.45
10/01/52 – Москва, БЗК - (PT)
https://yadi.sk/d/KBdhKvqIds6k9

Спасибо! Потрясающее сочинение! От него веет такой свежестью, как будто кристально чистым свежим горним ветром. Хочется вдохнуть побольше, надышаться, слушать вновь и вновь. Вот он, истинный Шопен.
Yuriy писал(а): Обратите внимание: артистический путь Музыканта века начался именно с этой прелюдии!

И прошел под знаком кристальной чистоты и свежести. :)
yulia
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 10:33 pm

Re: Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Чт янв 29, 2015 12:45 pm

yulia писал(а):
Yuriy писал(а):Выкладываю:
CHOPIN
Prelude in c-sharp, Op.45
10/01/52 – Москва, БЗК - (PT)
https://yadi.sk/d/KBdhKvqIds6k9

Спасибо! Потрясающее сочинение! От него веет такой свежестью, как будто кристально чистым свежим горним ветром. Хочется вдохнуть побольше, надышаться, слушать вновь и вновь. Вот он, истинный Шопен.


Когда-то мы согласились, что лучше выкладывать не части концерта, а весь целиком. Делаю это сейчас:

CHOPIN
Prelude in c-sharp, Op.45
Polonaise in c-sharp, Op.26/1
Polonaise in A, Op.40/1
Polonaise in c, Op.40/2
Polonaise - Fantasy in A-flat, Op.61

https://yadi.sk/d/CoGjtClreK6ax

LISZT
Annees de Pelerinage - 1st Year - Switzerland - No.6- Vallee d'Obermann
SCRIABIN
Etudes: in c-sharp, Op.2/1, in E, Op.8/5 ,
in f-sharp, Op.42/2 , in F-sharp, Op.42/3 I,
in F-sharp, Op.42/4 I, in c-sharp, Op.42/5 ,
in D-flat, Op.42/6 , in b-flat, Op.8/11 in E-flat, Op.42/8 I,
in B-flat, Op.65/1 , in C-sharp, Op.65/2 , in G, Op.65/3
[RACHMANINOFF
Piano Piece - Melodie, Op.3/3 [1892]
Prelude in g-sharp, Op.32/12
SCRIABIN
Mazurka in e, Op.25/3
RAVEL
Jeux d'eau]

https://yadi.sk/d/j1A8Z0OMeK6iG

10/01/52 – Москва, БЗК - (PT)
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Рихтер играет Шопена

Сообщение M.I. » Пт апр 21, 2017 12:10 am

Я всегда ценил игру Рихтера особенно за то, что часто она вызывает зрительную образность. Не всегда, конечно, но если это происходило, я ощущал произведение как внутренне законченное, самодостаточное. Никогда не мог понять, почему этюд Шопена соч. 10 № 12 называют "Революционным", никакой революции я в нём не слышал, в том числе и в нескольких рихтеровских исполнениях на концерте и в записях . Как вдруг, случайно, прослушал вчера этот этюд, исполненный на бис в концерте 29 ноября 1962 года. Я моментально назвал для себя этот этюд так: "Сильный ветер". У меня возник зрительный образ культурного мужчины средних лет в пальто, шляпе и шарфе, обмотанном вокруг шеи. Сильный ветер дует в лицо, готов сорвать шляпу, размахивает полами пальто, треплет пулуразмотавшийся шарф. Этюд передаёт ощущения этого человека, стоящего против ветра. Все ощущения сугубо личные, никакой общественной революции тут нет.
Кстати, когда услышал впервые, как Рихтер играет прелюдию Дебюсси "Что видел западный ветер", то подумал, что это не столько про то, что этот ветер видел, сколько о том, что он снёс на своём пути.
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Пред.

Вернуться в Записи Рихтера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1