Рихтер играет Шопена

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Ср апр 11, 2007 3:12 pm

Yuriy писал(а):
А что касается его технических возможностей в последние годы концертной деятельности, то играл же он все баллады Шопена, причем интересно играл! Например,
27/10/94 - Bamberg - Live - (PT).
А можно немного поподробнее об этой записи, например, в сравнении с миланским концертом 1986 года?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт апр 12, 2007 2:07 am

Stranger писал(а):А можно немного поподробнее об этой записи, например, в сравнении с миланским концертом 1986 года?
Имеется в виду, насколько я понимаю
3/5/86 - Milan - Live - (PT)?
Кажется, о нем писал Тимур на большом форуме, когда речь там шла о 1-ой Балладе. Это настоящий шедевр. Эта баллада как раз об этом и написана (что у него звучит), а он играет то, что в ней заложено. Вот пример мудрости и чистоты. Это романтизм, только еще и с интеллектом. Не знаю, что там услышали у АБМ, что бы так могло увлечь.
Мне очень приятно прочитать Ваше упоминание об этой записи.
О записи
27/10/94 - Bamberg - Live - (PT)
пока написать не могу - завтра трудный день на работе. Но потом обязательно вернусь к этой теме.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Чт апр 12, 2007 1:22 pm

Yuriy писал(а): Имеется в виду, насколько я понимаю
3/5/86 - Milan - Live - (PT)?

Мне очень приятно прочитать Ваше упоминание об этой записи.
Не стану скрывать, что с этим исполнением я познакомился благодаря Вашим дискам, присланным для Тимура.
Огромное Вам спасибо! Этот концерт стал для меня очередным "сюрпризом" от Рихтера - такого я не ожидал!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт апр 13, 2007 1:04 am

Stranger писал(а):А можно немного поподробнее об этой записи, например, в сравнении с миланским концертом 1986 года?
Задача конечно нелегкая – сравнить записи, тем более записывался концерт в Бамберге на плохой любительской аппаратуре. Могу говорить лишь о впечатлении, не занимаясь подробным разбором исполнений – я все-таки не профессионал.
Изумляет, как музыкант в конце своей концертной деятельности (а он после концерта в Бамберге выступал всего пять месяцев) способен так играть! Первое, что ощущаешь сразу же, с первых звуков, - благородство исполнения. Он полностью отдает себя – и эмоционально, и физически, причем не чувствуется, что играет на пределе. Потрясает мощь в быстрых эпизодах. В 4-ой – никаких скидок на возраст! Конечно же, в молодые годы технический запас был огромен, он распоряжался им с удивительной свободой. Возможно, в особенности 2-я баллада в Милане сыграна более выразительно и совершенно, но это не означает, что в Бамберге она не удалась. Миланское исполнение я бы признал “принципиальным” шедевром. В 1-ой, в медленных эпизодах поражает ясность высказывания. Исполнение в Бамберге – своего рода прощальный привет гениального Музыканта.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт апр 13, 2007 1:47 am

Stranger писал(а):Не стану скрывать, что с этим исполнением я познакомился благодаря Вашим дискам, присланным для Тимура.
Ну что же, я рад! Ведь, собственно, для этого они и посылались!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт апр 26, 2007 9:52 pm

Yuriy писал(а):Изумляет, как музыкант в конце своей концертной деятельности (а он после концерта в Бамберге выступал всего пять месяцев) способен так играть!.
Свой последний концерт Рихтер дал 8 апреля 1995 года.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт апр 27, 2007 2:17 am

M.I. писал(а):Свой последний концерт Рихтер дал 8 апреля 1995 года.
Я не знал! А где он играл? И какая была программа?
Все указывают дату последнего концерта - 30/03/95 -

Lübeck. With Andreas Lucewicz. (Richter's last recital, private)
Haydn: Sonata in F Hob. XVI:47;
Haydn: Sonata in D Hob. XVI:51;
Reger: Variations on a theme by Beethoven op. 86 .

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт апр 27, 2007 9:40 pm

Возможно, я поторопился, назвав дату 8.04.95. Об этой дате говорили среди московской публики в 1995 году. Тогда говорили также, что Рихтер собирается приехать с прощальными концертами. Так что названная дата, увы, не подтверждённая, виноват.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Вс авг 19, 2007 4:52 am

Yuriy писал(а): Имеется в виду, насколько я понимаю
3/5/86 - Milan - Live - (PT)?
Кажется, о нем писал Тимур на большом форуме, когда речь там шла о 1-ой Балладе. Это настоящий шедевр.
В записи этого прекрасного концерта меня, среди прочего, особенно "зацепило" исполнение этюда E-dur: задушевное, теплое, свободное, с потрясающей кантиленой: всеобнимающее (простите моё косноязычие)!

Антон
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вт ноя 21, 2006 10:08 pm

Сообщение Антон » Чт окт 04, 2007 2:12 pm

Скажите пожалуйста, а кроме "Мелодии" 1966 г. существуют записи второго концерта Шопена в исполнении С,Т.Рихтера?

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Чт окт 04, 2007 3:26 pm

Эта запись, похоже, единственная.

http://www.doremi.com/sr.html
http://www.trovar.com/str/discs/chopin.html

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт апр 03, 2008 10:19 pm

12 ноября 1967 года Рихтер дал в БЗК сольный концерт. Уже одного только первого отделения было бы достаточно, чтобы считать его действительно выдающимся концертом, даже для Рихтера.

Сначала прозвучала соната соната Гайдна Hob. XVI 35. Не считая удовольствия просто от музыки, получаешь сильное впечатление от того, что, по словам Г.Г.Нейгауза, слышен "живой, как бы воскресший композитор". Для меня композитор виден, виден его душевный, психологический портрет. Гайдн - человек очень простой, приветливый, увлекательно-жизнерадостный, открытый для общения. Во второй части музыка сонаты временами звучит так естественно-открыто, это словно птичка щебечет на ветке. Настроение сонаты в целом - свежесть прекрасного летнего утра. "Цвет звучания" сонаты от серебристо-жёлтого до оранжевого.

Другое дело Шопен.
Сначал прозвучало Рондо а ля мазурка соч. 5. Совсем другой автор! Само Рондо напоминает Баркаролу Шопена, хотя в Рондо слышно живое перекатывание волн, тогда как в Баркароле ощущется большая водная поверхность. Цветовая гамма в звуке - от белого, изредка чуть серебристого, до светло-серого. И всё. Автор видится мне как меланхолик, которого временами что-то выводит из себя, но который, тем не менее, сохраняет элегантность, элегантную осанку. Несмотря на некоторую моторность, в музыке присутствует серьёзная важность и чувствуется, что автор знает себе цену.
Далее исполнялась Баллада № 1. Сочинение куда более масштабное, чем Рондо. Краски сгущаются, в них присутствуют все оттенки от цвета белых облаков, до чёрных туч, хотя из-за них иногда нет-нет, да и блеснёт ненадолго золотистый солнечный лучик. У Баллады широкий повествовательный раскат. Но автор тут не просто что-то рассказывает, он ещё и обладает гипнотической силой, подчиняет себе слушателя. В отношении к слушателю он не только знает себе цену, он - тайный диктатор, серый кардинал.

Компоновка первого отделения великолепна. Баллада была сыграна на высочайшем художественном уровне, а Соната и Рондо превосходно подготовили слушателя для её восприятия.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Сб апр 05, 2008 6:14 pm

Существует множество записей Рихтера Баллады №1. Но мне всегда казалось, что у Рихтера Шопен выходит чересчур ледяной и холодноватый. Предпочитаю слушать эту балладу в исполнении Оборина. Как-то Рихтер уповал, что Arturo Michelangeliает играет совершенно, но холодновато. Но такое же впечатление создается от рихтеровской интерпретации Шопена. Хотя этюды в его исполнении действительны роскошны. Но опять же это зависит от временеи исполнения. То он берет немыслимые темпы, то сбрасывает обороты. Тут есть загадка. Когда в известном фильме его спросили эволюционировала ли его игра - он ответил, что возможно менялась, но но не заметил. Но мне удавалось разговаривать с очевидцами концертов Рихтера: Рихтеру удавалось сыграть балладу Шопена и другие сочинения композитора в высшей степени страстности и раскованности. Шопен требует от исполнителей не четкости в нотах, а прочувствовать всю энергию, тонкость, обаяние, в его м узыке много эгоизма, чувственности, томления, даже эротизма. Шопеновскую музыка нельзя сыграть просто точно по нотам и все. Тогда теряется обаяние. А видимо Рихтер, может быть, что-то не прочувствовал. Но это мое мнение. Рихтеровский Шопен не самый мой любимый.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб апр 05, 2008 10:24 pm

Игорь писал(а): ...мне всегда казалось, что у Рихтера Шопен выходит чересчур ледяной и холодноватый. ...
Рихтеровский Шопен не самый мой любимый.
Сдаётся, что многие считают так же, как и Вы.

А Вам не кажется, что холодность разных степеней, вплоть до ледяной, была у Шопена одной из черт его характера? Ну, вот, хотя бы, как у Евгения Онегина, хотя это только литературный герой. Что Рихтер угадал эту черту автора, и представляет слушателю Шопена таким, каким он был на самом деле?

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб апр 05, 2008 11:07 pm

M.I. писал(а):Рихтер угадал эту черту автора, и представляет слушателю Шопена таким, каким он был на самом деле?
Мне это представляется крайне маловерояным. У Рихтера в основе темперамента - широта, сила, брутальность.
У Шопена - аристократизм, утонченность, поэтичность, надломленность. Рихтер тяжеловесен, Шопен - воздушен.

И все же, Шопен Рихтера - настоящий Шопен! :)

Ответить