Рихтер играет Шопена

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Вт авг 26, 2008 12:20 am

Я во многом согласен со Stranger с оценкой стилистических особенностей исполнения Шопена Рихтером, но кто же тогда раскусил Шопена, какие пианисты сумели передать его суть лучше. Что касается меня, и здесь я согласен с М.I., я очень люблю прелюдии Шопена в исполнении Рихтера, но баллады редко слушаю в его интерпретации, так как у меня складывается ощущение, что Рихтер играет их по заранее намеченному плану, решив для себя, что так играть единственно возможно. Отсюда выходит какая-то суховатость, формальность. Мне кажется, что произведения Шопена не терпят жесткости в звучании, даже если темп написан presto con fuoco, его нельзя играть а-ля Лист. Мне ближе все-таки Оборин в его трактовке баллад Шопена. Он хоть и не так быстро играет кульминационные моменты, но, по-моему, Шопен у него гораздо теплее и душевнее. Я только одно не понимаю, почему у Рихтера Шуберт выходит гениально, а Шопен не совсем получается. Видимо, дело не совсем в четком следовании нотным указаниям.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт авг 26, 2008 9:05 pm

Игорь писал(а):... очень люблю прелюдии Шопена в исполнении Рихтера, но баллады редко слушаю в его интерпретации, так как у меня складывается ощущение, что Рихтер играет их по заранее намеченному плану...
А я воспринимаю такое представление Рихтером Баллад (особенно Первой и Второй) несколько иначе. По-моему, Рихтер представляет их как последовательный рассказ о том, что было. Но это рассказ не о том, что происходило лично внутри композитора, а о чём-то свершавшемся вне его. Композитор переживает не о себе, а о том, что вне его. Логика, последовательность переживаний композитора обусловлена внешним к нему источником, навязана ему. Отсюда идёт ощущение дороги, выстроенной цепочки событий, и - запланированности.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт авг 28, 2008 2:17 am

Игорь писал(а): но баллады редко слушаю в его интерпретации, так как у меня складывается ощущение, что Рихтер играет их по заранее намеченному плану, решив для себя, что так играть единственно возможно. Отсюда выходит какая-то суховатость, формальность.

Мне кажется, что произведения Шопена не терпят жесткости в звучании, даже если темп написан presto con fuoco, его нельзя играть а-ля Лист.
Да в любом произведении есть план! Как же можно играть по принципу "сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим"? (с). Другое дело - играть так, чтобы слушателям не виден был этот "актерский пот". Рихтер, как ни кто другой умел это делать - его работа, т.е., усилия, а иногда, возможно, мучения над произведением - в концерте не были видны. Оно рождалось здесь и сейчас, "как Афродита из морской пены". "Спонтанность и точный расчет," - приблизительно так метко охарактеризовал его манеру Гульд. А насчет уверенности в избранном подходе... Помилуйте, это грандиозный музыкант, огромная личность в музыке и искусстве! И как ему, играющему что-то, осмыслившему, видящему произведение в более широком контексте, играть и не верить в то, что он делает?! Так зачем это тогда играть, если сомневаешься? Вы почитайте его дневники. С их помощью можно хоть немного проникнуть в его внутренний мир. Какие у него глубокие оценки, причем произведений искусства самого разнообразного, и не только музыки, и не только фортепианной.
Согласен с M.I. - в двух первых балладах повествование. Начинается как бы издалека. Как можно бережное выпевание, очень искреннее и несколько приглушенное назвать жестким? Но и потом, когда страсти накаляются, у него это все очень контролируемо, ни на мгновение не пропадает смысловая линия. Наоборот, она не теряется, как подчас у некоторых "узаконенных" шопенистов, бросающих пригоршни пассажей в слушателей, в ущерб смысловому единству, форме. Изматывающая ровность в начале 2-ой и неожиданный взрыв, лавина - изумительный контраст. Но, хочу заметить, лавина эта четко контролируемая. Нет выбивающихся из нее камней, беспорядочно летящих неизвестно куда и путающихся под ногами. Вот где еще раз нужно вспомнить слова Гульда. Ну а начало 4-ой? Это сухо или еще как-то там не по-шопеновски? Более трогательного и бережного исполнения этой музыки я не встречал ни-у-ко-го! Приведите пример. Хотя да, Оборин... Впрочем, надо бы и напомнить себе, освежить в памяти. Все же это, как я помню, весьма академическое исполнение. Шедевр - это нечто другое! Я помню несогласных с Рихтером в том же Шопене, их реакцию и поведение после его концертов. А ведь возразить-то нечего! Вот, если сразу, - то и нечего! Это потом начинаются знакомые волынки про Шопена да Баха, а после концерта - изумленные, удивленные, причем некоторые - неприятно - потому, что нечем крыть! Как хотелось бы придраться, но имея все же понятия о музыки и честности - не получаецца!
А потом... Требует рихтеровский Шопен работы ума, а не только чувств, не только восприятия внешними какими-то органами. Что-то внутри, какие-то более аналитические центры должны быть задействованы. Это музыка высоких сфер. Это чистота помыслов, это и отказ от каких-то внешних эффектов, самоограничение, порой аскеза. В этом не "сухость" - в этом внутреннее богатство, но которое внутри. Клад, так сказать. Богатство большой содержательной и высокодуховной личности! В конце-концов, человек, только так способный, точнее, не способный воспринимать глубокие рихтеровские концепции, поневоле напоминает (мне) человека, вообще не способного воспринимать "классику" и слушающего одну попсу. Прошу гипотетических оппонентов не принимать данное заявление в свой адрес.
Игорь писал(а): Видимо, дело не совсем в четком следовании нотным указаниям.
Ну это Вы хватили! Вообще-то такие заявления надо бы подкреплять.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Пт авг 29, 2008 5:19 pm

Если бы я не ценил Рихтера как исполнителя, не писал бы свои впечатления от его игры. Да, мне не особо нравится некоторые его интерпретации. Да, некоторые его трактовки вызывают у меня непонимание. Но у меня нет желания, как в случае с Гавриловым его хаить. Для меня Рихтер был и остается великим пианистом. Даже его личная жизнь для меня всегда оставалась образцом поведения. А мысль Yuriy о "попсовости" моего мышления оставить при себе. Рихтер жил и играл не в вакууме, а в тесном контакте с другими пианистами, чьи трактовки можно и нужно сравнивать с рихтеровскими. Без сравнения с другими артистами, нельзя было бы понять всю глубину рихтеровского исполнения.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт авг 29, 2008 10:35 pm

Игорь писал(а):Рихтер жил и играл не в вакууме, а в тесном контакте с другими пианистами, чьи трактовки можно и нужно сравнивать с рихтеровскими. Без сравнения с другими артистами, нельзя было бы понять всю глубину рихтеровского исполнения.
По поводу этого высказывания возникают два замечания.
1. Для меня, собственно, достаточно одного Рихтера. Вероятно, имей я больше свободного времени, слушал бы и других пианистов. Тем не менее, полагаю, что рихтеровский мир огромен и самодостаточен, из него можно черпать и черпать впечатления без конца. Даже не сравнивая Рихтера с другими пианистами, о нём можно узнать очень много исходя из его собственной игры.
2. Очевидно, сравнение игры Рихтера с игрой других музыкантов может быть полезно для углубления нашего понимания того, что такое Рихтер. Но, - к великому сожалению, - систематически, последовательно, методично этого сравнения никто не делал! Это же относится и к игре Рихтера в ансамблях. Неоднократно патетически заявлялось, что Рихтер-ансамблист - это тема отдельного исследования. Но никто пальцем о палец не ударил, чтобы хоть как-то коснуться этой темы.

Бессмысленно говорить о том, "кто лучше играет" Шопена: Рихтер или кто-то другой. Кому что нравится, у каждого свой вкус. Для меня (лично для меня) перевес рихтеровских трактовок произведений Шопена состоит в том, что при слушании их возникает представление о мировоззрении, мироощущении Шопена, мне кажется, я чувствую его взгляд на окружающий мир. А вот когда слушаю других - увы, не везёт! Слышу только музыку как таковую, и больше ничего. А одно лишь это не так интересно.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн сен 01, 2008 4:25 pm

Игорь писал(а):...баллады редко слушаю в его интерпретации, так как у меня складывается ощущение, что Рихтер играет их по заранее намеченному плану, решив для себя, что так играть единственно возможно. Отсюда выходит какая-то суховатость, формальность... Я только одно не понимаю, почему у Рихтера Шуберт выходит гениально, а Шопен не совсем получается.
Замечу, что, во-первых, важно, какие записи Вы слушали. У Рихтера ведь есть записи более, а есть менее удачные - в его масштабе измерения, - одних и тех же сочинений, в том числе, Баллад Шопена. Кроме того, важны личные симпатии слушателя к стилю исполнения.
Во-вторых, при исполнении Рихтером музыки, - разумеется, и Шопена, - вегда отсутствовал момент случайности. Сам Рихтер ценил неожиданность исполнения, Гульд хвалил его за "спонтанность, граничащую со стихийностью", А.В.Нежданова отмечала, что Рихтер передаёт процесс сочинения музыки. В концертах Рихтера иногда могло казаться, что музыка возникает на глазах у слушателя. Но при этом никогда ничего случайного (тем более - хаотичного) в игре Рихтера не было. Предельно ответственное исполнение.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср сен 03, 2008 3:33 pm

Stranger писал(а): 3. Слишком резкие динамические контрасты, грубоватое для Шопена forte (например, в балладах 1960г.);
Из доступных мне записей Баллад 1960 года (из Праги, из Бухареста) восхищён пражской записью Второй баллады с концерта 21 февраля. Рихтер видит в ней драматизм, порой трагический драматизм, и воплощает его со всей свойственной ему художественной силой. А если изъять из рихтеровской игры этого произведения драматизм полностью или частично, что останется? Боюсь, что вместо художественной картины останется лишь банальный рекламный плакат с надписью: "Баллада Шопена".

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Ср сен 03, 2008 3:40 pm

M.I. писал(а): А если изъять из рихтеровской игры этого произведения драматизм полностью или частично, что останется?
Изымать ничего не нужно. Нужно принимать исполнение таким, какое оно есть; или - не принимать.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Ср сен 03, 2008 3:50 pm

M.I. писал(а): Очевидно, сравнение игры Рихтера с игрой других музыкантов может быть полезно для углубления нашего понимания того, что такое Рихтер. Но, - к великому сожалению, - систематически, последовательно, методично этого сравнения никто не делал!
Вы имеете в виду подробный музыковедческий анализ?
Думаю, знакомство с разными интерпретациями больше помогает понять не "что такое Рихтер", а что такое Бах, Моцарт, Бетховен и т.д.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн окт 06, 2008 8:29 pm

Stranger писал(а): У Рихтера в основе темперамента - широта, сила, брутальность.
У Шопена - аристократизм, утонченность, поэтичность, надломленность. Рихтер тяжеловесен, Шопен - воздушен.
А вот высказывание пианиста В.Горовица, подходящее к обсуждаемой теме. Из книги:
Дюбал Д. Вечера с Горовицем. - М.: "Классика-XXI", 2001. Перевод С.Грохотова.
Стр.: 115 "Я скажу, что Шопена нельзя играть изнеженно. Может, он и весил девяносто фунтов из-за туберкулеза, но в музыке он - лев. Музыка Шопена мужественная, а не слащавая и болезненная. Он не какой-то маменькин сынок. Вы знаете позднюю лондонскую фотографию Шопена? На ней запечатлен самый печальный человек на свете, умирающий, бездомный, без денег - это не денди. На этой фотографии человек великой силы".

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пн окт 06, 2008 11:50 pm

Изображение

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт май 01, 2009 4:30 pm

Когда-то в теме http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 429&page=4
обсуждалось исполнение Мазурки Шопена ля минор, ор. 17 №4. Там же я выразил уверенность, что удастся найти существующую на радио запись Рихтера.

Концерт Рихтера в БЗК 19/06/1950. В программе Шопен.

Баллада №2*,
Баллада №3*,
Полонез ре минор, ор.71 № 1,
Три вальса, ор. 34 (№1- Ля бемоль мажор, №2-ля минор, №3-Фа мажор*),
Скерцо № 1*,
Три ноктюрна: соль минор, ор. 15 №3*, Соль мажор, ор. 37 №2*, Фа мажор, ор. 15 №1
Мазурка ля минор, ор. 17 №4
Двенадцать прелюдий* (№№ 4, 5, 7, 8, 6, 9, 10, 11, 19, 17, 23, 24)

("*" означает, что есть запись данного произведения с этого концерта, в частности, у меня.)

Наконец запись Мазурки появилась, и я рад поделиться:
http://www.sendspace.com/file/tw977q
Комментировать нет возможности – скоро поезд…

P.S. Огромная благодарность M.I. !
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс июн 07, 2009 8:08 pm

Хочется поделиться последней из доступных записей 4-й Баллады Шопена, которая никогда не издавалась. Сейчас началось обсуждение Баллады на известном форуме

http://www.classicalforum.ru/index.php? ... g25039#new

Хочется продублировать свое сообщение и здесь.

Вот список записей, имеющихся у меня (звездочка или две звездочки слева) и у Атеша Танина (звездочки справа). Существуют записи, о которых Танину известно, но их у него нет. Нет их и у других почитателей и собирателей наследия Рихтера, с которыми я поддерживаю общение.

Ballade No.4 in f, Op.52

* 10/11/54 - Warsaw - Live - (PT)*
**21/2/60 - Prague - Live - PRAGA 254 060 (CD)**
* 5/3/60 - Kiev - Live - TNC H1463-64 (2CD)**
15/10/62 - Milan - Live - (PT)
**17/11/62 - Venice - Live - DG 457 667-2 (2CD)**
* 17/10/66 - Milan - Live - (PT)*
* 3/11/66 - Messina - Live - ACCADEMIA FILARMONICA MESSINA AC001 (CD)*
* 8/4/79 - London - Live - (PT)*
* 11/5/79 - Tubingen - Live - (PT)*
* 28/6/79 - Paris - Live - (PT)*
* 29/12/85 – Moscow – Live – (PT)
* 14/4/86 - Ravenna - Live (PT)*
* 20/4/86 - Bergamo - Live - (PT)*
* 30/4/86 - Rome - Live - (PT)* [N]
* 3/5/86 - Milan - Live - (PT)*
* 5/5/86 - Genoa - Live - (PT)*
**2/6/86 - Mantua - Live - excerpt - WARNER/NVC ARTS 23029-3 (VHS)**/ 3984-23029-2 (DVD)** [N]
* 27/10/94 - Bamberg - Live - (PT)*
15/12/94 - Chioggia - Live - (PT) [N]

Каждое исполнение мне дорого. Но как-то особенно дорога последняя из доступных записей – Бамберг. Возможно, потому, что она последняя. Осознаешь, что уже недолго осталось выступать великому Музыканту. Без всяких скидок на возраст исполнение это – истинный шедевр. Совершенно неважно, какого качества запись. Естественно, кто же отказался бы, если бы она была гораздо лучшего качества? Но, тем не менее, все слышно – изумительная и убеждающая логика развития. Разнохарактерные эпизоды находятся в единстве и не противоречат общему замыслу.
Рихтер вспоминает, что эту Балладу он играл при поступлении в консерваторию серьезному жюри. Когда начал играть коду, Фейнберг упал со стула.
Итак, слушайте:
Ballade No.4 in f, Op.52
* 27/10/94 - Bamberg - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/c2d59n
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

edd
Сообщения: 88
Зарегистрирован: Чт дек 20, 2007 4:21 pm

Сообщение edd » Пн июн 08, 2009 1:41 am

Уважаемый Yuriy!
А где вы взяли дату 29/12/85 – Moscow – Live – (PT)?
Спасибо.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн июн 08, 2009 11:14 am

edd писал(а):Уважаемый Yuriy!
А где вы взяли дату 29/12/85 – Moscow – Live – (PT)?
Спасибо.
Простите, не совсем понял. Вы спрашиваете о дате или о записи? Такой концерт действительно был, на нем были мои друзья. Они же и записали этот концерт на магнитофон.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить