Виталий писал(а): прекраснейшая запись недооценённой Первой сонаты Бетховена в исполнении Святослава Рихтера... сочинение было посвящено двадцатилетним Бетховеным его учителю Ф. Гайдну... Соната получилась чрезвычайно гайдновской...
У меня сложилось иное представление об этой сонате в исполнении Рихтера. Если Бетховен воспринял что-то от Гайдна, то, вероятно, по части технологии сочинения музыки.
Сама Первая соната представляется мне чисто бетховенской, притом к ней хорошо подходит характеристика "ранняя". Вся соната имеет великолепную форму, но каково её содержание? Уже в самом начале первой части заключён конфликт, и слышны упрямые интонации, свойственные Бетховену. Упрямство для Гайдна не свойственно. Вторая часть начинается с пасмурного настроения, а далее в ней появляется эпизод просто плаксивый. В сущности, третья часть вся слёзного настроения, за исключением среднего эпизода, где представлена попытка душевного умиротворения. У Гайдна встречаются настроения дождя, дождливой погоды, но это - "слёзы природы", а не его собственные. Последняя часть - стремительная скачка на лошадях, верхом или в карете.
Помню, как после исполнения Рихтером этой сонаты в легендарном дневном концерте в БЗК 10 октября 1976 года студенты консерватории восхищённо говорили: "Рихтер играл Первую сонату, как "Аппассионату!!!"". Но это было обычное студенческое преувеличение; возможно они никогда не слышали, как Рихтер игал "Аппассионату".
Впоследствии по радио была передача, посвящённая Рихтеру, где дали эту сонату в студйной записи. Ведший передачу Я.И.Мильштейн, как бы отвечая на упомянутую выше реакцию студентов, высказался в том смысле, что финал Первой это шедевр оживлённости, но никак не бурности, свойственной финалу "Аппассионаты". Вцелом, он Первую сонату охарактеризовал так: первые три части - накопление энергии, четвёртая часть - щедрая её отдача.
Я же понимаю первые три части как нахождение в заточении, четвёртую - как побег на волю. И вцелом, в сонате не вижу ничего гайдновского. Для меня Гайдн проявляется как образованный, прекрасно воспитанный, очень светский человек, а Бетховен - как человек самоуправный, не считающий нужным прятать своё неудовольствие чем-либо в угоду этикету, в чём-то даже бунтарь.