Бетхов. сон. №1 в исп. Рихтера и Моц. конц. №21 в исп. Глена

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
GG
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вс ноя 26, 2006 2:09 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Бетхов. сон. №1 в исп. Рихтера и Моц. конц. №21 в исп. Глена

Сообщение GG » Вс ноя 26, 2006 3:07 pm

Если у кого есть означенные в теме: соната Бетховена №1 в исп. С. Рихтера и концерт Моцарта № 21 в исп. Глена Гульда,- пожалуйста, отзовитесь; надеюсь и со своей стороны быть чем-нибудь полезным... Сам я, в последнее время, увлёкся канонической хоровой музыкой,- есть в ней от самого начала какая-то естествородная полнота и сила, духовная целость и глубина. Интересуюсь, т. обр., мессами, кантатами и проч. Особенно хотелось бы иметь коллекцию канонических произведений Перголези. В наличии уже имеются: Месса "Romana", Magnificat, Salve Regina.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Бетхов. сон. №1 в исп. Рихтера и Моц. конц. №21 в исп. Г

Сообщение Stranger » Вс ноя 26, 2006 11:13 pm

GG писал(а):Если у кого есть означенные в теме: [...] и концерт Моцарта № 21 в исп. Глена Гульда
Да вроде, Гульд 21-й не записывал.
http://www.glenngould.com/gg/lg_cov48.jpg

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Бетхов. сон. №1 в исп. Рихтера и Моц. конц. №21 в исп. Глена

Сообщение Виталий » Ср апр 16, 2008 12:41 am

Хотя это сообщение было написано очень давно, я тем не менее позволю себе дать ответ. В моем распоряжении есть прекраснейшая запись недооценённой Первой сонаты Бетховена в исполнении Святослава Рихтера на EMI. Рихтер играет ее замечательно еще и потому, что сочинение было посвящено двадцатилетним Бетховеным его учителю Ф. Гайдну, а насколько великолепно Рихтер исполнял Гайдна мы все хорошо знаем. Соната получилась чрезвычайно гайдновской, ведь Бетховен находился тогда под его влиянием.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Бетхов. сон. №1 в исп. Рихтера и Моц. конц. №21 в исп. Г

Сообщение M.I. » Чт апр 17, 2008 9:38 pm

Виталий писал(а): прекраснейшая запись недооценённой Первой сонаты Бетховена в исполнении Святослава Рихтера... сочинение было посвящено двадцатилетним Бетховеным его учителю Ф. Гайдну... Соната получилась чрезвычайно гайдновской...
У меня сложилось иное представление об этой сонате в исполнении Рихтера. Если Бетховен воспринял что-то от Гайдна, то, вероятно, по части технологии сочинения музыки.
Сама Первая соната представляется мне чисто бетховенской, притом к ней хорошо подходит характеристика "ранняя". Вся соната имеет великолепную форму, но каково её содержание? Уже в самом начале первой части заключён конфликт, и слышны упрямые интонации, свойственные Бетховену. Упрямство для Гайдна не свойственно. Вторая часть начинается с пасмурного настроения, а далее в ней появляется эпизод просто плаксивый. В сущности, третья часть вся слёзного настроения, за исключением среднего эпизода, где представлена попытка душевного умиротворения. У Гайдна встречаются настроения дождя, дождливой погоды, но это - "слёзы природы", а не его собственные. Последняя часть - стремительная скачка на лошадях, верхом или в карете.
Помню, как после исполнения Рихтером этой сонаты в легендарном дневном концерте в БЗК 10 октября 1976 года студенты консерватории восхищённо говорили: "Рихтер играл Первую сонату, как "Аппассионату!!!"". Но это было обычное студенческое преувеличение; возможно они никогда не слышали, как Рихтер игал "Аппассионату".
Впоследствии по радио была передача, посвящённая Рихтеру, где дали эту сонату в студйной записи. Ведший передачу Я.И.Мильштейн, как бы отвечая на упомянутую выше реакцию студентов, высказался в том смысле, что финал Первой это шедевр оживлённости, но никак не бурности, свойственной финалу "Аппассионаты". Вцелом, он Первую сонату охарактеризовал так: первые три части - накопление энергии, четвёртая часть - щедрая её отдача.
Я же понимаю первые три части как нахождение в заточении, четвёртую - как побег на волю. И вцелом, в сонате не вижу ничего гайдновского. Для меня Гайдн проявляется как образованный, прекрасно воспитанный, очень светский человек, а Бетховен - как человек самоуправный, не считающий нужным прятать своё неудовольствие чем-либо в угоду этикету, в чём-то даже бунтарь.

Ответить