Erlkönig

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера

Erlkönig

Сообщение Yuriy » Вс янв 03, 2016 1:27 am

Мне казалось, что писал о концерте в Киевской консерватории памяти Всеволода Михайловича Воробьева, приятеля Рихтера, и о продолжении вечера в тесном кругу близких к нему людей и учеников. Я рассказал, как Всеволод Михайлович по телефону (ведь Рихтер избегал разговоров по телефону!) жаловался на проблемы в правой руке в «Лесном царе». Так вот, в память об этом случае мы послушали эту замечательную пьесу-песню в исполнении Рихтера – Воробьев ее не записал. Один из присутствовавших музыкантов раскритиковал исполнение – Рихтер-де проскакивает мимо каких-то нот и проч. Меня как-то мало трогает мнение таких профессионалов, больших специалистов по мелким недостаткам, но все же захотелось услышать мнение профессионала, концертирующего пианиста, преподавателя, которому очень доверяю. Мы обменялись несколькими письмами, его ответы я собрал и предлагаю вашему вниманию. Мне его анализ очень понравился. Более того, столь подробного и вдумчивого анализа я не встречал. На самом деле отвечает он не только тому «специалисту», но и другим, с удовольствием считающим случайные зацепы – о них, писателях с других форумов, я тоже рассказал.
Итак, слово моему другу, пианисту, музыканту.

Я конечно переслушаю внимательно Erlkönig. Хотя изначально я не люблю слушателей, которые считают задетые ноты. Когда речь идет о гениальном исполнении, каким является и Erlkönig (пока лучше никто не сыграл), мне понадобится определенное насилие над собой. А за музыканта, который раскритиковал за задетые ноты, мне очень стыдно (ему, конечно, не стыдно). Ведь он как голый король щеголяет тем, что магию Шуберта и Рихтера не слышит, но зато слышит пару задетых нот. На такую «критику» нет ответа.

Да, там есть фальшивые ноты (ненавижу эти слова) – не могу заставить себя по нотам отметить каждое место – это святотатство. Если брать всех великих, то не было ни одного, кто бы в жизни не задевал!
Есть два типа «критиков» - одни считают фальшивые ноты, другие слушают с секундомером – чем быстрее, тем лучше. Но это значит, что больше они ничего на слышат. Бог им судья. Любопытно, что у слушателей оркестра эти вопросы не встают.)

Думаю, что не было вокалистов, включая Фишера-Дискау, которые так интонируют немецкий текст. За всем, что делает Рихтер, ясно слышен немецкий текст Гете.
Конец: «In seinen Armen das Kind...... war..tot...» Мурашки по телу, будто столкнулся с ним (со смертью, по-немецки смерть "он" - der Tod) со старонемецких гравюр.
И так можно проследить не только каждое слово, а буквально, каждый слог, интонируемый Рихтером.
И еще два соображения.
1). Речь идет о диалоговой системе «голосов»:
Ужас ребенка: «Mein Vater, mein Vater...»,
Отец успокаивающий: «Sei ruhig, bleibe ruhig, mein Kind»…
Лесной царь в динамике:
a). призывающий: „Du liebes Kind, komm..."
b). очаровывающий: «Willst, feiner Knabe, du mit mir gehn?»
c). соблазняющий: «Ich liebe dich...!»
d). угрожающий насильник: «..so brauch’ ich Gewalt.»

Всё на фоне дикой скачки ночью. И эти «голоса» именно с немецкими словами (конечно, ни о каком Жуковском речь не идет – это разные миры) осуществляет Рихтер как никто другой, включая певцов.
Пианистически труднейшее сочинение, сравнимое с трансцендентными этюдами, в первую очередь, с №2, a-moll.

2), Технология советской записи –
a). признаки обычной для звукорежиссеров манипуляции уровнем записи. Например, первые 2-3 ноты дико громко, потом сразу тихо – звукорежиссер в ужасе рванул уровень записи вниз (в 100 записях Рихтера, Мравинского Зандерлинга эти «фокусы» прослеживаются).

b). Скорее всего пленка порвана и склеена в 2-х – 3-х местах: как следствие – неорганичный пропуск пары нот. Это не Рихтер «забыл» , а пленка порвалась!
Какое счастье для нас, что Рихтер не имел доступа к этой записи – он бы ее не разрешил.
Последнее наблюдение – у Листа текст Гете по-немецки прямо в нотах, где надо, впечатан! Т.е., Лист предполагал, что исполнитель должен «петь» именно этот текст на рояле. Радикально формулируя, не зная немецкого текста, пианисту играть это нельзя.
Последний раз редактировалось Yuriy Пн янв 11, 2016 11:20 am, всего редактировалось 1 раз.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Erlkönig

Сообщение neuhaus44 » Вс янв 03, 2016 12:32 pm

За всем, что делает Рихтер, ясно слышен немецкий текст Гете

Любопытно.
Какой разный подход. Шёнберг писал, что знакомство с текстами песен Шуберта (после того, как ему "поставили на вид", что он не знает тексты любимых им песен) ничего не дало ему сверх того, что он в них уже услышал.
neuhaus44
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2007 1:52 pm

Re: Erlkönig

Сообщение Yuriy » Вс янв 03, 2016 5:21 pm

neuhaus44 писал(а):
За всем, что делает Рихтер, ясно слышен немецкий текст Гете

Любопытно.
Какой разный подход. Шёнберг писал, что знакомство с текстами песен Шуберта (после того, как ему "поставили на вид", что он не знает тексты любимых им песен) ничего не дало ему сверх того, что он в них уже услышал.

Но ведь Шенбергу не надо было играть эти вещи, да еще в концерте, и не просто Шуберта, а Шуберта-Листа. По-моему, это очевидно – знать содержание того, что исполняешь. Если сам Лист поместил текст Гете, то, наверное, неспроста. Помню, как-то давно слушали «Прекрасную мельничиху» с покойной приятельницей, грамотным и любящим музыку музыкантом. Каково было мое удивление, когда она сказала, что не понимает, почему там о зеленом цвете говорится как о злом. Я знал, а она – нет. И как тогда понимать истинный смысл исполняемого? Когда-то рассказывал, как у открытой двери в Белый зал музей им.Пушкина, во время «Декабрьских вечеров-1985» слушал Роберта Холла, «Мирты» Шумана. И стол я тогда рядом с Маэстро! Всё время украдкой бросал на него взгляды – как слушает он. Я как слушатель в подметки ему не годился. Видно было, как он живет в этой музыке, насколько всё знает, понимает и чувствует. Причем, как мне показалось, больше он поглощен текстом и тем, как его поет Холл. О его аккомпаниаторе, Конраде Рихтере, он в Дневниках потом напишет «профессиональный убийца музыки». Но это к нашему разговору отношения не имеет.
Итак, главная мысль в выложенном мною тексте – Рихтер идет от текста Гете, гениально воплощенного Шубертом. И Листа надо играть так, чтобы произведение превращалось не в просто виртуозную пьесу, но чтобы сохранялось содержание, идущее от первоавтора. По-моему, всё логично. Рихтер в первую очередь музыкант, и ему принципиально чужды те пианисты, стремящиеся устанавливать спортивные рекорды. Но и с формальными показателями у него всё в порядке, он замечательно передает эту напряженную скачку, нервное напряжение, трагизм ситуации.

В заключение скажу, что с Ниной Львовной Рихтер исполнил «Лесного царя» 8 раз (14/10/45 – Москва, МЗК – 15/12/49 – Ленинград, зал им.Глинки). Это было так давно, что нельзя даже мечтать, что те их выступления записывали. Шуберта-Листа он сыграл 7 раз (17/10/47 – Москва, БЗК – 08/12/49 – Москва, БЗК). Мы имеем возможность слушать запись последнего исполнения. Вряд ли записаны более ранние. Вообще он говорил, что вредно для здоровья играть этот опус Листа.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Erlkönig

Сообщение neuhaus44 » Вс янв 03, 2016 8:31 pm

Yuriy писал(а):И Листа надо играть так, чтобы произведение превращалось не в просто виртуозную пьесу, но чтобы сохранялось содержание, идущее от первоавтора.

Для меня это очевидно. Сохранение содержания первоисточника была цель Листа. Григорий Коган даже объяснял этим изменения, вносимые Листом в песни Шуберта.
Мы не знаем, как Рихтер работал над "Лесным царём", возможно, его подход не отличался от шёнберговского - музыка Шуберта к тому располагает. Важен результат.
neuhaus44
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2007 1:52 pm

Re: Erlkönig

Сообщение Yuriy » Вс янв 03, 2016 11:11 pm

neuhaus44 писал(а):Мы не знаем, как Рихтер работал над "Лесным царём", возможно, его подход не отличался от шёнберговского - музыка Шуберта к тому располагает. Важен результат.


Да, мы совсем мало знаем о совершенно принципиальных, на мой взгляд, вещах. Например, мне очень было бы интересно узнать, а лучше услышать, как он работал над оп.111 Бетховена, как достигался это совершенно феноменальный результат (например, 12/01/1975).
Что касается работы над некоторыми вокальными произведениями, то мы можем слышать его свидетельство – имею в виду программу из романсов Метнера, исполненных во время 1-х Декабрьских вечеров (27/12/81). Слово Маэстро:

Мы работали, может быть, даже больше над Пушкиным, чем на Метнером и старались воплотить это… вот это удивительное проникновение Метнера в пушкинский текст и его пиетет к великому поэту.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am


Вернуться в Записи Рихтера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron