Бетховен, ор.111

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Бетховен, ор.111

Сообщение Yuriy » Сб ноя 11, 2006 3:44 am

Из сонат Бетховена в исполнении Святослава Теофиловича чаще всего слушаю великую сонату ор.111, а иногда только Ариэтту.
В дискографии Танина приводится следующий список ее записей с концертов Рихтера:

28/11/63 - Leipzig - Live - MUSIC & ARTS CD-1025 (CD)
25/6/68 - Milan - Live - (PT)
15/7/73 - Carcassonne - Live - (PT)
1/6/74 - Tokyo - Live - DOREMI DHR-7718 (CD)
1/6/74 - Tokyo - Live - (VHS)
6/12/74 - Pecs - Live - (PT)
12/1/75 - Moscow - Live - REVELATION RV 10096 (CD) , M&A 775
12/1/75 - Moscow - Live - (VHS)
23/2/75 - Munich - Live - (PT)
18/3/75 - Lyon - Live - (PT)
22/3/75 - Marseille - Live - (PT)
16/4/75 - Gyor - Live - (MM)
13/11/76 - Milan - Live - (PT)
27/4/91 - Moscow - Live - (PT) [N]
29/4/91 - Leningrad - Live - (PT)
23/9/91 - San Sepolcro - Live - (PT) [N]
29/9/91 - Milan - Live - (PT)
4/10/91 - Zug - Live - (PT)
12/10/91 - Polling - Live - (PT)
17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD)
19/10/91 - Frankfurt - Live - (PT)
25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD)

Мне удалось прослушать все эти записи, причем некоторые – неоднократно. Чаще всего слушаю (и смотрю) 12/1/75 - Moscow - Live - (VHS). Это моя любимая запись. Несколько реже возвращаюсь к 1/6/74 - Tokyo - Live - (VHS), которую тоже очень люблю.
Сейчас, несмотря на крайнюю занятость, все же решил снова переслушать все эти записи. Начал “с конца” -
17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD) и
25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD).
Тему Ариэтты Рихтер играет заметно медленнее, чем в 60-ых и 70-ых. Но несмотря на медленный темп сохраняется внутреннее движение музыки, ее связность. Как и прежде, вариации пронизывает некая сквозная линия. Поражаешься ясности, логике развития. Исполнение не утрачивает живости. Ну а мудрость всегда была свойственна его прочтению. Время не властно над великим Музыкантом!
Не хотелось бы пытаться выстраивать все записи по принципу “лучшие - худшие”, подобно опросам на большом форуме. И все же было бы интересно услышать мнения слышавших разные его исполнения.
И еще. В 1985-ом, юбилейном для Рихтера году, московское радио “Орфей” каждое воскресение передавало запись какого-то из его концертов, хранившихся в фондах. Таким образом некоторые любители сделали уникальные магнитофонные записи. Мне кажется, тогда же передали концерт, записи которого у Танина нет:
12/12/63 - Moscow – Live.
Именно об этом концерте написал свою восторженную статью Г.Г.Нейгауз: “Еще о Рихтере (по поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)”.
Возможно, кто-то из форумчан располагает такой записью. Был бы признателен за сообщение.
Последний раз редактировалось Yuriy Ср фев 06, 2008 12:01 am, всего редактировалось 1 раз.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб ноя 11, 2006 3:02 pm

Послушал только что токийскую запись 1974 года на видео. У меня в глазах стоят слезы.
Какой же я был идиот, когда позволил себе цинично критиковать Рихтера...
Прошу у всех прощения!

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб ноя 11, 2006 6:43 pm

Первым исполнением Рихтера 32-й сонаты, с которым я познакомился, была запись 1991 года с концерта в Людвигсбурге, изданная на Phillips. Я очень увлекся этой музыкой и полюбил ее именно в такой интерпретации. Когда я послушал запись с московского концерта 1975 года (Brilliant Classics), то с непривычки вторая часть мне, конечно же, показалась быстроватой.
Токийская запись 1974 года меня потрясла. Она сильно отличается по темпу и характеру от хорошо знакомой мне поздней, но вряд ли имеет смысл эту разницу описывать словами. Оба эти исполнения, на мой взгляд, гениальны.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб июл 21, 2007 2:59 am

Юрий писал (на другом потоке форума): "Эта тема натолкнула на мысль - обсудить исполнения разных лет какого-нибудь произведения. Какие будут предложения? Я бы выбрал ор.111."

Впервые слушал в концертном исполнении 32-ю сонату Бетховена в известном концерте 12 января 1975 года, памяти Г.Г.Нейгауза. Концерт дважды переносился: сначала с конца декабря на 5 января, а затем уже на 12-е. Обычно слушатели, ожидающие концерт Рихтера, всегда боялись возможной отмены концерта из-за здоровья исполнителя. Но здесь был случай особый: раз концерт посвящён памяти Г.Г.Нейгауза, Рихтер не отменял концерт, а лишь переносил его.
Программа концерта была интересно составлена: две ранние сонаты, 3-я и 4-я, и поздняя, 32-я.
Это был сильный, впечатляющий концерт.
Основная черта впечатления от 3-ей и 4-ой сонат - сильный напор. А 32-я соната воспринималась так. Первая часть - воспоминания немолодого человека о своей молодости, бурное переживание прошлой жизни, досада о том, чего не сделал. Вторая часть - зрелый, умудрёный человек, пребывающей в его теперешнем дне. Отрешённость от плотской, низменной жизни, от страстей и забот. В середине второй части краткий возврат к миру страстей и отказ от него. Соната заканчивается последней точкой сегодняшней жизни, сегодняшнего дня композитора. Дальше идти некуда, рассказывать не о чем. Поэтому соната логически заканчивается с окончанием второй части. В целом же структура концерта: "ранние сонаты - поздняя соната" соответствовала структуре 32-ой сонаты, а именно, "из прошлого в настоящее". Очень логичная драматургия концерта вцелом.
Затем, спустя пятнадцать лет, исполнение этой сонаты 27 апреля 1991 года в третьем отделении концерта памяти Л.Б.Пастернака (в ГМИИ им. Пушкина). Соната стала длиться дольше. В первой части - те же размышления композитора о прошлом, но теперь это кипение человека, находящегося в замкнутом пространстве, на маленькой территории, появился элемент безысходности и протест против этого. При этом усилилась эмоциональная реалистичность звучания. В дальнейшем, вспоминая исполнение 1-ой части, у меня возникал зрительный образ старика, бушующего, негодующего на своей кухне в полном одиночестве. Вторая часть, по сравнению с исполнением 1975 года, показалась более лёгкой, как бы даже невесомой. При этом она просто вызвала изумление, ничего подобного я раньше не слышал. С самого начала Ариетты было так: музыка звучала и развивалась, двигалась вперёд, но при этом то, что прозвучало ранее, никуда не девалось, продолжало слышаться. Появлялись новые и новые звуки, а старые словно не исчезали! Я невольно сравнил это с длинной цепочкой (каждое звено цепочки - звук), которая наматывалась и наматывалась на некую ось, и была вся здесь, перед глазами. Это было невероятно и это было наяву. Ошеломляющее впечатление.
Зал принял это с восторгом, люди хлопали радостно. Одна из слушательниц сказала: "Я думала, Рихтер старый, ходит с палочкой, а тут - ТАКОЕ!"

Если сравнить вцелом исполнения 1975 и 1991 годов, то исполнение 1975 года имеет характер большей монолитности, а исполнение1991 года более рельефное и изысканное.
Последний раз редактировалось M.I. Пн авг 11, 2008 10:16 pm, всего редактировалось 7 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Бетховен, ор.111

Сообщение M.I. » Вт фев 05, 2008 10:16 pm

А ещё про исполнение 1963 года.
Yuriy писал(а): Именно об этом концерте написал свою восторженную статью Г.Г.Нейгауз: “Еще о Рихтере (по поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)”.
В двух статьях по поводу концертов Рихтера в БЗК 10 и 12 декабря 1963 года Г.Г.Нейгауз так высказался о 32-й сонате (привожу по памяти): "Полтора столетия, отделяющие нас от момента создания сонаты, сжимаются в один миг. Соната - это наше сегодня, не наше вчера". Полагая, что концепция Рихтера при исполнении 32-й сонаты в упомянутых концертах и 28 ноября того же года в Лейпциге была одна и та же, становится понятной мысль Нейгауза, если слушать изданную лейпцигскую запись.
В целом исполнение 1963 года более "плотное", чем в 1975 и, тем более, в 1991 году. Однако, это "уплотнение" коснулось, главным образом, первой части. В 1963 году первая часть исполняется очень энергично и напряжённо, почти исступлённо. Но напряжение музыки здесь скорее механического свойства, как сильно сжатая стальная пружина. Характер звучания напоминает мне 1-ю часть сонаты № 7 Прокофьева в рихтеровском испонении. Это исполнение 20-го века.
Вообще, в высказываниях об игре Рихтера, Г.Г.Нейгауз хвалил его за способность не только донести до слушателя содержание музыки, мысль автора, но и передать эпоху, когда она сочинялась (например, при испоненинии Гайдна и Шумана в одном концерте). В исполнении же Рихтером 1-й части 32-й сонаты в 1963 году об эпохе сочинения ничего определённого не скажешь. Это или вневременное исполнение, или исполнение 20-го века. И лишь в 1975 и 1991 годах исполнение этой части прониклось настроением бурных воспоминаний Бетховена о своей прожитой жизни. Бетховен пришёл в эту часть.
Вот такую сильную трансформацию прошла трактовка Рихтером 1-й части 32-й сонаты Бетховена за три десятилетия. Вторая же часть сонаты лишь совершенствовалась, расцветала, но не менялась по сути.
Последний раз редактировалось M.I. Сб фев 16, 2008 10:38 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб фев 16, 2008 10:23 pm

Прослушал запись 32-й сонаты от 12 января 1975 года. Очень сильное отличие от лейпцигской записи 28 ноября 1963 года, главным образом, в первой части. Если в 1963 году исполнение первой части сонаты несло окраску прокофьевского или, отчасти, гайдновского стиля, то в 1975 году от этого не осталось и следа. Исполнение замедлилось, стало не таким напористым. Самое главное, что в этой части, при всём её бурном характере, появились нотки душевного страдания, и это органически связало первую часть с Ариеттой. А в записи от 28 ноября 1963 года первая часть и Ариетта воспринимаются мною просто как две несязанные между собой, хотя и очень сильные, пьесы, просто поставленные одна вслед за другой. Надо сказать, что во всех других двухчастных сонатах (№№ 19, 20, 22, 27) Бетховена, исполняемых Рихтером, обе части сонаты в образно-художественном смысле прекрасно сбалансированы друг с другом.
В исполнении первой части 32-й сонаты в 1975 году мне сышались в какие-то моменты настроения, сходные с теми, что присутствуют в четвёртой части 29-й сонаты. Таким образом, в 1975 году Рихтер сильно отошёл от трактовки 1-й части, которую давал в 1963 году. Ариетта так сильно не изменилась, хотя кое-какие различия заметны сразу в начале. В 1963 году Ариетта начинается как бы падением капель на зеркальную поверхность чистой, вероятно холодной, воды, а 1975 году это как лёгкие гребки вёсел невесомой лодки по солнечно-золотистой водной глади.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт авг 05, 2008 12:08 am

M.I. писал(а): Вторая часть - зрелый, умудрёный человек, пребывающей в его теперешнем дне.
Но герой, представленный слушателю в Ариетте, не просто пребывает в ней, а постоянно задаётся одним и тем же вопросом. Вопрос такой: что есть музыка? На всём протяжении Ариетты этот вопрос всё время повторяется, слегка видоизменяется, как бы выставляется разными своими сторонами, но не получает ответа. Соната заканчивается, а ответ не найден. Притом ответ должен прийти извне сонаты. В этом здесь отличие Бетховена от Моцарта. В произведениях Моцарта, например в Фантазии К.475, бывает скрыта некая тайна, которую хочется разгадать, проникнув внутрь произведения. В Ариетте нет и намёка на тайну, в Ариетте всё ясно. А ответ на вопрос, повторяющийся и повторяющийся в Ариетте, должен прийти не просто извне сонаты, а извне музыки.

P.S. Собственно, с вопроса соната и начинается. Этот вопрос очень быстро приводит "действующее лицо" сонаты в состояние раздражения, в исступление. Он насквозь проходит через всю первую часть, а в Ариетте "действующее лицо" возвращается к нему, но теперь уже совсем в другом состоянии. Эта, так сказать, "сквозная вопросность" (по-моему, не свойственная вообще Бетховену) сообщает сонате логическую цельность.
P.P.S. Вопрос, на который герой Ариетты всё время пытается найти, нащупать ответ, не обязательно "что есть музыка?". Подойдёт и любой другой глубокий философский вопрос, например, "кто я?", или "в чём суть?", "что есть истина?" и т.п. Важна идея вопроса как таковая, интонационно передаваемая в музыке, а не подстановка слов вроде "синь небес", "кто такой", "будь со мной"...

Ответить