Картинки с выставки

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Ответить
Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Картинки с выставки

Сообщение Stranger » Пт окт 27, 2006 4:57 pm

На днях переслушал запись "Картинок с выставки" Мусоргского, сделанную с концерта в Праге в ноябре 1956 года. Еще раз убедился, что это призведение - одна из недостижимых вершин рихтеровского искусства. Особенно впечатлили красочность звуковой палитры и цельность, выпуклость, широкое дыхание музыкальной фразы. А ведь иногда приходится слышать, что у Рихтера были "проблемы со звуком"! Поразительно, как у Рихтера один звук перетекает в другой - как будто он играет не на рояле, а на духовом инструменте. Такой ровности, слитности фразы я не слышал ни у одного другого пианиста. Не говоря уже о рихтеровском коньке - хоральной фактуре: каким-то чудом Рихтер добивается ощущения, что аккорды не затухают, а длятся, причем столько, сколько он захочет! Это можно услышать, например, в "Катакомбах". Звук у Рихтера в этом концерте настолько слит с музыкальными образами, что даже трудно отделить одно от другого. Во время прослушивания я поймал себя на том, что уже не понимаю, где заканчивается реальное звучание инструмента, и начинается сфера воображаемого. Само звучание инструмента у Рихтера настолько оркестрово, разнообразно, что порой не верится, что обыкновенный рояль может так звучать!
Раньше я недооценивал эту концертную запись, сравнивая ее с эталоном студийной и находя какие-то несовершенства. Но послушав сейчас, я оказался в эпицентре какого-то чуда, праздника музыки!
Надо сказать, что качество звукозаписи в пражском концерте - великолепное (несмотря на щелчки вначале и местами плывущий звук): оно передает объемность звучания, его многоплановость, ощущается звуковая перспектива (чего не хватает софийской записи). Например, в "Старом замке" создается полное ощущение, что мелодию свободно и протяжно поет один инструмент, а повторяущиеся ноты в аккомпанементе сыграны другими музыкантами, под чутким управлением дирижера.
Надеюсь, эта запись, являющаяся ценнейшим свидетельством рихтеровского гения, вскоре будет размещена на сайте.
Последний раз редактировалось Stranger Сб ноя 29, 2008 8:46 pm, всего редактировалось 3 раза.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Картинки с выставки

Сообщение timalism » Пт окт 27, 2006 5:29 pm

Stranger писал(а): Надеюсь, эта запись, являющаяся ценнейшим свидетельством рихтеровского гения, вскоре будет размещена на сайте.
Будет размещена обязательно, ждем только 14 ноября - то есть истечения 50-летнего срока "выдержки". 8)

GMSh
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Сб май 20, 2006 8:39 am
Откуда: Москва

Re: Картинки с выставки

Сообщение GMSh » Пт окт 27, 2006 11:40 pm

timalism писал(а): Будет размещена обязательно, ждем только 14 ноября - то есть истечения 50-летнего срока "выдержки". 8)
А почему бы не разместить запись, сделанную в Москве (Октябрь 1952 г.) - это исполнение не менее гениально :)

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Картинки с выставки

Сообщение timalism » Пт окт 27, 2006 11:57 pm

GMSh писал(а): А почему бы не разместить запись, сделанную в Москве (Октябрь 1952 г.) - это исполнение не менее гениально :)
Она тоже планируется к размещению, но после пражской. Исполнение 1952 года замечательное, но более экспериментальное, не устоявшееся. Этим и интересно.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Картинки с выставки

Сообщение Yuriy » Чт ноя 02, 2006 2:57 am

К сожалению, не имея в данный момент писать более обстоятельно, привожу отрывки из своей переписки как раз на тему "Картинок с выставки". Сравнивались исполнения Рихтера и Горовица.

У Горовица уже само появление "Гнома" неубедительно. Зачем эта пауза?
"Быдло" похоже на нераскочегарившийся паровоз.
У Рихтера "Быдло" тяжелое мощное и впечатляющее. Кстати, о начале Сонаты Шуберта ля минор, трехчастной, он говорил, что это напоминает "Быдло".
"Два еврея", казалось бы, должны у Горовица "правильно" получаться. Я слышу у него восточные мотивы, но какой же там восток? Горовиц довольно долго жил на Подоле в Киеве. Это тогда был совершенно еврейский район. Уж колорита этого мог насмотреться и прочувствовать. Тем не менее Рихтер в этой пьесе гораздо убедительнее. Оказывается, не обязательно принадлежать к нации, чтобы понять национальный колорит и драматургию ситуации.
Кстати, как замечательно Рихтер играет в ансамбле Увертюру Прокофьева на еврейские темы!
(Знаком с записями
24/12/51 - Moscow - Live - Mozgovenko/Dubinsky/N.Barshai/R.Barshai/Berlinsky- (PT)
26/3/85 - Moscow - Live - Mikhailov&Borodin Quartet - (PT) )

Ну и "Богатырские ворота" - это не для Горовица! Какая молитва в его исполнении? Это вообще получился ничего не значащий эпизод. А колокола? Да там некоторые звучат как карикатура! Полное непонимание русской культуры и Православия с его традициями (что и неудивительно). Их рядом поставить нельзя! Рихтер - великий музыкант и музыкальный мыслитель. И вообще он жил в искусстве и искусством! У него была непостижимая для многих шкала ценностей, он умудрялся жить так, что ничто пустое, мелкое, суетное не входило в его душу и сознание. Живопись - это тоже его родная стихия.
Как близки ему эти образы, которые он наполнил живой, прочувствованной, с точным и безошибочным попаданием в стиль, образ, смысл, музыкой. Его образный стиль мышления, его глубокое понимание искусства в целом делает прочтение "Картинок" недосягаемым шедевром!
Мне трудно выбрать наиболее любимую запись. Знаком со следующими:

8/12/49 - Moscow - Live - (PT)
3/10/52 - Moscow - Live - PARNASSUS PACD 96-003/4 (2CD)
14/11/56 - Prague - Live - PRAGA PR 254 034 (CD)
8/2/58 - Budapest - Live - MUSIC & ARTS CD 775 (4CD)
24/2/58 - Sofia - Live - PHILIPS PHCP-9597 (CD)
8/8/58 - Moscow - MELODIYA/BMG 29469 2 (CD)
58 - Kiev - Live - TNC H1461-62 (2CD)
19/11/68 - London - Live - BBC BBCL 4103-2 (CD)
10/2/69 - Naples - Live - DINO CLASSICS 9075 037 (CD)

Каждая замечательна. Принято особенно хвалить софийскую, которая, несмотря на низкое качество звука, действительно является шедевром. Концертным записям, на мой взгляд, уступает студийная
(8/8/58 - Moscow - MELODIYA/BMG). Но это понятно - Рихтера сковывала атмосфера студии.
Безусловно, шедевром является и пражская.

ProstoSu
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 11:30 pm
Откуда: St.Petersburg
Контактная информация:

Сообщение ProstoSu » Ср ноя 08, 2006 11:55 pm

Предлагаю вашему вниманию сравнительный анализ исполнений "Картинок" различными пианистами, в том числе С.Рихтера (София,1958 год)
Последний раз редактировалось ProstoSu Чт ноя 09, 2006 12:37 am, всего редактировалось 1 раз.
Все гениальное - просто ;)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 11, 2007 1:14 am

Простота в произведении искусства - признак высочайшего совершенства. Так считали и Лев Толстой, и Генрих Нейгауз.
К списку известных записей "Картинок с выствки" можно добавить запись с концерта 15 декабря 1968 года в БЗК. Её неоднократно передавали по радио "Орфей". По окончании программы Рихтер на-бис играл "Колокола сквозь листву" Дебюсси.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Картинки с выставки

Сообщение Yuriy » Ср окт 24, 2007 2:23 am

21/10/2007 в Киеве Наталия Гутман в личной беседе, вспоминая исполнение Рихтером "Картинок с выставки", слышанные ею в разных концертах Рихтера, в частности, в особенно запомнившемся ей концерте в Малом зале Московской консерватории (о годе ничего сказать определенного не могу), сказала, что тогда "раздвигались стены". После такого прочтения никакие оркестровые переложения уже не нужны: в этом исполнении все было! После великого Маэстро "Картинки с выставки" больше ни у кого слушать не хочется.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Картинки с выставки

Сообщение M.I. » Ср окт 24, 2007 9:39 pm

Yuriy писал(а): "Два еврея", казалось бы, должны у Горовица "правильно" получаться.
Рихтер в этой пьесе гораздо убедительнее. Оказывается, не обязательно принадлежать к нации, чтобы понять национальный колорит и драматургию ситуации.
Кстати, как замечательно Рихтер играет в ансамбле Увертюру Прокофьева на еврейские темы!
(Знаком с записями
24/12/51 - Moscow - Live - Mozgovenko/Dubinsky/N.Barshai/R.Barshai/Berlinsky- (PT)
26/3/85 - Moscow - Live - Mikhailov&Borodin Quartet - (PT) )
Убедительность Рихтера в пьесе "Два еврея, богатый и бедный" не только в передаче национального колорита, но также в передаче конфликта богатства и бедности, так сказать "единства и борьбы противоположностей".

Что касается датировки 26.03.1985, то ничего не слыхал об этом. В "Дневниках" Рихтера об этом тоже ничего нет. Достоверно, что Рихтер участвовал в исполнении этой Уверюры, по крайней мере, трижды в декабре 1984 года: два раза на Декабрьских вечерах, и затем в БЗК.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Картинки с выставки

Сообщение M.I. » Чт окт 25, 2007 9:07 pm

Yuriy писал(а):... тогда "раздвигались стены"...
Прекрасно понимаю! В те десятилетия, когда в БЗК играл Рихтер, зал казался огромным, потолок уходил куда-то в поднебесье. Даже когда играл не Рихтер, а кто-то другой, зал как-то по инерции сохранял своё величие. Теперь же зал словно уменьшился (позор!), стал похож на карикатуру на самого себя. А всё из-за того, какие теперь в нём проходят концерты. Вот уж нагляднеёшее подтверждение поговорки, что "не место красит человека, а человек - место".
Последний раз редактировалось M.I. Чт окт 25, 2007 9:36 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Картинки с выставки

Сообщение M.I. » Чт окт 25, 2007 9:26 pm

Stranger писал(а): ...например в "Катакомбах". Звук у Рихтера в этом концерте настолько слит с музыкальными образами, что даже трудно отделить одно от другого.
Мне тоже очень нравится в исполнении Рихтера эта "картинка" - "Катакомбы. Римская гробница. (С мёртвыми на мёртвом языке)". Рихтер буквально передаёт оцепенение, - жуткое и величественное,- охватившее человека, внезапно наткнувшегося на древнее римское захоронение (не знаем, язычника или христианина). Могилу, закрытую очень простой, лаконичной, внушительной каменной плитой.

Ответить