Куда делись сонаты Брамса?

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Куда делись сонаты Брамса?

Сообщение Stranger » Вт окт 03, 2006 11:58 pm

В дневниках Рихтера за 1992 год есть такая запись:

"Villa Cipriani
25/XII
серия "Decca"
Брамс
Соната C-dur №1
Соната fis-moll op. 2
C. Р.

Не могу в данном случае спорить.
Записанные не с концертов, а студийно сонаты, можно сказать, по первому впечатлению не оставляют желать лучшего. Они мне и вправду понравились."


Однако ни в одной из известных мне дискографий студийная запись сонат не фигурирует.
Буду благодарен за любую информацию о судьбе этой записи. Есть ли надежда, что она на самом деле существует?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Куда делись сонаты Брамса?

Сообщение Yuriy » Сб окт 07, 2006 10:01 pm

Stranger писал(а):Однако ни в одной из известных мне дискографий студийная запись сонат не фигурирует.
Буду благодарен за любую информацию о судьбе этой записи. Есть ли надежда, что она на самом деле существует?
Имея довольно много записей Рихтера, не могу (и не хочу) считать себя коллекционером.
Хорошо знаком с этой записью сонат Брамса:

27/5/86 - Mantua - Live - LONDON 436 457-2 (CD)

За консультацией обратился к человеку более сведущему. Вот его ответ.

DECCA и LONDON - это просто одно и то же.
Серия DECCA была задумана как запись серии концертов фестиваля "С. Рихтер в Мантуе", однако по многим причинам (жара и т.д.) прямые записи с концертов далеко не всегда были удачны, поэтому корректировались в студии. Я думаю, что сонаты Брамса также корректировались, а к 1992 году СР подзабыл детали тогдашних событий.


Думаю, выглядитит очень убедительно.
От себя добавлю, что очень люблю еще такую запись Сонаты # 2
8/1/59 - Moscow - Live - (PT)
На самом деле люблю все его записи этих сонат.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб окт 07, 2006 11:26 pm

Жаль, что существование студийной записи оказалось мифом.
А из изданных записей я больше люблю пражскую (1984, 1988).

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Куда делись сонаты Брамса?

Сообщение M.I. » Чт мар 08, 2007 9:48 pm

Stranger писал(а):В дневниках Рихтера за 1992 год есть такая запись:

"Villa Cipriani
25/XII
серия "Decca"
Брамс
Соната C-dur №1
Соната fis-moll op. 2
C. Р.

Не могу в данном случае спорить.
Записанные не с концертов, а студийно сонаты, можно сказать, по первому впечатлению не оставляют желать лучшего. Они мне и вправду понравились."


Однако ни в одной из известных мне дискографий студийная запись сонат не фигурирует.
Буду благодарен за любую информацию о судьбе этой записи. Есть ли надежда, что она на самом деле существует?
DECCA 436 457-2 диск с записями 1-ой и 2-ой сонат Брамса. На коробке написано: Teatro del Bibiena, Mantova, 1987. Внутри буклета, в списке дисков этой серии, указано: февраль 1987. Слушал эту запись. Никаких признаков "концертности" не заметно. Чисто студийная запись. Очевидно, о прослушивании именно этой записи Рихтер и сделал запись в своём дневнике.
Последний раз редактировалось M.I. Сб ноя 17, 2007 9:36 pm, всего редактировалось 1 раз.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Куда делись сонаты Брамса?

Сообщение Stranger » Пт мар 09, 2007 1:42 am

M.I. писал(а): DECCA 436 457-2 диск с записями 1-ой и 2-ой сонат Брамса. На коробке написано: Teatro del Bibiena, Mantova, 1987. Внутри буклета, в списке дисков этой серии, указано: февраль 1987.
Однако в танинской дискографии запись из Мантуи помечена как "LIVE", и дата другая стоит - 27 мая.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт мар 09, 2007 10:31 pm

Ну, что же тут поделаешь? Запись-то студийная, а написано "лайв". Не верь глазам своим! Увы, у Танина в каталоге встречаются ошибки с датировками записей, почему бы не ошибаться ещё в чём-то? Человеку вообще свойственно ошибаться. Вон, "Мелодия" выпустила 33 Вариации Бетховена, скопировав запись 1986 года, а выдав за 1988 год. Тут можно подозревать жульничество. А ошибки в танинском каталоге простительны.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт мар 09, 2007 10:37 pm

А Рихтер в дневниковой записи оказался прав. Ничего он не забыл. И потом, уж кто-кто, а он-то, наверное, сразу слышал, какая запись студийная, а какая - нет.
Вообще, бывают записи, похожие на студийные. Например, "Бабочки" Шумана, 1962 г. Но при пристальном слушании различить можно.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс мар 18, 2007 1:54 am

Сегодня познакомился с еще одной замечательной записью этих двух сонат Брамса:

28/5/88 - Gutersloh - Live - (PT)* [N]

Во время исполнения первой присутствие публики не замечалось. После второй - аплодисменты. Питер Тейлор в своем каталоге поместил программку этого концерта. Так что и эта - Live.
Как по мне - хорошо, что они есть, а уж студийные или нет - дело десятое.
Слушая эти сонаты в его исполнении, невольно вспоминаешь - "сверхмощный дух и глубина"!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 18, 2007 2:59 pm

Yuriy писал(а):Сегодня познакомился с еще одной замечательной записью этих двух сонат Брамса:

28/5/88 - Gutersloh - Live - (PT)* [N]

Во время исполнения первой присутствие публики не замечалось. После второй - аплодисменты. Питер Тейлор в своем каталоге поместил программку этого концерта. Так что и эта - Live.
Как по мне - хорошо, что они есть, а уж студийные или нет - дело десятое.
Слушая эти сонаты в его исполнении, невольно вспоминаешь - "сверхмощный дух и глубина"!
А вот для меня - крайне важно, концертная запись, или нет. "Дыхание зала" сказывается на восприятии музыки слушающим. Рихтер мог играть в зале в такой манере, что получалось почти как в студии, или, наоборот, в более импровизационной манере. Но что очень важно, либо "студийная" либо "концертная" манера выступления выдерживалась им на протяжении всего концерта от начала до конца.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс апр 25, 2010 1:41 am

В конце мая - начале июня 1986 г. Рихтер дал в Мантуе, в Teatro del Bibiena серию потрясающих концертов:
22/5 (Бетховен), 23/5 (Бетховен, Шопен), 25/5 (Гайдн), 27/5 (Брамс), 31/5 (Шуман, Шопен), 1/6 (Шуман, Вагнер), 2/6 (Шопен). Называлось это “Sviatoslav Richter per Mantova”.
Программа концерта 27/5:

BRAHMS
Piano Sonata No.1 in C, Op.1

----------------------------------------

Piano Sonata No.2 in f-sharp, Op.2
Variations on a Theme by Paganini, Op.35, Book I

[Variations on a Theme by Paganini, Op.35, Book II]

При таком напряженном графике вряд ли можно было заниматься студийными записями. К тому же жара стояла жуткая. В день именно этого концерта температура доходила до 42 градусов (по Цельсию). Как мне рассказал недавно один сверхавторитетный человек, фирма DECCA для себя сделала еще и видеозапись, правда, весьма любительского качества. Звук для диска они записывали более качественно, но на этом видео он весьма бедный. Существует любительская аудио запись Паганини-Брамса с этого концерта, которую я, кажется, выкладывал. Известно, что Рихтер, не выдержав жары, остановился в предпоследней вариации первой тетради, но сразу же продолжил исполнение. Об этом можно прочитать в Дневниках. У меня возникла возможность все это не только услышать, но и увидеть. Кстати, слушателей совершенно не слышно, поэтому может показаться, что запись сонат студийная. Пока еще не собрался сравнить официальное аудио и видео «для внутреннего пользования». Не сомневаюсь, что это одно и то же. Оторваться от слушания невозможно. Какая мощь в его исполнении, причем, не только физическая, но и мощь духа!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс апр 25, 2010 8:10 am

Однако, читаем Дневники.
----------------------------------------------------
Запись 980.
Брамс.
Соната C-dur op. 1
(рабочая кассета из Мантуи)

Никуда не годится (полные корзины неверных нот) в присутствии не вдохновляющего мистера Митчума со своей трубкой, эмми, убеждающей меня, что все прекрасно (лишь бы вышла пластинка) да еще 42 градуса жары. Хорошего результата не может быть.

Запись 981.
Брамс.
Соната fis-moll op. 2
Вариации на тему Паганини ор.35 a-moll (две тетради).
(рабочая кассета из Мантуи)

Ну, и это туда же в преисподнюю!!.. Кстати, во время концерта я вдруг остановился во время финала I тетради совершенно не из-за того, что запутался, а из-за адской жары в зале.
----------------------------------------------------

Итак, явное противоречие с приведенной записью 1264. Неужели и вправду Рихтер в эти напряженные дни нашел время записать сонаты в студии? Надо обязательно сравнить официальную запись и «рабочую кассету из Мантуи».
Можно понять реакцию Маэстро на «полные корзины неверных нот». Мне лично они практически не мешают. Грандиозность его исполнения заслоняет (для меня) все эти случайности. Когда-то возникла эта тема в разговоре с одной известной пианисткой, на что она ответила, приблизительно, так: «Ну и что? Слава Богу, что он играл!»

P.S. 2-ю Сонату Брамса здесь уже выкладывали. С записями 1-ой все знакомы? Могу выложить.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс апр 25, 2010 1:23 pm

Yuriy писал(а):При таком напряженном графике вряд ли можно было заниматься студийными записями. К тому же жара стояла жуткая.
Не исключено, что как раз в студии могла быть идеальная температура благодаря работе кондиционера.

samlev
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Ср июл 06, 2011 4:13 am

Сообщение samlev » Чт июл 14, 2011 10:53 pm

Yuriy писал(а): 2-ю Сонату Брамса здесь уже выкладывали. С записями 1-ой все знакомы? Могу выложить.
Жаль, что самая ранняя запись До мажорной - это 16/3/86, Zagreb.
Фа диез минорная 1959 года - такое чудесное исполнение!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт июл 14, 2011 11:52 pm

samlev писал(а): Жаль, что самая ранняя запись До мажорной - это 7/3/86, Zagreb.
А значительно более ранней записи не могло быть - Рихтер впервые исполнил её в Нитре 7/3/86. Можно находить погрешности у него в "поздний" период. Но всё равно это грандиозно и совершенно потрясающе.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

samlev
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Ср июл 06, 2011 4:13 am

Сообщение samlev » Пт июл 15, 2011 1:58 am

Yuriy писал(а):А значительно более ранней записи не могло быть - Рихтер впервые исполнил её в Нитре 7/3/86. Но всё равно это грандиозно и совершенно потрясающе.
Совершенно согласен! Да и сама соната удивительная. И - меня это всегда удивляло - не очень то часто исполняемая.

Ответить