Куда делись сонаты Брамса?

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Чт июл 28, 2011 1:05 am

Меня тоже всегда удивляло, что сонаты эти не популярны у исполнителей. Узнал их собственно в исполнении С.Т. Одну даже посчастливилось слыщать живьём в первом отделении концерта в муз. школе в декабре 1986, (а во втором тогда было ЛУЧШЕЕ Трио Чайковского, через несколько дней Трио было дважды сыграно на Декабрьских вечерах - тоже потрясающе, но если НЕ СЛЫШАТЬ того исполнения!!!).
Про сонаты должен поделиться: появилась недавно запись на Harmonia Mundi пианиста А.Мельникова обеих сонат. (Кроме сонат там ещё юношеское скерцо Брамса. Запись сделана на "брамсовском" рояле Boesendorfer 1875 года.) Того самого Мельникова (Валентинова), которого Маэстро слушал у себя дома соло и в ансамбле в Репиным, об игре которого хорошо отозвался в дневнике, которому придумывал варианты артистического псевдонима, и концерт которого из произведениий Шостаковича (в Туре) был предпоследним, который С.Т. в своей жизни посетил, и этот концерт ему понравился.
Так вот, запись замечательная. Я отлично отдаю себе отчет, на КАКОМ форуме я это пишу. Думаю, что Александр оправдывает эпитет "масштабен", который использовал в записи о нём в дневнике Маэстро - именно в том значении, которое С.Т. этому слову придавал.

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Сб июл 30, 2011 12:53 pm

Не хотелось бы, чтобы моя предыдущая прямая речь повисла в воздухе. Хотел выразиться понятно и - быть понятым. Я совсем не являюсь ревнителем "прогресса" в исполнительском искусстве. Для меня, как и для многих на этом Форуме, насколько я понимаю, Маэстро был, есть и навсегда останется Самым Великим Музыкантом и, соответственно, Величайшим из Пианистов. Для меня, как и для вас, огромная часть фортепианного репертуара - ИМ "закрыта".
(Признаюсь, что я иногда делаю короткие экскурсы в историю фортепианного исполнительства - слушаю например Hammerklavier в исполнении Сёркина (потому что услышал, что С.Т. его хвалил) или даже другие произведения из ЕГО репертуара - в исполнении музыкантов, совсем не близких С.Т. - из любопытства: нет ли в этих произведениях граней, ИМ не освещённых. Но почти всегда быстро возвращаюсь - НАЗАД, разочарованный.)
В моём сообщении о новой записи 1-й и 2-й сонат Брамса - нет желания противопоставить новое исполнение молодого пианиста - исполнению С.Т., не дай Бог. Просто так часто приходится с горечью думать о том, что похоже, для большинства музыкантов его исполнения совсем не являются свидетельствами об ИСТИНЕ (я не хочу тут сказать - "образцом для имитации"), они его записей не слушают, а если слушают, то НЕ СЛЫШАТ, и вообще - у них похоже,"другая работа".
Но так хочется "прочертить линию". Я не говорю о "школе", не говорю о "последователях", я - о музыкантах, которые хотя бы стучатся в дверь, которую - не закрыл же ОН совсем за собой.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб июл 30, 2011 2:23 pm

Artem писал(а):Не хотелось бы, чтобы моя предыдущая прямая речь повисла в воздухе. Хотел выразиться понятно и - быть понятым. Я совсем не являюсь ревнителем "прогресса" в исполнительском искусстве. Для меня, как и для многих на этом Форуме, насколько я понимаю, Маэстро был, есть и навсегда останется Самым Великим Музыкантом и, соответственно, Величайшим из Пианистов. Для меня, как и для вас, огромная часть фортепианного репертуара - ИМ "закрыта".
[...]
Артём, не надо оправдываться. То, что Вы слушаете других музыкантов и интересуетесь другими интерпретациями - это прекрасно. Зацикленность на одном явлении, пусть даже и великом - признак ограниченности.

Самыми великими музыкантами (именно во множественном числе, потому что одного Самого Великого быть не может, разве что это Бог) я всё-таки склонен считать композиторов, а не исполнителей.

Мельниковскую запись сонат Брамса я не слышал, поэтому мне нечего сказать по существу.

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Сб июл 30, 2011 2:24 pm

Постараюсь выложить Мельниковскую запись по приезде в Москву, если это не противоречит политике форума (только записи Маэстро?!).

Про Мельникова не могу не добавить: слышал весной его прекрасное исполнение 2-го концерта Прокофьева (было выложено в интернете дня три). Звучит достаточно крамольно с учётом того, что С.Т. это произведение так и не сыграл, но сошлюсь на покойного В.Зеленина, который НИКОГО кроме Маэстро практически не слушал и слушать не мог, но запись эту послушал по моему наущению и очень хвалил.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб июл 30, 2011 2:34 pm

Artem писал(а):Постараюсь выложить Мельниковскую запись по приезде в Москву, если это не противоречит политике форума (только записи Маэстро?!).
Не противоречит. Существует раздел "О музыке и музыкантах", где можно обсуждать любых композиторов и исполнителей.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн авг 01, 2011 9:33 pm

Artem писал(а):Меня тоже всегда удивляло, что сонаты эти не популярны у исполнителей. Узнал их собственно в исполнении С.Т. Одну даже посчастливилось слыщать живьём в первом отделении концерта в муз. школе в декабре 1986, (а во втором тогда было ЛУЧШЕЕ Трио Чайковского, через несколько дней Трио было дважды сыграно на Декабрьских вечерах - тоже потрясающе, но если НЕ СЛЫШАТЬ того исполнения!!!).
Вы слушали ТО исполнение Трио! Вам бесконечно повезло! Об этом исполнении отзывались как о лучшем из шести (или семи?) исполнений в 20-х числах декабря 1986 года. Увы, его я пропустил. Потрясающим, трагическим было исполнение 24 декабря (в первом отделении - Бетховен). 29 декабря - из рук вон плохое (по рихтеровским, разумеется, меркам), а 30 декабря - сильное, удачное исполнение (два последних в ГМИИ им. Пушкина, Декабрьские вечера).

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Вт авг 02, 2011 4:06 pm

Уважаемый M.I. Я сейчас не имею возможности и времени проверить дату (в списке она наверняка есть), но это было исполнение в школе на Садовой. Я помню, что стоял в полутьме в толпе позади и немного справа-сбоку от стульев с сидящими, и Маэстро, ожидавший, пока его ОБЪЯВЯТ перед первым отделением, оказался прямо рядом! ЕГО колоссальную концентрацию в тот день можно было прямо таки физически ПОЧУВСТОВАТЬ. Ведущая, возможно директор или педагог школы, громко, с расстановкой и огромным пиитетом предваряла его имя набором титулов (Народный Артист и т.д.), а он, не дождавшись, пока она закончит говорить, мрачно и довольно громко сказал: "Ну да, а то ОНИ могли подумать, что я Эмиль Гилельс" и быстро пошёл к инструменту. Из Сонаты Брамса запомнилось, к моему стыду, немного - детально только вторая часть, но ТРИО!!! - а к тому моменту я его уже слышал в декабре несколько раз (но не слышал к сожалению 24-го) - мне показалось и кажется до сих пор, что это было исполнение лучшее из возможных. Оно как-то впечаталось в память, я, кажется, помню не только как играли, но даже и зрительно - всё: как падал свет, движения музыкантов, всё (понимаю, конечно, что С.Т. был против того, чтобы слушатели - смотрели...). Мне кажется, что в тот день ТРИО было, если возможно использовать такое сравнение, говоря с музыке (тем боле что сравнение это одновременно и обедняет), - словно "отлито" из бронзы, как какая-нибудь великая скульптура - до этого, на репетициях и концертах в декабре, была изготовлена модель, потом форма, потом расплавлялся металл, потом закипел, засветился, потёк - и на наших глазах произведение ЯВИЛОСЬ, но продолжая СВЕТИТЬСЯ (НЕ ОСТЫВАЯ, подобно бронзе, без "окалины", не требуя дальнейшей очистки и полировки).
Огромное потрясение после прослушивания, помню также И.Антонову и других из Музея, аплодирующих в слезах...

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Вс авг 14, 2011 12:20 am

timalism писал(а): Мельниковскую запись сонат Брамса я не слышал, поэтому мне нечего сказать по существу.
Выкладываю запись Александра Мельникова двух сонат Брамса - 1-й и 2-й, а также юношеского Скерцо, соч.4. (Надеюсь, что выложил "грамотно" - не имею в этом большой практики).

http://www.sendspace.com/file/i8xuoy
http://www.sendspace.com/file/jhc47o
http://www.sendspace.com/file/ouyjb0

Как я уже писал на Форуме - думаю, что этой записью Мельников подтверждает, что оказался достоин слов, которые С.Р. о нем написал в своем Дневнике.

Запись сделана в 2010 году на рояле Bosendorfer 1875 года.

В связи с чем приходит в голову новая тема для Форума: Рихтер и "аутентизм". Что думаете?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс авг 14, 2011 9:25 pm

Artem писал(а):Уважаемый M.I. Я сейчас не имею возможности и времени проверить дату (в списке она наверняка есть), но это было исполнение в школе на Садовой.
А какая это школа? Чье имя носит? Постараюсь найти программу.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить