Интерпретации Баха: Рихтер и Гульд

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс сен 30, 2007 11:45 pm

M.I. писал(а):Я не почувствовал для себя увлекательности в том, как играет Гульд. Это в отличие от Рихтера, который всегда играет в той или иной степени увлекательно, иногда прямо-таки заводно.
Обычно Гульда обвиняют как раз в излишнем "драйве", попсовости. У меня от этой видеозаписи (не самом лучшем из существующих, кажется, 5-ти вариантов исполнения вариаций) было такое впечатление: Гульд следует тщательно намеченному плану исполнения, но иногда "забывается". А Вы слушали с ним запись 6-й партиты на видео? По-моему, это чудесно!

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Сообщение Twirl » Пн окт 01, 2007 3:09 pm

Недавно раздобыл запись первого клавирного концерта в исполнении Гульда. Решил сравнить с Мастерами - Липатти, Рихтером, Юдиной. Результат - ... лучше и не комментировать. Пусто и неинтересно.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пн окт 01, 2007 7:17 pm

Twirl писал(а): Результат - ... лучше и не комментировать. Пусто и неинтересно.
Жаль, что вы не смогли оценить этот исполнительский шедевр..
Советую послушать у Гульда ленинградскую запись 1957 года!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт авг 11, 2009 8:02 pm

В начале 1970-х годов фирма "Мелодия" выпустила 1-й том ХТК в записи Рхтера. Этому альбому из трёх пластинок была предпослана аннотация Я.Мильштейна. Возможно, не все знакомы с текстом этой аннотации, поэтому привожу здесь её фрагмент, содержание которого соответствует обсуждаемой теме.

<<Естественно, что "Хорошо темперированный клавир" Баха дает простор самым различным исполнительским интерпретациям. Достаточно хотя бы сослаться на исполнение цикла С.Рихтером, Г.Гульдом, Э.Фишером, С.Фейнбергом. Ни одно значительное музыкальное произведение не вызывало при своем истолковании столько затруднений и споров. Этому особенно способствовало два обстоятельства. Во-первых, почти полное отсутствие в оригинальных рукописях Баха обозначений темпа, характера исполнения и динамических нюансов (как правило, Бах писал только одни ноты). Во-вторых, наличие ряда рукописей - автографов и копий, существенно расходящихся друг с другом в самом нотном тексте. Вот почему так важно определить основные стилистические линии "Хорошо темперированного клавира", иными словами найти ключ к исполнению Баха в самом Бахе, не в букве, а в духе его произведения. Найдя этот "ключ", мы сможем определить и те границы, в которых возможно, при интерпретации цикла, свободное исполнительское творчество.
Именно такой глубокий и всесторонний, истинно художественный подход к циклу характерен для Рихтера. "Когда я принимаюсь за "Хорошо темперированный клавир", - говорит Рихтер - меня всегда охватывает желание не исключать каких-либо сторон ради одной узкой и догматической позиции". И добавляет: "Я убежден, что Баха можно хорошо играть по- разному, с различной артикуляуией и с различной динамикой. Лишь бы сохранялось целое, лишь бы не искажались строгие очертания стиля, лишь бы исполнение было достаточно убедительным".
Вслушиваясь внимательно в исполнение Рихтера, нетрудно обнаружить в нем две основные тенденции, который порой борются друг с другом. С одной стороны, его исполнение как будто находится в границах, предопределенными особенностями клавирного искусства времен Баха. С другой, оно все время имеет дело с явлениями, которые выходят за пределы этих границ. В нем как бы "спаяны" воедино и клавесинные, и клавикордные, и органные симпатии Баха, и его гениальный прозрения будущего. В нем соединены в одно целое и линеарные, и экспрессивные, и конструктивные элементы.
Вот почему в иных прелюдиях и фугах Рихтер выдвигает на перый план интеллектуальное, конструктивно-полифоническое начало и связывает с ним их образный строй; в иных подчеркивает философскую глубину музыки Баха и связанное с ней органическое равновесие всех выразительных средств. Иногда его привлекает экспрессия плавно текущих мелодических линий (связная артикуляуия legato), иногда, наоборот, острота и четкость ритма, расчлененнность артикуляции. Порой он стремится к романтической мягкости, пластитчности игры, порой к резко подчеркнутым динамическим контрастам. Но ему безусловно не свойственны "чувствительные" закругленный фразы, мелкие динамические оттенки, неоправданные отступления от основного темпа. Предельно чужд он также к повышенно экспрессивной, импульсивной трактовке Баха, асимметричным акцентам, резким выделениям отдельных нот и мотивов, внезапным "спазматическим" усорениям темпа и т.д. Его исполнение "Хорошо темперированного клавира" устойчиво, крупно по плану, органично и цельно.>>

Ответить