На форумклассике было предложено обсудить записи 1-го Концерта Баха в исполнении Гульда, Юдиной, Рихтера и Пиннока (сообщение 2440):
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 7&page=244
Решил разместить и на нашем форуме свой ответ. Хотелось бы, чтобы и наши участники послушали и высказались.
Четвертое слушал полминуты и четыре секунды. Больше не смог. И так студенты днем достали, а теперь еще вот это (см. мою подпись). Придя с работы, прочитал, что таков XXI-ый век. Если поверить этому заявлению – я не поверил – то ничего содержательного в наступившем веке ожидать не приходится. Слава Богу, есть вселяющие надежду контрпримеры. (Жаль, пока не получил позволения выложить, правда, другую музыку, сыгранную представительницей нашего века.) Остальные три исполнителя демонстрируют заинтересованность и любовь к произведению. Каждый готов отстаивать каждый звук, каждую мысль, им выраженную. Если бы я был пианистом, обязательно играл бы 1-ый Концерт. Какая радость – играть эту бесхитростную, глубокую и живую музыку! Она где-то в основе основ. Солист должен, по моему разумению (всюду будет сугубо мое разумение, так что, инакомыслящие, не взыщите), вести за собой, но не устраивать свой бенефис – не тот случай. Здесь надо служить – Баху, музыке, благодарить Творца за то, что хоть иногда посылает таких людей, способных выразить такое. И вот приходит черед исполнителя проникнуть в тайну и открыть истину нам. Каждый из трех – адепт, явивший свою систему ценностей. Слушая, ловил себя на мысли, что людям вот такого вот склада мыслей чувств должно нравиться “то”, и вряд ли другое “это”. Переубеждать их – ненужная деятельность. Это, как если меня будут убеждать, что уже не раз было, что нужно любить кошек, что они ах, какие. А я не могу себя пересилить, более того, не хочу и не буду!
Бах немыслим без ровности, которая должна быть завораживающей, вводящей душу в особое возвышенное состояние. Ровность же эта – не мертвый метр, а живой ритм, вибрирующий внутри, заставляющий душу ликовать, соучаствовать, прожить эти минуты высоко, оторвавшись от будничного. Могу себе представить состояние людей мыслящих и чувствующих, находившихся в тот далекий вечер в БЗК (25/3/7. Не сомневаюсь – они “вибрировали” – а ведь как Маэстро точно писал в своих дневниках: “я вибрирую”. Это пример единения исполнителей в общем стремлении, служении. Замечательный музыкант, дирижер, Юрий Ильич Николаевский, выполнял свою функцию, делая это честно и скрупулезно, но подлинным вдохновителем был солист. Помню концерт памяти Рихтера в Киеве – 22-е марта 1998 г. – первый день рождения без именинника (20-го концерт был в Москве, но с другими участниками). Гутман выступала с Николаевским, причем он специально прилетел из Израиля. После концерта собрались у него в номере помянуть великого Музыканта. Пили “Оксамыт Україны”, который Рихтеру когда-то у нас очень понравился. Мне было интересно услышать об их совместной работе. Юрий Ильич с большим уважением к Святославу Теофиловичу рассказывал о репетициях, концертах. Это действительно было плодотворное содружество, дававшее возможность великому пианисту воплотить свое видение исполняемых произведений. Вот Рихтер говорил, что не любит анализ. А его прочтение можно воспринимать как результат глубочайшего анализа, выверенности и затем идеального воплощения. Думаю, что ему, органично чувствующему природу всякой музыки, анализ и не нужен. Точное попадание в смысл – чему тут удивляться, если за дело берется гений. И вот снова, имея что-то в своем сознании, берусь писать, а главное снова ускользает. И снова досада – вес не взят – пишущим мной, но не играющим Рихтером. И все же после всего сказанного об этой поздней записи, признаюсь, что больше привык к старой –
**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**
Но это больше сила привычки, а не умаление роли предлагаемой для сравнения записи.
И вот снова и снова вслушиваюсь: оркестр молчит (ближе к концу первой части) – какой идет музыкальный поток – нечто неземное, сакраментальное.
Кого поставить на первое и второе места – Гульда или Юдину – вряд ли смогу решить. Какие-то фрагменты убеждают то у одного, то у другой, но общая картина в обоих случаях мне весьма неблизка. Причем, с Гульдом часто не согласен принципиально – мне кажутся сентиментальными некоторые фрагменты (по минутам): 2.50-3.10; 3..50; и совсем я против того, что происходит в сольном фрагменте: 7.30-7.43 – странное морендо. Плохо было бы, если бы с его исполнением не был знаком, но слушать это из желания послушать ЭТУ музыку, не стал бы. У Юдиной не нравится тяжесть аккордов, близость “почвы”, в то время, как музыка Баха – музыка высоких сфер. Тем не менее, играет она очень увлеченно и достойно.
Итак, четвертый исполнитель дисквалифицирован, Гульд и Юдина разделили первое и второе места. А Рихтер? – А Рихтер “на большом удалении” (с). Он занимает свое, Рихтера место.
P.S. Не умею писать лаконично. Простите.
P.P.S. Евгения пишет : “Рихтер звучит полно, сильно и зрело, осознанно!”
Трудно не согласиться, но вот “зрело” – как-то неожиданно прозвучало, да еще в применении к 63-летнему Рихтеру. Впрочем, возраст тут не причем – зрелым он был и в молодости.