Рихтер играет Баха

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Вт авг 04, 2009 12:16 pm

SergeCpp писал(а):Посмотрел ссылку http://www.doremi.com/rr.HTM

Искал на той странице "Partita"

Рихтер не исполнял ни одной Партиты (BWV 825-830) Баха?
Да, не исполнял.
Репертуар Рихтера можно посмотреть здесь:
http://sviatoslavrichter.ru/repertoire/

SergeCpp
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн янв 08, 2007 3:00 am
Откуда: At Home
Контактная информация:

Сообщение SergeCpp » Вт авг 04, 2009 12:20 pm

Да, на сайте тут я и посмотрел в первую очередь.

Очень жаль. Тимур, а в дневниках или ещё где (у Монсенжона) - нет об этом (про Партиты) ничего?

И жаль ещё, что не полностью записаны Английские и Французские.

P.S. Интересная передача слов Монсенжона:
http://jenya444.livejournal.com/31109.html
...Монсенжон (куря сигарету на улице под мелким накрапывающим дождиком - нас уже выгнали из аудитории, в которой проходил просмотр фильма) ответил, что Рихтер Гульда очень ценил. И что, услышав Гольдберг вариации в исполнении Гульда, больше никогда их не играл...
* Слово "больше" подразумевает, что играл раньше, это действительно так (вроде бы не играл)?

Или же это вольная передача слов Монсенжона, который, как сказано там же в комментарии "...Блестяще владеет русским языком..." (относится к *)?

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Вт авг 04, 2009 2:43 pm

SergeCpp писал(а): Тимур, а в дневниках или ещё где (у Монсенжона) - нет об этом (про Партиты) ничего?
В дневниках есть несколько записей о партитах, но в контексте прослушивания их в исполнении различных пианистов (Гульда, Ведерникова, Липатти).

О "Гольдберг-вариациях". Рихтер никогда не исполнял их публично. Играл ли для себя - неизвестно. Существует свидетельство Виктора Зеленина, что Рихтер собирался их разучить в конце жизни (наряду с сонатами Скарлатти).

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 29, 2009 12:13 am

На форумклассике попросили выложить концерты Баха. Думаю, что ссылки на них обязательно должны быть и здесь. Итак, приступим. Я думаю, 1-ый Концерт есть у всех, поэтому начинаем со второго. Это любительская запись не самого лучшего качества. Других нет.

BACH
Concerto No.2 for Piano and Orchestra in E, BWV 1053
* 26/6/69 - Tours - Live - Moscow Ch.O./Barshai - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/v7lzjc
http://www.sendspace.com/file/hwa18u
http://www.sendspace.com/file/sg5378
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 29, 2009 12:14 am

Concerto No.3 for Piano and Orchestra in D, BWV 1054
**3/10/93 - Parma - Live - O. di Padova e del Veneto/Bashmet - TELDEC 94245-2(CD)**
http://www.sendspace.com/file/a064e4
http://www.sendspace.com/file/4ixupn
http://www.sendspace.com/file/718aas

ПризнАюсь, что мне не хочется обсуждать, как Рихтер играет Концерты Баха. Это надо слушать. Рихтер играет Баха высоко и естественно. Считаю, что именно так и должна звучать эта музыка. Слушая Рихтера, невольно вспоминаешь сказанное Г.Г.Нейгаузом: “Когда я играю Баха, я в согласии с миром и благословляю его”.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 29, 2009 12:21 am

Думал, что качество 2-го самое плохое. Забыл, что 4-го еще хуже, причем существует единственная его запись:

Concerto No.4 for Piano and Orchestra in A, BWV 1055
* 8/7/69 - Paris - Live - Moscow Chamber O./Barshai - (PT)*

http://www.sendspace.com/file/bfhuj7
http://www.sendspace.com/file/borq8j
http://www.sendspace.com/file/0wm985
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 29, 2009 1:33 am

Concerto No.5 for Piano and Orchestra in f, BWV 1056

* 5/12/64 - Paris - Live - ORTF/Maazel - DOREMI DHR-7872 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/k0vst0
http://www.sendspace.com/file/ltz9k8
http://www.sendspace.com/file/s1c7x3
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 29, 2009 1:34 am

Concerto No.6 for Piano and Orchestra in F, BWV 1057
* 25/6/78 - Tours - Live - Munich Bach O./K.Richter - (PT)*

http://www.sendspace.com/file/hg129r
http://www.sendspace.com/file/ljjz4r
http://www.sendspace.com/file/59hulr
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 29, 2009 1:35 am

Concerto No.7 for Piano and Orchestra in g, BWV 1058
**3/10/93 - Parma - Live - O.di Padova e del Veneto/Bashmet - TELDEC 94245-2(CD)**

http://www.sendspace.com/file/dw1q0s
http://www.sendspace.com/file/vmamd8
http://www.sendspace.com/file/e9txwt
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс сен 13, 2009 7:37 pm

По просьбе одного из участников форумклассики продолжаю выкладывать записи Рихтера. Думаю, многим будет интересно. Снова Бах. Теперь Французские сюиты. Думаю, официальные записи приобрести можно и сейчас, а вот любительские – вряд ли. На мой взгляд, качество звучания этих любительских очень неплохое. Предлагаю записи, сделанные в Минске. Не раз отмечал, что здесь ему игралось как-то особенно хорошо. По крайней мере, результат неизменно бывал прекрасный. Уже как-то писал, что, по мнению знаменитых музыкантов, исполнение Концерта Шумана в Минске лучшее среди существующих его записей этого Концерта.
Итак,

BACH
French Suite No.2 in c, BWV 813
* 27/5/91 - Minsk - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/f64icl

French Suite No.4 in E-flat, BWV 815
* 27/5/91 - Minsk - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/2weizk

French Suite No.6 in E, BWV 817
* 27/5/91 - Minsk - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/3bm6q5
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс сен 13, 2009 8:54 pm

И еще

BACH
French Overture in b, BWV 831
23/2/91 - Roanne - Live - (PT)

И бис с того же концерта:
Minuet in G, BWV 843

http://www.sendspace.com/file/5g1umj

В том концерте он играл также Французские сюиты №№ 2, 4, 6.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн сен 21, 2009 3:53 am

Репетиция 2-ой части 1-го Концерта Баха (видео):

**25/6/78 - Tours - Live - Munich Bach O./K.Richter - excerpt - WARNER/NVCARTS 23029-3 /3984-23029-2 (DVD)** [N]

http://www.sendspace.com/file/dpsbn6

С помощью Winamp не открывается. Получилось проиграть с помощью PowerDVD.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Чт сен 24, 2009 1:10 am

На форумклассике было предложено обсудить записи 1-го Концерта Баха в исполнении Гульда, Юдиной, Рихтера и Пиннока (сообщение 2440):
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 7&page=244
Решил разместить и на нашем форуме свой ответ. Хотелось бы, чтобы и наши участники послушали и высказались.

Четвертое слушал полминуты и четыре секунды. Больше не смог. И так студенты днем достали, а теперь еще вот это (см. мою подпись). Придя с работы, прочитал, что таков XXI-ый век. Если поверить этому заявлению – я не поверил – то ничего содержательного в наступившем веке ожидать не приходится. Слава Богу, есть вселяющие надежду контрпримеры. (Жаль, пока не получил позволения выложить, правда, другую музыку, сыгранную представительницей нашего века.) Остальные три исполнителя демонстрируют заинтересованность и любовь к произведению. Каждый готов отстаивать каждый звук, каждую мысль, им выраженную. Если бы я был пианистом, обязательно играл бы 1-ый Концерт. Какая радость – играть эту бесхитростную, глубокую и живую музыку! Она где-то в основе основ. Солист должен, по моему разумению (всюду будет сугубо мое разумение, так что, инакомыслящие, не взыщите), вести за собой, но не устраивать свой бенефис – не тот случай. Здесь надо служить – Баху, музыке, благодарить Творца за то, что хоть иногда посылает таких людей, способных выразить такое. И вот приходит черед исполнителя проникнуть в тайну и открыть истину нам. Каждый из трех – адепт, явивший свою систему ценностей. Слушая, ловил себя на мысли, что людям вот такого вот склада мыслей чувств должно нравиться “то”, и вряд ли другое “это”. Переубеждать их – ненужная деятельность. Это, как если меня будут убеждать, что уже не раз было, что нужно любить кошек, что они ах, какие. А я не могу себя пересилить, более того, не хочу и не буду!
Бах немыслим без ровности, которая должна быть завораживающей, вводящей душу в особое возвышенное состояние. Ровность же эта – не мертвый метр, а живой ритм, вибрирующий внутри, заставляющий душу ликовать, соучаствовать, прожить эти минуты высоко, оторвавшись от будничного. Могу себе представить состояние людей мыслящих и чувствующих, находившихся в тот далекий вечер в БЗК (25/3/7. Не сомневаюсь – они “вибрировали” – а ведь как Маэстро точно писал в своих дневниках: “я вибрирую”. Это пример единения исполнителей в общем стремлении, служении. Замечательный музыкант, дирижер, Юрий Ильич Николаевский, выполнял свою функцию, делая это честно и скрупулезно, но подлинным вдохновителем был солист. Помню концерт памяти Рихтера в Киеве – 22-е марта 1998 г. – первый день рождения без именинника (20-го концерт был в Москве, но с другими участниками). Гутман выступала с Николаевским, причем он специально прилетел из Израиля. После концерта собрались у него в номере помянуть великого Музыканта. Пили “Оксамыт Україны”, который Рихтеру когда-то у нас очень понравился. Мне было интересно услышать об их совместной работе. Юрий Ильич с большим уважением к Святославу Теофиловичу рассказывал о репетициях, концертах. Это действительно было плодотворное содружество, дававшее возможность великому пианисту воплотить свое видение исполняемых произведений. Вот Рихтер говорил, что не любит анализ. А его прочтение можно воспринимать как результат глубочайшего анализа, выверенности и затем идеального воплощения. Думаю, что ему, органично чувствующему природу всякой музыки, анализ и не нужен. Точное попадание в смысл – чему тут удивляться, если за дело берется гений. И вот снова, имея что-то в своем сознании, берусь писать, а главное снова ускользает. И снова досада – вес не взят – пишущим мной, но не играющим Рихтером. И все же после всего сказанного об этой поздней записи, признаюсь, что больше привык к старой –
**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**
Но это больше сила привычки, а не умаление роли предлагаемой для сравнения записи.
И вот снова и снова вслушиваюсь: оркестр молчит (ближе к концу первой части) – какой идет музыкальный поток – нечто неземное, сакраментальное.
Кого поставить на первое и второе места – Гульда или Юдину – вряд ли смогу решить. Какие-то фрагменты убеждают то у одного, то у другой, но общая картина в обоих случаях мне весьма неблизка. Причем, с Гульдом часто не согласен принципиально – мне кажутся сентиментальными некоторые фрагменты (по минутам): 2.50-3.10; 3..50; и совсем я против того, что происходит в сольном фрагменте: 7.30-7.43 – странное морендо. Плохо было бы, если бы с его исполнением не был знаком, но слушать это из желания послушать ЭТУ музыку, не стал бы. У Юдиной не нравится тяжесть аккордов, близость “почвы”, в то время, как музыка Баха – музыка высоких сфер. Тем не менее, играет она очень увлеченно и достойно.
Итак, четвертый исполнитель дисквалифицирован, Гульд и Юдина разделили первое и второе места. А Рихтер? – А Рихтер “на большом удалении” (с). Он занимает свое, Рихтера место.

P.S. Не умею писать лаконично. Простите.

P.P.S. Евгения пишет : “Рихтер звучит полно, сильно и зрело, осознанно!”
Трудно не согласиться, но вот “зрело” – как-то неожиданно прозвучало, да еще в применении к 63-летнему Рихтеру. Впрочем, возраст тут не причем – зрелым он был и в молодости.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Чт сен 24, 2009 3:17 am

Еще один видеофрагмент – Рихтер рассказывает о себе по-немецки. Тур, 25/6/78.

http://www.sendspace.com/file/kaedfi
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Чт сен 24, 2009 9:10 pm

И вдруг у кого-то нет:

BACH
Concerto No.1 for Piano and Orchestra in d, BWV 1052

* 8/6/54 - Prague - Czech P.O./Talich - SUPRAPHON COCO-80745 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/x2f681
http://www.sendspace.com/file/lfgoa5
http://www.sendspace.com/file/z4hofh

* 9/6/54 - Prague - Live - Czech P.O./Talich - PANTON 81100551-52 (LP)*
http://www.sendspace.com/file/wn84jh
http://www.sendspace.com/file/naczvm

**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/zog2az
http://www.sendspace.com/file/i8c88h
http://www.sendspace.com/file/i8aep6
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить