Рихтер играет Баха

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн сен 21, 2009 3:53 am

Репетиция 2-ой части 1-го Концерта Баха (видео):

**25/6/78 - Tours - Live - Munich Bach O./K.Richter - excerpt - WARNER/NVCARTS 23029-3 /3984-23029-2 (DVD)** [N]

http://www.sendspace.com/file/dpsbn6

С помощью Winamp не открывается. Получилось проиграть с помощью PowerDVD.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Чт сен 24, 2009 1:10 am

На форумклассике было предложено обсудить записи 1-го Концерта Баха в исполнении Гульда, Юдиной, Рихтера и Пиннока (сообщение 2440):
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 7&page=244
Решил разместить и на нашем форуме свой ответ. Хотелось бы, чтобы и наши участники послушали и высказались.

Четвертое слушал полминуты и четыре секунды. Больше не смог. И так студенты днем достали, а теперь еще вот это (см. мою подпись). Придя с работы, прочитал, что таков XXI-ый век. Если поверить этому заявлению – я не поверил – то ничего содержательного в наступившем веке ожидать не приходится. Слава Богу, есть вселяющие надежду контрпримеры. (Жаль, пока не получил позволения выложить, правда, другую музыку, сыгранную представительницей нашего века.) Остальные три исполнителя демонстрируют заинтересованность и любовь к произведению. Каждый готов отстаивать каждый звук, каждую мысль, им выраженную. Если бы я был пианистом, обязательно играл бы 1-ый Концерт. Какая радость – играть эту бесхитростную, глубокую и живую музыку! Она где-то в основе основ. Солист должен, по моему разумению (всюду будет сугубо мое разумение, так что, инакомыслящие, не взыщите), вести за собой, но не устраивать свой бенефис – не тот случай. Здесь надо служить – Баху, музыке, благодарить Творца за то, что хоть иногда посылает таких людей, способных выразить такое. И вот приходит черед исполнителя проникнуть в тайну и открыть истину нам. Каждый из трех – адепт, явивший свою систему ценностей. Слушая, ловил себя на мысли, что людям вот такого вот склада мыслей чувств должно нравиться “то”, и вряд ли другое “это”. Переубеждать их – ненужная деятельность. Это, как если меня будут убеждать, что уже не раз было, что нужно любить кошек, что они ах, какие. А я не могу себя пересилить, более того, не хочу и не буду!
Бах немыслим без ровности, которая должна быть завораживающей, вводящей душу в особое возвышенное состояние. Ровность же эта – не мертвый метр, а живой ритм, вибрирующий внутри, заставляющий душу ликовать, соучаствовать, прожить эти минуты высоко, оторвавшись от будничного. Могу себе представить состояние людей мыслящих и чувствующих, находившихся в тот далекий вечер в БЗК (25/3/7. Не сомневаюсь – они “вибрировали” – а ведь как Маэстро точно писал в своих дневниках: “я вибрирую”. Это пример единения исполнителей в общем стремлении, служении. Замечательный музыкант, дирижер, Юрий Ильич Николаевский, выполнял свою функцию, делая это честно и скрупулезно, но подлинным вдохновителем был солист. Помню концерт памяти Рихтера в Киеве – 22-е марта 1998 г. – первый день рождения без именинника (20-го концерт был в Москве, но с другими участниками). Гутман выступала с Николаевским, причем он специально прилетел из Израиля. После концерта собрались у него в номере помянуть великого Музыканта. Пили “Оксамыт Україны”, который Рихтеру когда-то у нас очень понравился. Мне было интересно услышать об их совместной работе. Юрий Ильич с большим уважением к Святославу Теофиловичу рассказывал о репетициях, концертах. Это действительно было плодотворное содружество, дававшее возможность великому пианисту воплотить свое видение исполняемых произведений. Вот Рихтер говорил, что не любит анализ. А его прочтение можно воспринимать как результат глубочайшего анализа, выверенности и затем идеального воплощения. Думаю, что ему, органично чувствующему природу всякой музыки, анализ и не нужен. Точное попадание в смысл – чему тут удивляться, если за дело берется гений. И вот снова, имея что-то в своем сознании, берусь писать, а главное снова ускользает. И снова досада – вес не взят – пишущим мной, но не играющим Рихтером. И все же после всего сказанного об этой поздней записи, признаюсь, что больше привык к старой –
**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**
Но это больше сила привычки, а не умаление роли предлагаемой для сравнения записи.
И вот снова и снова вслушиваюсь: оркестр молчит (ближе к концу первой части) – какой идет музыкальный поток – нечто неземное, сакраментальное.
Кого поставить на первое и второе места – Гульда или Юдину – вряд ли смогу решить. Какие-то фрагменты убеждают то у одного, то у другой, но общая картина в обоих случаях мне весьма неблизка. Причем, с Гульдом часто не согласен принципиально – мне кажутся сентиментальными некоторые фрагменты (по минутам): 2.50-3.10; 3..50; и совсем я против того, что происходит в сольном фрагменте: 7.30-7.43 – странное морендо. Плохо было бы, если бы с его исполнением не был знаком, но слушать это из желания послушать ЭТУ музыку, не стал бы. У Юдиной не нравится тяжесть аккордов, близость “почвы”, в то время, как музыка Баха – музыка высоких сфер. Тем не менее, играет она очень увлеченно и достойно.
Итак, четвертый исполнитель дисквалифицирован, Гульд и Юдина разделили первое и второе места. А Рихтер? – А Рихтер “на большом удалении” (с). Он занимает свое, Рихтера место.

P.S. Не умею писать лаконично. Простите.

P.P.S. Евгения пишет : “Рихтер звучит полно, сильно и зрело, осознанно!”
Трудно не согласиться, но вот “зрело” – как-то неожиданно прозвучало, да еще в применении к 63-летнему Рихтеру. Впрочем, возраст тут не причем – зрелым он был и в молодости.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Чт сен 24, 2009 3:17 am

Еще один видеофрагмент – Рихтер рассказывает о себе по-немецки. Тур, 25/6/78.

http://www.sendspace.com/file/kaedfi
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Чт сен 24, 2009 9:10 pm

И вдруг у кого-то нет:

BACH
Concerto No.1 for Piano and Orchestra in d, BWV 1052

* 8/6/54 - Prague - Czech P.O./Talich - SUPRAPHON COCO-80745 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/x2f681
http://www.sendspace.com/file/lfgoa5
http://www.sendspace.com/file/z4hofh

* 9/6/54 - Prague - Live - Czech P.O./Talich - PANTON 81100551-52 (LP)*
http://www.sendspace.com/file/wn84jh
http://www.sendspace.com/file/naczvm

**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/zog2az
http://www.sendspace.com/file/i8c88h
http://www.sendspace.com/file/i8aep6
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение M.I. » Вс сен 27, 2009 7:53 pm

Yuriy писал(а): Могу себе представить состояние людей мыслящих и чувствующих, находившихся в тот далекий вечер в БЗК (25/3/7. Не сомневаюсь – они “вибрировали”...
...И все же после всего сказанного об этой поздней записи, признаюсь, что больше привык к старой –
**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**
Эта запись может быть названа эталонной. Она очень чёткая и внушительная. Но не самая любимая для меня, в ней сильно настроения сурового аскетизма.
В концертной записи из Праги, представленной Yuriy, совсем другое дело! Она звучит мягче и увлекательнее, хотя и несколько менее весомо. Вот она, способность Рихтера играть по-разному одно и то же произведение! В этой записи интересно соотношение оркестра и рояля: оркестр и окружает рояль, и служит его продолжением. С одного прослушивания можно полюбить эту запись.
Что касается исполнения 25.03.1978 года, то тут другая картина. Я его слушал тогда с благовейным оцепенением, как, возможно, и весь зал. Невольно сравнивал с записью на извесной пластинке (**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**), и это, признаюсь, несколько мешало. Само же исполнение 25.03.1978 было иным. На пластинке оно очень... оголённое, что-ли. А на концерте это был как-бы портрет лица под вуалью - лицо достаточно хорошо видно, но, всё же, через вуаль. И это, возможно лучшее, чем на пластинке, исполнение озадачивало.
Yuriy писал(а):Вот Рихтер говорил, что не любит анализ. А его прочтение можно воспринимать как результат глубочайшего анализа, выверенности и затем идеального воплощения. Думаю, что ему, органично чувствующему природу всякой музыки, анализ и не нужен.
Слушая Рихтера, я анализ не ощущал. Восприятие музыки через Рихтера подобно тому, как иногда воспринимаешь пейзаж в чудесный прохладный осенний день. Воздух чрезвычайно прозрачен, и видны далёкие окрестности, и вся картина в целом ясна, а слово "анализ" даже на ум не приходит, потому, что перед тобой не нарисованный пейзаж, а природный, естественный.
Последний раз редактировалось M.I. Вс сен 27, 2009 8:14 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение M.I. » Пн сен 28, 2009 12:32 am

Yuriy писал(а):...И все же после всего сказанного об этой поздней записи, признаюсь, что больше привык к старой –
**22/4/55 - Moscow - USSR State S.O./Sanderling - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)**
Не удержался, и переслушал вновь вторую часть концерта Баха в этой записи. Есть общее со студийной записью концерта Моцарта № 20 с Вислоцки, а именно полная безупречность, завершённость исполнения. Разница, однако, в том, что у Моцарта концерт воспринимается как архитектурное сооружение, построенное с помощью циркуля и линейки, с геометрической точностью. У Баха же музыка словно подслушана где-то, или записана под диктовку.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Ср ноя 04, 2009 4:35 am

Из самых дорогих и любимых записей:

BACH
English Suite No.6 in d, BWV 811
* 18/4/91 - Minsk - Live - (PT)*

http://www.sendspace.com/file/tvl58e
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Ср ноя 04, 2009 2:33 pm

Тем временем продолжаю. Тем более, прочитав удивительное сообщение минчанина (#411):
http://www.classicalforum.ru/index.php? ... icseen#new

* 18/4/91 - Minsk - Live - (PT)* :

English Suite No.3 in g, BWV 808
http://www.sendspace.com/file/ocipqs

English Suite No.4 in F, BWV 809
http://www.sendspace.com/file/beucw4

Всегда очень интересны свидетельства живых людей, присутствовавших в концертах много лет тому назад. Это всегда свое, личное, непрочитанное в статьях.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт июл 07, 2011 10:17 pm

Тут у меня возник вопрос. Для какого инструмента писал Бах клавирные сочинения, ныне исполняемые на рояле? Есть, например, на рессурсе http://classic-online.ru/ru/production/2893
такие заголовки:

Бах Иоганн Себастьян - BWV 1054 Концерт для клавесина и струнных №3 Ре-мажор
Переложение скрипичного концерта BWV 1042
3/10/93 - Парма. Дир. Ю.Башмет.

Не помню точно, в концерте № 3 или № 7, или в каждом из них в составе оркестра, аккомпанирующего роялю, присутствует клавесин. Конечно, эти концерты есть переложение соответствующего скрипичного концерта для клавирного инструмента, но для какого именно: для фортепиано или ещё для одного клавесина?
И потом, если фортепиано может заменить в переложении скрипку, то есть ли у клавесина соответствующие возможности?
Может быть, кто-то объяснит?

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пт июл 08, 2011 1:05 am

M.I. писал(а):Тут у меня возник вопрос. Для какого инструмента писал Бах клавирные сочинения, ныне исполняемые на рояле?
Для клавесина и/или клавикорда. Фортепиано во времена Баха было еще очень несовершенно и не было распространено.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение Владимир » Сб сен 03, 2011 11:37 pm

На примере исполнения Рихтером различных вещей И.С.Баха, понял, чем так завораживает Бах.
К тому-же известен нам и Гленн Гульд, боготворивший Баха, а не например, Моцарта.

Вероятно тем Бах настолько нас притягивает, что он, в отличие от Моцарта, свою гениальность искусно и педантично маскирует.

Когда-то хочется услышать неприкрытую гениальность, а когда-то замаскированную.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс дек 18, 2011 10:42 pm

Принято считать, что Рихтер не давал интервью. Это не совсем так, хотя, действительно, он никогда не стремился к публичности. Известен его ответ: `Мои интервью - мои концерты`.
Лучше не скажешь. Но вот вспомнилась заметка из газеты `Правда` от 16-го мая 1978-го года, посвященная концерту с шубертовской программой в «Итальянском дворике» ГМИИ им.Пушкина от 15/4/1978. Вот фрагмент оттуда, касающийся данной темы:

- Недавно прошли баховские вечера в Большом зале Московской консерватории, где вы играли с камерным ансамблем…
- Это новая работа с коллективом молодых музыкантов. Репетировали увлеченно. Игра в ансамбле побуждает к поиску гармонии художественного целого. Кроме того, мои юные коллеги сами по себе интересны как исполнители…
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Вт апр 17, 2012 2:19 pm

Начал понемногу выкладывать разные редкие записи. Кажется, когда-то здесь уже давал ссылки, но они уже недействительны. Вчера получил совет по поводу архивирования в "личку". Воспользоваться им не смог, т.к. не нашел соответствующей опции, поэтому делаю всё по-старому.
Итак, первое отделение замечательного концерта:
http://www.sendspace.com/file/qeiwto

170 МБ, flac

Bach
Fantasia and Fugue in a, BWV 904
Toccata No.3 in D, BWV 912
Sonata in d, BWV 964

Святослав Рихтер
5/1/93 - Сиена (любительская запись)

Выложил запись только первого отделения концерта. Во втором Рихтер исполнил 22-ю и 23-ю сонаты Бетховена. Не стал их выкладывать из-за плохого качества. В 3-ей части "Аппассионаты" звук дрожит, и слушать без огорчения невозможно. Первая часть звучит нормально. Исполнение замечательное. Разумеется, оно не дублирует эпохальную московскую запись 9/06/60, но по-рихтеровски грандиозно.
Обращаю внимание на Фантазию и Фугу ля минор, BWV 904. Она не издавалась. Издавалась BVW 944 (по этому поводу в каталоге Тейлора путаница). Рихтер начал играть BWV 904 довольно поздно - первое исполнение состоялось 19/07/1992 в Пиннеберге. Сыграл он её всего 5 раз:
19/7/92 - Pinnenberg I
* 20/7/92 - Haseldorf - Live - (PT)*
23/7/92 - Schleswig
* 5/1/93 - Siena - Live - (PT)*
* 19/1/93 - Messina - Live - beginning missing - (PT)* [N]

P.S. Замечу, что Рихтер пишет "Пиннеберг", а не "Пинненберг".
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Вс окт 07, 2012 3:52 pm

По просьбе некоторых «погруженцев» начал выкладывать поздние записи Баха.

BACH
French Suite No.2 in c, BWV 813
French Suite No.4 in E-flat, BWV 815
French Suite No.6 in E, BWV 817

27/05/91 - Minsk - Live - (PT)
http://narod.ru/disk/62128902001.5e78bb ... c.zip.html
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Пн окт 08, 2012 1:40 am

BACH
French Overture in b, BWV 831
14/6/91 - Tours - Live - Echo encored - (PT)
151 МБ, flac

Запись была сделана 14/06/1991 в день открытия XXVIII-го фестиваля в Мэле (возле Тура). Тема фестиваля: «Бах и Гайдн в амбаре Мэле». Рихтер дал тогда четыре концерта, сыграв Французскую увертюру и Французские сюиты (№№2, 4, 6), Английские сюиты (20/06 - №№1, 3, 4, 6), 27/06 – три сонаты Баха, Каприччио E-dur, 4 Дуэта и Итальянский концерт, 30/06 – Концерты Баха №№ 3, 7 с камерным оркестром им.Листа под управлением Яноша Роллы (закрытие фестиваля, концерт памяти Олега Кагана).

http://www.sendspace.com/file/duyspx
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить