Рихтер играет Баха

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера

Re: "Объективность" Рихтера

Сообщение Yuriy » Вт сен 26, 2006 3:58 pm

Не утихают и, думаю, не утихнут споры по поводу того, как же “правильно” играть Баха. Нам известны разные направления и яркие музыкальные личности, представляющие эти направления. Вопрос в том, что мы хотим слышать в этой вечной музыке. Здесь возможны и стилизация под старину, и выявление почти математических закономерностей, и отстраненность от чего-то конкретного в поисках глубинного смысла. Музыка Баха, как мне представляется, пророческая по своей сути и предназначению. Как же трактовать пророка? Не хотелось бы проводить аналогию с Писанием. Читая одни и те же богодухновенные тексты много раз, бывает, не обращаешь внимание на какое-то слово, которое, оказывается, перекликается с ранее высказанными мыслями из других его книг и только собрав все воедино, начинаешь понимать истинный смысл, глубину и значение.
Трудно объяснить человеку, жаждущему аутентичности ради аутентичности или любящему украшения, что более глубокого осмысления гораздо правильнее отрешиться от всего этого, а все эти завитушки должны отступить на задний план, выполнив свою, но некую иную роль, что создаст более возвышенный и содержательный образ. Что “лучше” в античной архитектуре – витиеватый коринфский стиль или строгий дорический? Как объяснить человеку, привыкшему к ублажению плоти, что духовное состояние, соответствующее посту, наполнено высоким содержанием, после которого входишь в праздник с чистым сердцем, и праздник действительно обретает по-настоящему высокий духовный смысл? И пост не есть угрюмое состояние души, здесь есть своя радость, но качественно иного характера. В искусстве испокон веков борются и соседствуют разные направления, течения, системы ценностей. А уж в музыке и подавно! Музыка Баха, наверно, как никакая другая, призвана устремлять наш ум к высоким духовным областям. “Когда я играю Баха, я в согласии с миром и благословляю его!” – эти замечательные слова принадлежат Г.Г. Нейгаузу. Кто способен донести через века баховское пророчество и благословение? С точки зрения раздумий о смысле и значении этой музыки и “требований”, предъявляемых к исполнителю, для меня ответ очевиден – это Святослав Рихтер! Мне всегда казалось, что Бах обращался больше не к современникам, а к далеким потомкам, которые смогут по-настоящему проникнуть в суть его далеко выходящих за рамки профессиональных задач прозрений. И как это играть, тем более, что у Баха почти нет многих нужных для исполнителя указаний? – Безусловно, стараясь не привносить своего, избежать собственной “трактовки”, но попав в смысл музыки. Но человеческая индивидуальность так или иначе накладывает свой отпечаток… И как попадать в этот смысл? Это вопросы трансцендентного характера. Вот где и проявляется не только гений композитора, но и гений исполнителя, исполняющего пророчество. Еще в далеких 50-ых Рихтер, играя Первый концерт Баха (а фрагмент из него когда-то показывали по TV), задвигал рояль вглубь оркестра, показывая, что он один из исполнителей и никак не солист. Этот его жест усиливал состояние возвышенной отрешенности, царившее во время музицирования.
Вспомним запись 48-го года 3-eй Английской сюиты. Многие ведь не хотели этого понимать да и сейчас не понимают. Мне один музыкант-педагог говорил: “Что это за исполнение? – Гамма вверх, гамма вниз!” И что возразишь, если в его аскетическом исполнении высокая, даже высшая простота, если он поднимается на такие высоты, что кому-то там нечем дышать? Это уже проблемы с системой ценностей у слушателей, а не Рихтера. А ведь он ничего никому и не навязывал. Принимающие его искусство находили и продолжают находить там откровения, питающие душу, позволяющие сохранить интьерес к жизни в разных, порой не всегда благоприятных обстоятельствах. И это не пустая фраза, если вспомнить недавнюю нашу историю… Одна ныне покойная замечательная представительница русской интеллигенции рассказывала мне, как в тяжелые годы гражданской войны они собирались по вечерам и читали Гумилева…
Рихтер, как и свойственно людям, менял взгляды на исполнение некоторых музыкальных произведений. Я имею в виду не то, что иные исполнения, оставаясь концептуально почти неизменными, приобретали более совершенное звучание. Иногда прочтение все же претерпевало заметные изменения. Так случилось и с 3-ей Английской. Принимая абсолютно и полностью старую запись, как относиться к новой? Но на то он и Рихтер, чтобы, находя новое, убеждать! Для меня эти исполнения уживаются, не мешая и не противореча друг другу. Лучшей записью позднего периода считаю сделанную (неофициально) в Минске 18/4/91. Там же он сыграл и 4-ую и 6-ую Английские сюиты. Именно тогда в 6-ой он превзошел, как мне кажется, все сделанные им ранее официальные записи.
Нечто аналогичное мы замечаем и в его трактовке того же 1-го Концерта (28/3/78, Москва). Она сделалась, возможно, более выпуклой, но ничего не утратилось, сохранилась высота и объективность. Осталось “согласие с миром”, остались непреходящие ценности. Снова он дал нам ощутить вневременное содержание баховской музыки.
В свое время потрясением был 5-ый Бранденбургский концерт, показывавшийся неоднократно по TV. Эта запись существует и сейчас:
26/3/78 - Moscow - Live - M.Cons.O./Nikolayevsky - DREAM TIME JPBC-13804 (DVD)
Он как бы прорастал сквозь оркестр, становясь поистине вездесущим!
Настоящим подвигом можно назвать исполнение им в поздний период творчества всех концертов Баха для одного клавира.
Не встречал людей равнодушных к его исполнению Фантазии до минор, BWV 921 (напр., 7/9/93 - Bonn - Live - LIVE CLASSICS LCL 471).
О ХТК в его исполнении можно писать целое исследование. Зная возражения разных любителей и профессионалов, не могу добиться связного ответа, как можно быть равнодушным, например, к прелюдиям и фугам до минор, ми бемоль минор или си минор из 1-го тома.
Будучи знакомым со всем его баховским репертуаром, упомянул лишь немногие произведения и записи. Нельзя объять необъятное! (с)
Могу сказать, что, желая послушать музыку Баха и зная записи разных музыкантов, давно выбрал Рихтера и для себя сделал вывод, что выбор правильный и единственный.
Yuriy
 
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение Stranger » Вс окт 01, 2006 5:25 pm

Среди рихтеровского Баха я для себя особенно выделяю позднюю студийную запись клавирных сонат и дуэтов (1991).
В этой записи возвышенный стиль Рихтера проявился в сочетании с кристальной ясностью исполнения.
Stranger
Moderator
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение GMSh » Пт окт 27, 2006 11:16 pm

Записи 1948 г. (BWV 944, 971, 808) - я думаю, что Бах снял бы шляпу :)
GMSh
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Сб май 20, 2006 8:39 am
Откуда: Москва

Сообщение timalism » Сб окт 28, 2006 12:21 am

Лично мне очень хочется послушать запись арий Баха с Ниной Дорлиак и Рихтером. Думаю, это должно быть прекрасно.

А запись Фантазии и фуги a-moll (1948) просто великолепна!
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Рихтер играет Баха.

Сообщение M.I. » Ср фев 14, 2007 12:55 am

А до меня Бах начал доходить только по выступлениям и, особенно, по записям Рихтера 1990-ых годов. Только теперь, исходя их впечатлений 90-ых, пытаюсь понять его исполнения Баха более ранних лет. А в исполнениях других пианистов Бах до меня вообще не доходит. Каюсь.
M.I.
 
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение SergeCpp » Ср апр 04, 2007 8:30 pm

Я слушал 1-ю часть из 1 тома ХТК (там, где эти 8 нот)

У Чубрика скачал

Как-то мне показалось гладким исполнение этих 8 нот в начале...

Я не говорю плохим, нет! Мне вот Гульд ближе, хотя у него тоже какая-то несообразность в этих 8 нотах. Я не умею умно сказать, дилетант, но ведь всем ясно о чём я.

У Леонхардта ещё слушал - клавесин там. Вот это понравилось больше.

Вот такое мнение.
SergeCpp
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн янв 08, 2007 4:00 am
Откуда: At Home

Сообщение M.I. » Чт апр 05, 2007 10:51 pm

Нельзя ли точно указать, что Вы слушали, № прелюдии и фуги? Очень интересно.
M.I.
 
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение SergeCpp » Пт апр 06, 2007 11:31 pm

Я слушал 1-ю часть из 1 тома ХТК (там, где эти 8 нот)

В 1 томе 24 части. Вот первую я и слушал (это прелюдия и фуга, кажется).

У Чубрика это самый первый файл в 1 томе. Именно её я слушал. И Гульд там же.

К сожалению, файлы у Чубрика до 9 апреля не доступны.
(объявление там)
SergeCpp
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн янв 08, 2007 4:00 am
Откуда: At Home

Сообщение timalism » Пт апр 06, 2007 11:33 pm

SergeCpp писал(а):Я слушал 1-ю часть из 1 тома ХТК (там, где эти 8 нот)
В 1 томе 24 части. Вот первую я и слушал (это прелюдия и фуга, кажется).

Очевидно, имеется в виду прелюдия и фуга C-dur.
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение Владимир » Вс апр 08, 2007 10:15 pm

Восхищаюсь с-moll-ной прелюдией из первого тома ХТК (в исполнении Рихтера). В конце прелюдии, там, где Presto, он играет с большим ускорением, необычайно сочным звуком. (виниловые диски, запись середины 70-годов).
Не понимаю, почему многие считают, что лучший исполнитель Баха- Гленн Гульд. Безусловно, Гленн Гульд блестяще играет Баха.
Но Рихтер, играет Баха по-другому. Его звук сочней. Лично мне больше нравиться исполнение Рихтера.
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: "Объективность" Рихтера

Сообщение M.I. » Вс апр 08, 2007 11:23 pm

Yuriy писал(а):Вспомним запись 48-го года 3-eй Английской сюиты. Многие ведь не хотели этого понимать да и сейчас не понимают. Мне один музыкант-педагог говорил: “Что это за исполнение? – Гамма вверх, гамма вниз!”


Ассоциация. Инженер-преподаватель говорит о двигателе внутренненго сгорания :"Ну, что это за машина? Поршень вверх, поршень вниз..." А то, что этот двигатель переводит химическую энергию топлива в механическую работу и обеспечивает работу автомобильного, железнодорожного, водного транспорта (а в недавнем времени - и авиации) для него неважно.
А вот курьёз. Тридцать лет назад я прослушивал с одной молодой преподавательницей музыкальной школы пластинку с ХТК. Вдруг она говорит: "Это место Рихтер неправильно играет" - Почему ты так думаешь? - спрашиваю. Ответ: "А нам в школе не так давали".
M.I.
 
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Yuriy » Пн апр 09, 2007 3:34 am

Владимир писал(а):Восхищаюсь с-moll-ной прелюдией из первого тома ХТК (в исполнении Рихтера).

Не понимаю, почему многие считают, что лучший исполнитель Баха- Гленн Гульд.


А что Вы скажете по поводу c-moll-ной у Гульда? У меня его трактовка вызывает почти протест.
Yuriy
 
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение zemfiroman » Пн апр 09, 2007 4:07 am

Yuriy писал(а):А что Вы скажете по поводу c-moll-ной у Гульда? У меня его трактовка вызывает почти протест.

Думаю, Ваша реакция была запланирована Гульдом. К тому же он, наверняка, тоже играл эту прелюдию (фуга, по-моему, исполнена вполне в духе музыки), до некоторой степени "в знак протеста" (против стандартного исполнения).
Но, согласитесь, его исполнение даёт новый взгляд на это произведение. Конечно, вряд ли кто-либо поспешит следовать такой интерпретации, но "смещение координат", очевидно запланированное Гульдом, может в чём-то помочь последующим исполнителям...
zemfiroman
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Вс фев 11, 2007 6:33 pm
Откуда: Москва

Сообщение Yuriy » Вт апр 10, 2007 2:10 am

zemfiroman писал(а):... он, наверняка, тоже играл эту прелюдию (фуга, по-моему, исполнена вполне в духе музыки), до некоторой степени "в знак протеста" (против стандартного исполнения).
Но, согласитесь, его исполнение даёт новый взгляд на это произведение. Конечно, вряд ли кто-либо поспешит следовать такой интерпретации, но "смещение координат", очевидно запланированное Гульдом, может в чём-то помочь последующим исполнителям...


Я, к счастью, не исполнитель, а слушатель-дилетант. В искусстве мне не может быть интересен протест против "догм", с которыми почему-то надо бороться. Да и не догма это вовсе, в особенности у Рихтера, а одухотворенное прочтение. Эти прелюдия и фуга - один из перлов в гениальном макете мироздания по имени "ХТК". Там все на месте, все идеально пригнано, все измерено, и это совсем не ловушка для духа, из которой надо во что бы то ни было выбраться, ломая традиции и бросая вызов... И объект это многомерный, его размерность даже трудно определить. Гульд, по-моему, не "смещает координаты" - его преобразование не гомеоморфно, какие-то размерности он теряет, пытаясь втиснуть великое произведение в построенное по собственному усмотрению прокрустово ложе.
Не хочу задеть чьи-либо чувства своим заявлением, тем более в эти праздничные дни. Сказал, как мог, и что думал.
Yuriy
 
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение Владимир » Вт апр 10, 2007 11:39 am

Да, Yuriy, мне то-же исполнение Гленном Гульдом второй прелюдии из 1 тома ХТК не очень нравиться из-за медленного темпа, чрезмерного
stakkatto, и то, что концовку, там где Presto, он (на мой взгляд медленно играет).
Но такие как до-диез-мажорная прелюдия и фуга, ля-минорная он.....
очень хорошо играет. Надо это признать.
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

След.

Вернуться в Записи Рихтера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron