Страница 1 из 1

Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Вс сен 09, 2012 9:42 pm
Yuriy
Сегодня, 9-го сентября, у меня состоялась долгожданная встреча с БрунО Монсенжоном. Он ожидал самолета в Париж, и мы смогли общаться в течение более, чем двух часов. Было очень интересно услышать подлинные истории о Рихтере. И еще я почувствовал в нем единомышленника. В чем это проявилось? Человек видит, понимает и любит в Рихтере детскую непосредственность, чистоту, настрой на высокое, его сознательный уход в свой личный мир, где нет места мелкому и суетному. Восхищение этими качествами великого музыканта и человека было задавало настроение нашей беседы.
Простившись, я начал вспоминать – о чем же мы говорили? В первые минуты ничего конкретного в голову не приходило. Было состояние радости – ну да, два часа посвятил самой своей любимой теме, причем, разговаривая с человеком, который очень хорошо знал Маэстро, много сделал для увековечения его памяти. Потом по дороге домой начали всплывать детали, сценки из жизни Рихтера, подробности из истории создания «Энигмы».
В этой теме буду пересказывать услышанное от Монсенжона. Надо только собраться с мыслями.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Вс сен 09, 2012 9:55 pm
M.I.
Yuriy писал(а): Простившись, я начал вспоминать – о чем же мы говорили?
Ну, как же так - без диктофона? Думаю, Монсенжён не возражал бы.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Вс сен 09, 2012 11:40 pm
Yuriy
M.I. писал(а):
Yuriy писал(а): Простившись, я начал вспоминать – о чем же мы говорили?
Ну, как же так - без диктофона? Думаю, Монсенжён не возражал бы.
Совершенно верно! Я об этом подумал уже после того, как мы расстались. Диктофона у меня нет. Я мог бы купить накануне, но не подумал. Мог бы также записать на свой фотоаппарат. Он у меня и звук записывает. Увы, как-то не подумал. Я, безусловно, вспомню все, что услышал, и понемногу буду рассказывать. Два часа - не так много. Поэтому историй не было так уж много. Было высказано отношение к некоторым известным людям. Очень хвалили Монсенжон Веру Ивановну Прохорову. Восхищался ее стойкостью, ее культурой и образованностью. Они ведь при встрече разговаривали на нескольких языках, и она всеми владела свободно.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Пн сен 10, 2012 12:20 am
Yuriy
У Монсенжона есть разные видео, которые надо бы издать - вот такое могло быть продолжение его рихтериады. Он хотел бы это сделать. Но здесь возникают серьезные трудности. Каждый собственник хочет за материалы много денег. Например, немцы за фрагмент репетиции Концерта Брамса, которая есть в фильме (возможно, в фильме использовали не все приобретенное видео), запросили сумму, которая сейчас равнялась бы 30 тыс. евро! Для того, чтобы выпускать все легально, даже если у него эти записи есть, нужно кому-то платить. Он купил их на какое-то время. Теперь нужно снова платить. Свой фильм он тогда легализовал для показа по ТВ и для продажи на дисках. Для легализации показа в кинотеатрах у них не хватило средств. Через 10 лет он и его продюсеры утратили право на фильм. Я ничего подобного раньше не знал и не предполагал. Кстати, яркий пример "свободы" творчества при капитализме. Можно было бы спросить Золотова о том, сколько ему приходилось платить за фильмы-концерты. Это ведь было в эпоху "застоя", "тоталитаризма" и всяких античеловеческих порядков.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Пн сен 10, 2012 12:55 am
Yuriy
Yuriy писал(а):В этой теме буду пересказывать услышанное от Монсенжона.
На нашем сайте есть список того, что Святослав Теофилович любил и чего не любил (взято с сайта Василия Лобанова). Первое в списке того, что не нравится, «газеты». В связи с этим одна история от Монсенжона. Рихтер говорил, что газеты даже в руки брать неприятно, т.к. возникает ощущение, что они грязные. Тем не менее, будучи в Польше в год юбилея Шимановского, он в какой-то газете искал статьи о нем. Он вообще считал, что писать должны были только о нем и больше ни о чем. Не могу сейчас точно сказать – то ли статей там не было, то ли была всего лишь небольшая заметка. Он возмущался, что первая страница была посвящена какой-то «психиатрической организации». Что такое, что за психиатрическая организация почему именно она на первой полосе? Что он имел в виду? Как-то выяснили, что там было о «Солидарности». А политически неграмотный Святослав Теофилович воспринял ее как «психиатрическую». А может быть, это какая-то глубинная интуиция? Приходит на ум сравнение с провидцами, поведением очень отличавшимися от обычных людей. Известно, как они назывались. Не хочется называть Маэстро этим именем, но в смысле уникальности его поведения и мышления, непосредственности и прозорливости что-то их роднит.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Пн сен 10, 2012 1:11 am
Yuriy
Как я уже писал, Монсенжон и его продюсеры утратили право на "Энигму". Но все не так плохо, к счастью. Продолжение последовало. Сразу прошу простить меня за возможные неточности, т.к. не все, возможно, смог абсолютно правильно запомнить, особенно, если речь идет о собственности.
Итак, недавно во Франции решили отметить лучшие фильмы (кажется, документальные), снятые за последние двадцать лет (может быть, тридцать). Обратились к Монсенжону с предложением выбрать один из трех (он снял фильмы о Рихтере, Гульде и Ойстрахе). Он, не задумываясь, выбрал «Энигму». Это помогло легализовать ее еще на десять лет. Теперь она в прежнем виде снова появится в открытой продаже. А что будет через десять лет? Он сказал, что тогда снова что-то придумаем. :)

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Пн сен 10, 2012 1:27 am
Yuriy
Всем известно, что Рихтер свободно владел немецким. В интернете можно найти фильм-интервью из Тура, где он разговаривает исключительно на немецком. Монсенжон сказал, что Рихтер неплохо знал и французский. Мог на нем читать и разговаривать. Но писал не так, как пишут французы, а так, как слышится. Поэтому нелегко было понять, о каком географическом названии идет речь в его записках - что-то возле Парижа. Он написал, так сказать, транскрипцию.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Пн сен 10, 2012 1:55 am
Yuriy
За интервью Рихтера очень наблюдала Нина Львовна. Она не разрешила, чтобы в фильм вошла весьма негативная оценка Рихтером исполнения Микаланжели какой-то сонаты Бетховена. Зато Рихтер очень хвалил у него пьесы Равеля.
Не понимаю, почему пианист не может высказать свое мнение. Это же его взгляд на вещи, а не желание очернить. Что-то нравится, что-то не нравится - вполне естественно. Но Нина Львовна хотела, чтобы все было приглажено, никаких острых углов.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Чт сен 13, 2012 11:54 am
Yuriy
После вопроса Монсенжона курю ли я (не курю и не пробовал) я решил уточнить насчет курения у Рихтера. Ведь есть фотография, на которой он с сигаретой. Монсенжон ответил, что курил Святосла Теофилович редко. Но когда курил, то подряд сигарет десять. Мог курить две одновременно.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Чт июл 11, 2013 5:55 pm
Yuriy
Рихтер на сайте Монсенжона:
http://www.brunomonsaingeon.com/EN/PERF ... CHTER.html

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Ср янв 06, 2016 4:28 pm
Yuriy
Предлагаю свободный пересказ небольшого рассказа Монсенжона в киевском Доме кино (8/12/2015) о серии концертов Рихтера в театре «Бибиена» города Мантуи. Проинформирую, что это был своеобразный фестиваль “Sviatoslav Richter per Mantova”. Даты концертов в мае: 22-го, 23-го, 25-го, 27-го, 31-го; в июне: 01-го, 02-го, и еще концерт 15-го февраля 1987-го года. Программы поражали разнообразием: Гайдн, Бетховен, Шуман, Брамс, Шопен.

Рихтер не хотел, чтобы концерты объявлялись заранее. Если он был в настроении, чувствовал себя хорошо, в четыре часа соответствующего дня он сообщал, что концерт состоится. Жандарм объезжал город и по громкоговорителю объявлял, что сегодня концерт Рихтера. Вечером зал был полон.

Re: Бруно Монсенжон рассказывает

Добавлено: Вс ноя 19, 2017 4:05 pm
Yuriy
Выложил на своем сайте несколько интервью Монсенжона и заметил одну новую для себя подробность. Бруно вспоминает о парижском концерте Рихтера, где он услышал его впервые (зал Плейель):
С его музыкой я познакомился еще в 1966 году, на концерте в Париже. Огромный зал был набит битком, но еще добавили стулья на эстраде, и я сидел рядом с роялем. Вышел Рихтер и еще стоя сыграл первые ноты. Но с такой силой, что рояль сдвинулся с места и порвало струну. Тем не менее он продолжил выступление, закончил сонату Прокофьева и вернулся в кулисы. Струну поменяли, но Рихтер не продолжал программу — он исполнил ту же сонату на настроенном инструменте. Это произвело на меня очень сильное впечатление.

2-го августа, во время вечера памяти Рихтера в Тарусе, который мы вели вместе с Монсенжоном, он тоже говорил о том концерте, но о порванной струне не рассказывал, просто вспомнил об огромном впечатлении от сонаты Прокофьева. Я тогда решил, что это была 6-я соната, быстро на своем ноутбуке нашел соответствующую запись в тетради Рихтера и вывел ее на экран. Но это был концерт 20/12/62, а в 66-м (20/02) он играл 4-ю сонату, а не 6-ю. Да и нельзя порвать струну, начиная 4-ю сонату. Так и хочется позвонить Монсенжону и уточнить. Хотя вряд ли это так важно. На концерт 20/12/62 из произведений музыки ХХ-го века (1-я соната Хиндемита, 5 Прелюдий и Фуг Шостаковича, 6-я соната Прокофьева и на бис – его Мимолетности) я обратил внимание много лет тому назад в связи с письмом Сувчинского Юдиной, бывшего на том концерте. О нем я писал на разных форумах. Через некоторое время постараюсь выложить его и здесь.
P.S. Тронули меня слова Монсенжона в интервью «100-летие – это условность»: «Неизвестные ранее записи возникают как грибы после дождя. Есть гигантская коллекция в Киеве». Когда-то показал ему свою концертографию, и он изумился.
С интервью Монсенжона, с его фильмом и разными другими фильмами, можно познакомиться здесь:
https://www.svrichter.com/recordings/fi ... t-richter/