А.И.Ведерников о Рихтере

Воспоминания друзей и знакомых Рихтера, личные впечатления от его концертов
Ответить
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

А.И.Ведерников о Рихтере

Сообщение M.I. » Чт авг 16, 2012 9:38 pm

В теме "Рихтер - дирижёр" приведён фрагмент интервью А.И.Ведерникова, где он рассказал о работе над премьерой Симфонии-концерта Прокофьева, которой Рихтер дтрижировал в БЗК 18 февраля 1952 года. Вот ещё несколько фрагментов этого интервью, которое дал А.И.Ведерников своему ученику А.Шелудякову в 1992 году.

А.В. - Мы в 36-м году выехали в Москву.
А.Ш. - Ну, да, в самое пекло.
А.В. - Да.
А.Ш. - В самое пекло. И, насколько я знаю, в общем, довольно быстро Вы потеряли отца.
А.В. – Да, я год прожил вместе с родителями, а в 37-м году их арестовали, и я остался, в общем, один.
А.Ш. – Я знаю, что и мама ваша тоже, в общем, довольно долго пребывала в заключении.
А.В. – Мама довольно долго, да. Мама была в Тувинских рудниках. Но ей повезло там в отношении, что поскольку она была очень хорошей кулинаркой, и она там работала на кухне, и как-то могла, так сказать, питаться, не умерла с голоду.
А.Ш. – Всё-таки как-то продержалась.
А.В. – Продержалась. Потом у неё был (город) Александров, - минус сто километров от Москвы,- как помню. Потом полная реабилитация, и в конце концов, она вернулась, значит, вот сюда в Москву ко мне.
А.Ш. – Да, но в общем, страшная это всё история, которая с вами произошла. Скажите, вот Вы пошли к Генриху Нейгаузу, сколько Вам было. Значит, 16 лет?
А.В. – Шестнадцать лет, да.
А.Ш. – Я себе представляю, в общем-то, ранний весьма возраст. Как Вы остались один здесь? Кто-нибудь Вам помогал? Как вообще…
А.В. – Но, Вы знаете , Генрих Густавович, Нейгауз, он же начал меня готовить сразу на Шопеновский конкурс, на Первый, и когда вот это случилось событие, он сказал, что, к сожалению, я не могу это делать. Ты заходи ко мне как можно чаще, чувствуй у меня себя как дома, и всё, взял надо мной, в общем, такое шефство. Потом я познакомился с Рихтером. Ему сперва дали общежитие, когда он приехал из Одессы, ему там не очень понравилось. А поскольку один я жил в комнате, я говорю: давай, переезжай ко мне, будем вместе жить. Вот мы вместе жили с ним, так что было не скучно.
………………….
А.В. – …Во-первых, у нас не было расписания, и я на урок Генриха Густавовича приходил, когда я считал, что я готов. Один раз я дерзнул готовить B-Dur-ный концерт Брамса. Мы должны были играть пополам: две части Рихтер, две части я, и за неделю до концерта мы ни разу не появились. Тогда Генрих, значит, позвонил, и отругал нас обоих. Сказал: что вы что, считаете, что вы уже свободные художники? Немедленно приходите!
…………………..
А.Ш. – Скажите, Вы упомянули Святослава Теофиловича Рихтера. Вы с ним играли?
А.В. – Играл, играл. Мы с ним довольно много играли.
……………………….
А.В. – Во-первых, мы… У нас ведь был кружок. У нас был кружок, и мы там переиграли, в общем, всё, что можно было достать., потому, что тогда ещё не было магнитофонов, не было по-настоящему хорошо…
А.Ш. - И это было благо для исполнителей?
А.В. - Это было благо (не)(?) для исполнителей, а главное, для нас это тоже было благо, потому что мы познакомились, мы, так сказать, в это дело втянулись, и мы даже составляли график, составляли план, что нам готовить. А Генрих Густавович, будучи директором консерватории, освобождал нас от лекций по марксизму-ленинизму…
А.Ш. – Ну, и правильно делал…
А.В. – Да, правильно делал, вот. А мы готовили, скажем, в два рояля «Весну священную» Стравинского или там «Аполлон Мусагет». Потом перешли уже даже к операм. Рихтер сыграл всё «Кольцо» и «Электру» Штрауса. Я сыграл «Пелеас и Мелисанду» Дебюсси. Я очень Дебюсси увлекался одно время. Потом «Мистерию Святого Себастьяна». Ну, мы это поделили на два рояля. А потом у нас был цикл советской музыки. Мы переиграли почти все симфонии Мясковского. Достали Хиндемита откуда-то. Нам помогали уже доставать. И к нам хорошо относился Шебалин. Кружок начался маленький, в четвёртом классе…
А.Ш. – Ну, собственно, насколько я знаю, он до сих пор существует, только уже в несколько ином виде. У Фрида…
А.В. – Да, да. А идею, собственно, подал как раз Фрид. Григорий Фрид. И идея у нас была первоначально такая: показывать произведения молодых советских композиторов, студентов.
А.Ш. - Ну, это естественным образом переросло…
А.В. – Да, это переросло постепенно. У нас было сто собраний, последнее собрание было…
А.Ш. – Ровно сто?
А.В. – Ровно сто.
А.Ш. – Так это очень… Это за какой период? Ну, видимо, до 41-го года, да?
А.В. – В общем, накануне войны. Рихтер сыграл окончание «Кольца», «Гибель богов», и началась через несколько дней война.
…………………….
А.В. – Когда я его (С.С.Прокофьева) спросил, как Вы относитесь к Хиндемиту? Как раз это был период моей болезни Хиндемитом, когда мне Слава привёз из-за границы «Людус Тоналис», и я накинулся на это сочинение, и с большим удовольствием его учил, готовил целый год, пока я его наизусть выучил. Он говорит: Вызнаете, это был очень воспитанный человек. И больше я от него ничего не мог добиться, он тут же переменил тему.
…………………………….
А.В. – Это было, когда я увлекался Второй Венской школой. Между прочим, мне Рихтер очень помог в смысле нотного материала. Он достал мне Мартину – симфониетту «Джиоконда», привёз из Чехословакии, которую я записал с Рождественским. Он достал мне «Людус Тоналис», он достал партитуру Концерта Шёнберга, и клавир привёз.
А.В. – Сам не играл, причём, всего этого?
А.В. – Сам не играл. Нет, он, кажется, «Людус Тоналис» уже играл, уже играл вот сейчас.
…………………………….
А.Ш. – Вам не кажется, что произведения Шёнберга, в частности, обречены на забвение?
А.В. – У меня возникала эта мысль. И, кстати, Рихтер так считает, когда мы с ним о Шёнберге говорили. Он говорил, не хотел слушать мою пластинку (опус 11). А потом он послушал, и ему неожиданно понравилось

Ответить