Страница 1 из 1

Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Сб сен 10, 2011 1:47 am
Yuriy
Постараюсь рассказывать здесь то, что пришлось услышать от Вити Зеленина. При его жизни публиковать ничего не мог - ждал выхода его книги. Теперь надо собрать всё, что осталось в памяти или на бумаге, и знакомить участников форума.

Следующую историю Вите рассказал сам Святослав Теофилович. Некоторые детали почему-то не запомнились. Хотел переспросить, да вот, не судьба.

Об этом случае вспоминал Ю.П. Любимов (есть в интернете). Он намеренно описал всё в грубой отталкивающей манере. Можно было бы как-то спокойнее да и достовернее.
Насколько я помню из Витиного рассказа, Рихтер начал играть, а Берия поднялся и начал произносить тост. Рихтер остановился. Тогда Берия прикрикнул на него – чтобы тот продолжал. Но тут Сталин велел соратнику сесть на место и слушать музыку.
Надо заметить, что его искусство, оказывается, любила дочь Сталина.
На следующее утро последовало продолжение: позвонил Ворошилов (трубку взяла Нина Львовна) и поздравил с присуждением Рихтеру Сталинской премии.

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Сб сен 10, 2011 9:24 pm
M.I.
Yuriy писал(а):Об этом случае вспоминал Ю.П. Любимов (есть в интернете). Он намеренно описал всё в грубой отталкивающей манере. Можно было бы как-то спокойнее да и достовернее.
Насколько я помню из Витиного рассказа, Рихтер начал играть, а Берия поднялся и начал произносить тост. Рихтер остановился. Тогда Берия прикрикнул на него – чтобы тот продолжал. Но тут Сталин велел соратнику сесть на место и слушать музыку...
На следующее утро последовало продолжение: позвонил Ворошилов (трубку взяла Нина Львовна) и поздравил с присуждением Рихтеру Сталинской премии.
Возможно, рассказ, переданный Зелениным, и рассказ Любимова относятся к разным случаям. Из того, что передал Зеленин следует, что выступление Рихтера было в 1949 году (год присуждения Сталинской премии). Сейчас нет под руками "Дневников" Рихтера, но помнится, что там есть запись, относящаяся к 1952 году (привожу по памяти): "Играли для господ. Лицо Сталина было как из чёрного габро".

Добавлено: Пт сен 30, 2011 6:39 pm
Yuriy
На форуме при сайте www.classic-online.ru прочитал рассказ пианиста Михаила Коллонтая, который здесь и привожу. А после него - услышанное мной от Вити Зеленина.

Нина Львовна в годы, когда в Москве были концерты Фишера-Д с
Рихтером говорила, что приезжий мэтр был мил, позанимался с некоторыми ее студентками, мне кажется, она была очень воодушевлена. И уж не знаю почему рассказала о том, как они (Святослав Теофилович и Нина Львовна) были у
него в Германии, как тот их пригласил поужинать и сказал в последний момент, что забыл кошелек... `И нам пришлось платить, что делать`. Интонация была горькая в том смысле, что ну каким надо быть жлобом, чтобы совершенно по сравнению уж с Фишером-то нищих советских артистов заставлять платить за себя.
------------------------
Ну что же, раз возникла ресторанная тема, то и я позволю себе
кое-что вспомнить. Витя Зеленин рассказал мне, как, сопровождая Рихтера, обедал с ним в Париже в ресторане. Рихтер предложил заказать для Вити «морской коктейль». Принесли сооружение в виде пирамиды с полочками, на которых лежали устрицы, омары и разное такое, чего я запомнить не в состоянии. Одному человеку осилить это было невозможно. Рихтеру не нужно было доставать кошелек – его у него не было, да и деньги у него бывали редко. Он мог
себе такое позволить – его деньги были у секретаря (тогда это была Милена Борромео, человек замечательный, преданный Святославу Теофиловичу, самоотверженный). Когда она расплачивалась, Вите стало не по себе – сумма превосходила его месячную зарплату.
С этой поездкой (где-то конец 80-х или начало 90-х) связана также история с его заграничным паспортом. Нина Львовна предупредила Витю буквально за пару дней, что ему надо
ехать с Рихтером в Париж. Придя в ОВИР, он с порога заявил, что ему через два дня надо ехать во Францию, и поэтому срочно нужен паспорт, т.к. старый просрочен. Мадам, занимавшаяся этим священнодействием, была вне себя от возмущения, вызванной наглостью заурядного посетителя. Такого ей, явно, не приходилось слышать. Мой друг пришел домой, не солоно хлебавши, позвонил Нине Львовне и поведал эту грустную историю. Та приказала ждать
у телефона и добавила, что Святослав Теофилович отказывается ехать без него. Ждать долго не пришлось. Звонок последовал всего через полчаса. Вите приказано было в десять утра
следующего дня быть в ОВИРе. Он робко спросил, взять ли ему коробку конфет. «Обойдутся!» - ледяным голосом ответила Нина Львовна. На следующий день, выполняя инструкцию, как ни в
чем не бывало, он снова предстал пред очи грозной мадам. Теперь она круглыми глазами смотрела на него, как на нечто необычайное, не укладывающееся в её воображении. Но паспорт был в кармане, и можно было с легкой душой ехать в Париж. Думаю, не нужно объяснять, что великий Музыкант и не догадывался о происходящих рядом коллизиях.

Добавлено: Сб окт 01, 2011 8:19 pm
Yuriy
Хочу обратить ваше внимание, что в рассказе Коллонтая была некоторая неясность. Вношу коррективы в предыдущий рассказ: "И уж не знаю, почему рассказала о том, как они (Святослав Теофилович и Нина Львовна) были у него в Германии, как тот их пригласил поужинать" - и далее по тексту.

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Вс ноя 23, 2014 4:37 pm
Alter Ego
Да, бесконечно жаль, что Виктор ушел в мир иной, так и не успев написать свою книгу о Рихтере. В 2007 году мне посчастливилось пообщаться с ним в музее-квартире Рихтера на Большой Бронной, за затем несколько раз пообщаться в Скайпе. Он был так предан Маэстро... Помнится, он носил на груди знак (кажется) древнеегипетский, напоминающий крест, который перешел ему от Рихтера. Кстати, я видел его на груди Рихтера в 1988 году в Алма-Ате. Перед концертом, когда Пианист был за кулисами еще в распахнутой на груди рубашке (в августе а Алма-Ате жарко). Тогда мне показалось, что это крест. Кто-нибудь знает, что означает этот символ или амулет?

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Пн ноя 24, 2014 10:37 pm
M.I.
Alter Ego писал(а): Перед концертом, когда Пианист был за кулисами еще в распахнутой на груди рубашке (в августе а Алма-Ате жарко). Тогда мне показалось, что это крест. Кто-нибудь знает, что означает этот символ или амулет?
Есть фотография Рихтера с этим крестом на обложке книжки В.Чемберджи. Это крест каккой-то своеобразный, имеет своё название, не помню точно, то ли "анкор", то ли ещё какое-то.

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Пн ноя 24, 2014 11:34 pm
Yuriy
Alter Ego писал(а):Тогда мне показалось, что это крест. Кто-нибудь знает, что означает этот символ или амулет?
Этот крест называется «анх». Он имеет древнеегипетское происхождение и был у них символом жизни. Впоследствии его использовали древние христиане, в частности, коптская (нехалкидонская) церковь. Витя носил копию анха, принадлежавшего Рихтеру. Он хотел сделать еще несколько копий и подарить друзьям. Я сразу отказался – освященный крестик у меня есть, я его постоянно ношу, и, разумеется, не как украшение. В 2009-м году 1-го августа в Воскресенской церкви Тарусы была отслужена панихида по р.Б. Святославу, после которой Витя пытался выяснить у молодого священника, насколько он прав, нося такой знак. Священник отвечал как-то уклончиво, не желая задеть Витины чувства и вместе с тем советуя носить принятый у нас крестик. Витя его совету, насколько я знаю, не внял. Естественно, его крест-анх не был освящен, а носил он его исключительно в память о Рихтере.
Много лет тому назад Олег Каган рассказывал мне, что Маэстро, переезжая через границу, во время проверки пограничниками расстегивает рубаху, немало смущая их своим анхом.
Когда-то я сам видел его на Рихтере, зайдя в артистическую после концерта, но разглядеть по-настоящему не смог – как-то неудобно было пристально рассматривать.
В честь этого знака названа корейская фирма, издававшая записи Рихтера. Напр.,
6 Variations on the Turkish March from "Ruins ofAthens" in D, Op.76
23/06/50 - Moscow - Live - ANKH 200401 (CD)**

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Вт ноя 25, 2014 7:49 pm
yulia
Из книги Борисова, глава 17:

"Видите этот крест? (показывает его на груди). Это - Crux Ansata. Его прообраз в Британском музее в виде статуи. Я ее там видел. Ее привезли в Лондон с острова Пасхи. На ночь я оставляю крест на рояле - чтобы он светил на клавиатуру."

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Ср ноя 26, 2014 12:35 am
Alter Ego
Благодарю за исчерпывающий ответ!

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Пт сен 01, 2017 5:43 pm
Yuriy
Мне казалось, что уже рассказывал об услышанном от Вити Зеленина о «Картинках с выставки», но поискав здесь это свидетельство, не смог найти его. Придется повторить. Как-то Святослав Теофилович спросил у него, знакома ли ему пластинка (советская, 08/08/58, студийная запись) с записью «Картинок». Вите, разумеется, она была хорошо знакома, как, впрочем, всем поклонникам Рихтера. Так вот, Маэстро порекомендовал спрятать ее подальше: это - так считал он - образец того, как не нужно играть этот опус. Я почему-то не спросил Витю – говорили ли они о ставших позже доступных других записях, например, о совершенно потрясающей софийской - 24/02/58. В том же разговоре Витя предложил вернуться к «Картинкам» и сыграть их уже «правильно». Рихтер согласился! Увы, реализовать это так и не удалось. Жаль, не знаю, когда же состоялся этот разговор, но понимаю, что где-то не раньше 80-х. Если учесть, что последний раз Рихтер сыграл «Картинки» 15/10/70 (Токио), то трудно себе представить, как бы это получилось в более поздний период его деятельности.
Рассказывая мне об этом разговоре, Витя сетовал, что надо было тогда же постараться убедить Маэстро сыграть 4-й концерт Бетховена, но он почему-то не сделал этого, хотя часто думал на эту тему.
Добавлю, что сейчас доступны 17 записей «Картинок», причем, далеко не все изданы. Запись 1-го исполнения (29/03/49) есть в Гостелерадиофонде. Вот бы ее выкупить! Обращался к людям с гораздо большими финансовыми возможностями, чем мои, но толку никакого.

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Вс окт 15, 2017 7:27 pm
Yuriy
Наконец решился выложить ДНЕВНИК (4/07/1997 – 1/08/1997) Виктора Зеленина, верного друга и соучастника многих событий в жизни Рихтера.
Не стал переводить его в doc-формат, т.к. отдельные слова иногда прочитать не удавалось. Желающие смогут сделать это сами, а иногда что-то додумать.
Перед вами рассказ о последних днях жизни великого Музыканта. Не хочу высказывать какие-либо суждения, замечу лишь, что последний приезд Святослава Теофиловича в Москву состоялся как раз перед днем поминовения Православной Церковью святого благоверного князя Святослава, его небесного покровителя (вечер 5/07 – первая половина 6/07).
ДНЕВНИК выложен здесь:

https://www.svrichter.com/documents/v-z ... s-diaries/

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Вс окт 15, 2017 10:34 pm
M.I.
Yuriy писал(а):..замечу лишь, что последний приезд Святослава Теофиловича в Москву состоялся..
Маленький штрих. Для меня "последний приезд Святослава Теофиловича в Москву" это не приезд, а возвращение. Возвращение домой.

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Пн окт 16, 2017 1:58 am
Yuriy
M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):..замечу лишь, что последний приезд Святослава Теофиловича в Москву состоялся..
Маленький штрих. Для меня "последний приезд Святослава Теофиловича в Москву" это не приезд, а возвращение. Возвращение домой.
Согласен. Именно так это и надо воспринимать.

Выложил еще один ДНЕВНИК Виктора Зеленина - концерты Рихтера в июле 1986 г. и несколько фотографий.

https://www.svrichter.com/documents/v-z ... s-diaries/

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Сб окт 21, 2017 9:14 am
M.I.
Yuriy писал(а):Об этом случае вспоминал Ю.П. Любимов (есть в интернете). Он намеренно описал всё в грубой отталкивающей манере. Можно было бы как-то спокойнее да и достовернее.
Насколько я помню из Витиного рассказа, Рихтер начал играть, а Берия поднялся и начал произносить тост. Рихтер остановился. Тогда Берия прикрикнул на него – чтобы тот продолжал. Но тут Сталин велел соратнику сесть на место и слушать музыку.
Повторю, что писал здесь же, на этом форуме десять лет назад.
"В период гласности или чуть позже прочитал в журнале (возможно, в "Огоньке") статью воспоминаний известного режиссёра Любимова. Там интересный эпизод про Рихтера.
Был правительственный банкет. Отдельно сидело руководство страны, за другими столами - приглашённые. На сцене выступали по очереди деятели искусств разных жанров, "сборная солянка". Настал черёд Рихтера. Он вышел к роялю, сел и - не играет. Зал шумит обычным застольным шумом. Время идёт, Рихтер не играет. Какой-то генерал, побагровев, грозит ему кулаком. Рихтер не играет. Вдруг Сталин вытер руки о край скатерти и хлопнул в ладоши. Сразу всё стихло. И тогда Рихтер заиграл".
(Да, хорошо бы найти ту статью...)

Re: Из рассказов Виктора Зеленина

Добавлено: Сб окт 21, 2017 4:45 pm
Yuriy
M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):Об этом случае вспоминал Ю.П. Любимов (есть в интернете). Он намеренно описал всё в грубой отталкивающей манере. Можно было бы как-то спокойнее да и достовернее.
Насколько я помню из Витиного рассказа, Рихтер начал играть, а Берия поднялся и начал произносить тост. Рихтер остановился. Тогда Берия прикрикнул на него – чтобы тот продолжал. Но тут Сталин велел соратнику сесть на место и слушать музыку.
Повторю, что писал здесь же, на этом форуме десять лет назад.
"В период гласности или чуть позже прочитал в журнале (возможно, в "Огоньке") статью воспоминаний известного режиссёра Любимова. Там интересный эпизод про Рихтера.
Был правительственный банкет. Отдельно сидело руководство страны, за другими столами - приглашённые. На сцене выступали по очереди деятели искусств разных жанров, "сборная солянка". Настал черёд Рихтера. Он вышел к роялю, сел и - не играет. Зал шумит обычным застольным шумом. Время идёт, Рихтер не играет. Какой-то генерал, побагровев, грозит ему кулаком. Рихтер не играет. Вдруг Сталин вытер руки о край скатерти и хлопнул в ладоши. Сразу всё стихло. И тогда Рихтер заиграл".
(Да, хорошо бы найти ту статью...)
Рассказ не вызывает симпатии. Говорю это несмотря на мое негативное отношение к Сталину. Вполне можно было по-иному и правдивее, о чем уже писал. Хочу напомнить, что на следующее утро позвонили из Кремля - Нина Львовна взяла трубку и услышала от Ворошилова, что Рихтеру присвоили Сталинскую премию 1-й степени. Что определило такое решение? Возможно, его уникальный талант, который кто-то разглядел, а может быть, смелый поступок, который вызвал уважение даже у этих людей. Вряд ли кто-то успел поговорить с дочерью Сталина, поклонницей искусства Рихтера. Мы можем только гадать, но мне почему-то это всё неинтересно. Как бы ни называлась премия, она была высшей в те годы в стране, и Рихтер уже тогда был достоин высшей награды. К тому же она могла служить как бы охранной грамотой, что очень важно. Текст Любимова не хотел приводить, но сейчас всё же выложу. При современных возможностях поисковых систем желающие его нашли бы и без меня.

И так, эпизод-история "Вторая" из моего блокнота: Я сижу скромно у портьеры, молчу... и еле стучит от возбуждения сердце: "Сталин рака жрал. Выломал клешню, хрустит, сосет, чмокает, хлюпает. Рихтер бедный сидит за роялем, не начинает - тишины ждет. А у него за спиной вся эта кодла чавкает, звякает, булькает. Генерал-рожа красная - уже Рихтеру кулаком грозит: начинай, мать твою! Не начинает - ждет тишины. Злодей догадался, рака бросил, лапы об крахмальную скатерть вытер и демонстративно в ладоши - хлоп. Мертвая тишина мгновенно. Рихтер бедный склонился - и музыка".