Слух Рихтера
Добавлено: Пн июл 26, 2010 5:54 pm
Всегда хочется сослаться на людей, которые были наиболее близки к Рихтеру, сотрудничали с ним. Не думаю, что в данном случае разболтаю секрет. Дело было в Киеве, в далекие 80-е. Хорошим весенним утром встретился в кафе гостиницы «Днiпро» с собирающимися уезжать домой Гутман и Каганом. За завтраком возник разговор о Маэстро. Не скрою, инициатором в таких случаях бывал чаще всего я. Захотел уточнить, что происходит с его слухом. Ответ как-то не вполне понял, но узнал, что слух у него был не только абсолютный, но и «функциональный». Я попросил Гутман объяснить подробнее, хотя сам тоже что-то понял. Она рассказала, что, играя с листа новое для себя произведение, он способен на каком-то уровне спрогнозировать возможное дальнейшее развитие музыки (передаю мысль своими словами, так что прошу прощения как у читателей, так и у любимой виолончелистки). Это, как объяснила она, помогает ему блестяще читать с листа. Я думаю, что и эта способность есть отражение его органичного восприятия музыки, а на самом деле, искусства и, обобщая, бытия. Каждый большой музыкант живет музыкой (не всегда у всех это честно получается), но Рихтер погружает свою жизнь («в музыку как в монастырь») в искусство в более широком понимании и охвате, как никто другой. Его дневники дают возможность это еще раз почувствовать. В понимание феномена они не внесли принципиально нового, они лишь подтвердили и обогатили новыми фактами.