Страница 1 из 1

АДЕКВАТНЫ ли впечатления от ЗАПИСЕЙ впечатлениям ВЖИВУЮ?

Добавлено: Ср июл 15, 2009 11:06 am
игорь вегеле
Собственно, пока и все. Добавлю лишь, что разумеется автора интересует вопрос через призму рихтеровских записей и рихтеровских же концертов. Адресую сей вопрос, конечно, к завсегдатаям форума, тем, что осчастливленны судьбой более иных; слышавших игру великого Мастера в обоих вариантах. С ув. Вегеле

Добавлено: Ср июл 15, 2009 11:13 am
игорь вегеле
Подумав, решил добавить уточнение. В заголовке не хватает слова "насколько". Т.о., заголовок в окончательной редакции: "НАСКОЛЬКО АДЕКВАТНЫ ЗАПИСИ..." - далее по тексту. Вегеле

Добавлено: Пт июл 17, 2009 1:55 am
M.I.
игорь вегеле писал(а):...заголовок в окончательной редакции: "НАСКОЛЬКО АДЕКВАТНЫ ЗАПИСИ..." - далее по тексту. Вегеле
Вопрос этот очень важный, но ответ на него, по-моему, довольно простой.
Полной адекватности, конечно же, быть не может. Это свойство жизни вообще: "нельзя дважды войти в одну реку". Даже если слушать несколько раз одну и ту же студийную запись, впечатление от неё будет меняться. Кроме того, несовершенство звукозаписи что-то скрывает от слушателя, и тут очень важна способность слушателя додумывать, достраивать в своём сознании то, что ускользнуло. Имею в памяти несколько примеров того, как соотносились звучания у Рихтера в концерте и в записи с этого концерта.
Однако, я убеждён, при грамотно произведённой записи (а это не так уж сложно сделать) всё самое существенное сохраняется. И тут звукозапись показывает своё преимущество перед концертным исполнением: её можно переслушивать заново, как можно перечитывать книгу, и, углубляясь в неё, находить то, что могло ускользнуть от внимания слушателя в концерте. И, знаете, я уже высказывал ту мысль, что, возможно, слушатель, знакомый с Рихтером только по записям, может знать о нём как о музыканте, об его искусстве больше и лучше, чем тот, кто бывал на его концертах.
Кстати, в течение довольно долгого времени я посещал концерты Рихтера. И если в начале мне всегда было очень любопытно и важно смотреть на него за роялем, то в последние годы смотрение это мне мешало, и я старался не смотреть на играющего, чтоб не отвлекаться от музыки.

Добавлено: Сб июл 18, 2009 9:29 am
игорь вегеле
Спасибо, M.I.! Каждый раз приятно видеть перекрытие того, что ожидаешь. Извините за наив. Действительно хорошо - и про значимость сосредоточенного прослушивания вообще, и про эффективность повторных прослушиваний в частности. По этой причине даже потерял интерес к "живому" концерту - к клавирабенду особенно - потому, тут вполне с Вами солидарен, что: 1/ визуальные впечатления редко помогают восприятию музыкальных ( преимущественно аудиообразов); 2/ все хорошее, как рисунки на песке, отзвучало и пропало - дома же смакуешь многократно "вкусные" места, часто в ущерб целому ( слава богу, при нынешней технике это просто). Интересно, что сегодня в другой части сайта ( см. "Если бы не Рихтер"), оставил для Вас сообщение, содержащее, в том числе, близкие Вашим наблюдения.