игорь вегеле писал(а):...заголовок в окончательной редакции: "НАСКОЛЬКО АДЕКВАТНЫ ЗАПИСИ..." - далее по тексту. Вегеле
Вопрос этот очень важный, но ответ на него, по-моему, довольно простой.
Полной адекватности, конечно же, быть не может. Это свойство жизни вообще: "нельзя дважды войти в одну реку". Даже если слушать несколько раз одну и ту же студийную запись, впечатление от неё будет меняться. Кроме того, несовершенство звукозаписи что-то скрывает от слушателя, и тут очень важна способность слушателя додумывать, достраивать в своём сознании то, что ускользнуло. Имею в памяти несколько примеров того, как соотносились звучания у Рихтера в концерте и в записи с этого концерта.
Однако, я убеждён, при грамотно произведённой записи (а это не так уж сложно сделать) всё самое существенное сохраняется. И тут звукозапись показывает своё преимущество перед концертным исполнением: её можно переслушивать заново, как можно перечитывать книгу, и, углубляясь в неё, находить то, что могло ускользнуть от внимания слушателя в концерте. И, знаете, я уже высказывал ту мысль, что, возможно, слушатель, знакомый с Рихтером только по записям, может знать о нём как о музыканте, об его искусстве больше и лучше, чем тот, кто бывал на его концертах.
Кстати, в течение довольно долгого времени я посещал концерты Рихтера. И если в начале мне всегда было очень любопытно и важно смотреть на него за роялем, то в последние годы смотрение это мне мешало, и я старался не смотреть на играющего, чтоб не отвлекаться от музыки.