Январь 72-го, Ленинград

Воспоминания друзей и знакомых Рихтера, личные впечатления от его концертов
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Январь 72-го, Ленинград

Сообщение Yuriy » Пн фев 12, 2007 12:49 am

Январь 1972-го я вспоминаю, как личные “годы странствий”, но сжатые до двух с половиной недель. Наконец удалось побывать в двух российских столицах! Мне тогда повезло – получилось так, что это время было насыщено интереснейшими выставками, премьерами фильмов, концертами… И всюду удалось поспеть! Но самыми замечательными и незабываемыми событиями явились два концерта Рихтера в Малом зале Ленинградской филармонии (18 и 20/01/72). На самом деле он дал три концерта – два с одинаковой программой, 24-ым Концертом Моцарта (17 и 18/01), и один – сольный. Мне удалось послушать Моцарта и сольный.
Везение сопутствовало с самого начала! Это и благодаря замечательным людям, ленинградцам, охотно откликнувшимся на горячее желание юного поклонника Маэстро…
Утром в день концерта томился у кассы в ожидании обещанного билетика вместе с подобными “соискателями”, которые сновали туда-сюда, входили и выходили, впуская с Невского воздух, пропитанный снежинками. В очередной раз дверь открылась, и… в фойе появился исполин в, как мне показалось, огромном, до пола, пальто, в неимоверных рукавицах и красный от мороза. Очередь замерла – Рихтер! Его встретили работники филармонии, проводили на репетицию, а мы остались ждать. Для меня все складывалось, как в сказке с хорошим концом, – билетик на симфонический концерт я добыл, а на сольный меня пообещали пропустить просто так!!
Не стану рассказывать о своем волнении. Ведь это была вторая (после двух киевских концертов 69-го) встреча с любимым музыкантом. На самом деле волнение я испытывал всякий раз, соприкасаясь с его творчеством, будь это хоть двадцать пятый концерт (в моем исчислении)!
Первое отделение симфонического концерта с моцартовской программой. Николай Рабинович очень профессионально продирижировал увертюрой к “Директору театра” и “Парижской” симфонией. Оркестр совершенно молодежный. Видно было, до чего старались. В перерыве чувствовалось желание публики поторопить время. Ловил обрывки рассказов о том, “что было вчера”.
И вот снова оркестр на сцене. Выход солиста. Ведь у него все начиналось уже с этих мгновений! Стройный, подтянутый, с царственной осанкой, он кланялся, отвечая взорвавшемуся аплодисментами залу. Выражение лица доброжелательное, но чувствуется, что мысли уже где-то далеко, в звуках, которые в нем и сейчас хлынут в зал. Длинное вступление оркестра, во время которого было крайне интересно следить за ним, слушающим и впитывающим гениальную музыку и готовящимся подхватить и повести за собой. Это всегда волнующий момент – вступление солиста. Теперь он начинает властвовать. Но это совсем не выглядит, как желание преподнести себя, покрасоваться на фоне оркестра, – ему, великому музыкальному мыслителю, есть, о чем сказать, и делает он это сверхубедительно, так, “как может только он и никто другой” (с). Невозможно забыть, как он исторгал каждый звук, причем делали это не только руки, но и подвижные плечи, все туловище, все естество. Первая часть Концерта трактовалась насыщенно-драматической. Не помню, чтобы кому-либо удавалось так уплотнить музыкальную материю. Исполнение поражало поляризацией звучания – сурово-беспощадные аккорды сменялись звуками небесной чистоты. Сохранившиеся записи с Булезом и с Мути, увы, не в состоянии в полной мере передать богатства звуковой палитры и всей содержательности его прочтения этого гениального произведения Моцарта, предвосхищающего грандиозные бетховенские творения. И какое благородство во второй части! Музыка струится как бы сверху, из горних сфер, а сам он несколько отстраняется, уступая ей дорогу. Вспоминается пушкинское “со всевозможной простотой” или жест Марии из рафаэлевского “Обручения”…

Программа сольного концерта поражала. О таком можно было только мечтать! - 30-я и 31-я сонаты Бетховена и Симфонические этюды Шумана. Что тут скажешь? Понимаю, как люди относятся к чужим восторгам, этим “ахам” и “охам”… Что поражало в его искусстве – выстроенность смысловой линии, грандиозность концепции. Вот уж действительно произведение виделось “с орлиного полета“. У меня всегда создавалось ощущение (оказалось, что я не одинок), что отзвучавшие звуки незримо присутствуют, помогая звучащим в данное мгновение.
Как сейчас вижу его и слышу начало второй части 30-ой – мощный посыл, и зрительный образ – титан за фортепиано! И какое содержание и симфоническое звучание в вариациях в третьей части! Большего выразить просто невозможно! И тогда казалось, что ничего лучшего в музыке нет! Но началась 31-я, и это чувство возникло снова! Эту сонату я тогда слушал у него впервые. Поразил неторопливый темп второй части – как-то необычно и непривычно. Все играют ее заметно быстрее. Но по мере развития музыкальной мысли становилось понятно, что именно так должна звучать эта музыка. Он всегда умел подобрать “ключик” , ему был известен этот “код” (его определение - сказанно о музыкантах, владеющих “божественным кодом”). Помню эти аккорды перед второй фугой в последней части, как бы порциями входящие в пустоту и наполняющие ее. Трудно описать словами, как это звучало. Сколько в них было внутреннего, потаенного – мурашки по коже. А ведь мне знакомы другие исполнители, у которых в этом месте просто прямолинейное нарастание силы звука. Когда он достигает высшей точки, внутри ничего не остается, и можно переходить к следующему эпизоду. Рихтер же умел властвовать в музыке, он подчинял время, заставлял аудиторию сопереживать. Ведь действительно в такие минуты внешняя жизнь, за стенами зала, как бы переставала существовать. И это не только мое мнение, человека, где-то абсолютизирующего его искусство. Такую же мысль, но несколько другими словами, выразил в прошлом году один великий музыкант, когда мы обменивались воспоминаниями о любимом Маэстро.
Лучших, более впечатляющих и убедительных “Симфонических этюдов” я больше никогда не слышал. Возможно, это потому, что я их больше не слышал у него в концертах. Его замечательные записи все же не передают в полной мере того богатства, которым он одарил нас тогда. Существует слабая по качеству (не исполнению) запись, сделанная через два дня в Москве, изданная фирмой REVELATION. – Никакого сравнения с тем, что удалось услышать в концерте! В концерте – это поистине пир ума! Совершенство формы потрясающее! Вот уж действительно “взвешено, измерено” (с), но не “разделено”, а сотворено! Задачей Музыканта было не любование каждым звуком в ущерб содержанию – разнообразие и богатство звуковой палитры у него было удивительное – он создавал музыку, создавал шедевр. Поражала точность высказываний, законченность каждой фразы. Жаль, нет нот, а то бы в качестве примера указал любимые несколько тактов, которые лучше и точнее по смыслу сыграть просто невозможно. “Симфонические” – пожалуй наиболее значительное, грандиозное и совершенное творение Шумана, да и во всей музыке они занимают достойное место. Для понимания этого нужен такой “коммуникатор” (с), которым и является Святослав Рихтер.
В этот этот опус он включал пять посмертных этюдов, без которых цикл теперь как-то и не слушается. По крайней мере мне их очень не хватает у других исполнителей. Эта благоухающая вставка умиротворяет, гениально оттеняет… Последний из них как-то долго не заканчивается, музыка снова и снова повторяется… И вдруг наскок, напор, вихрь! Как он умел создавать контрасты, как умел мгновенно круто изменять душевное состояние. Поражал диапазон – утонченность в медленных спокойных этюдах и сверхмощь, грандиозность и техническое совершенство – в быстрых.
Тут я попытаюсь ответить тем, кому у Рихтера не хватает то ли нежности, то ли теплоты в более лирических эпизодах. Он музыкант грандиозного масштаба, монументалист. Его лирику надо рассматривать в контексте некоей мировой драмы, где есть место всему, всяким событиям, настроениям, душевным состояниям. У меня невольно возникает ассоциация с баховскими “Страстями” как образцами возвышенности, чистоты и жизнеутверждения. И лирика у Рихтера возвышенная, чистая, целомудренная, человечная, но обращенная ко всему человечеству. Возможно, при этом кто-то почувствует себя обделенным. На самом деле, обращаясь ко всем сразу, он обращается и к каждому, и каждому доверяет. Щедрость – вот отличительная черта его искусства. Но не все слышат это обращение.
Хоть раз побывавшие на концерте Маэстро могут себе представить реакцию зала. Его вызывали и вызывали, боясь, что после такой программы бисов не будет, но все же надеясь. И вот наконец Шопен: Ноктюрн фа мажор, соч.15, no.1. Высота, благородство в крайних частях и взлет, как на гребне волны, – начало второй части. Мгновенное переключение состояния, драматизм, внутреннее напряжение, не ослабевающее до самого ее конца, – и снова безмятежность, умиротворенность. А потом еще Ноктюрн фа диез мажор, соч.15, no.2. Как по мне – это и есть душа шопеновской музыки, во всяком случае одно из “принципиальных” его произведений. Здесь слов не хватает, чтобы передать то чудо, свидетелями которого нам посчастливилось быть. Такое надо услышать тем, кто считает, что Шопен Рихтеру “не удавался”. Музыкант вложил душу в это прочтение. Было ясно, что бисов больше не будет.
Потом еще долгое время музыка этих эпохальных концертов будет звучать в моем сознании...
Вернувшись домой, в Киев, поинтересовавшись афишей на февраль, не поверил глазам – 12 февраля концерт Святослава Рихтера!..

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Вт фев 13, 2007 11:41 pm

Спасибо :!: :!: :!:

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 25, 2007 10:33 pm

Вопрос к Юрию: ну, а что же было 12 февраля?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн мар 26, 2007 11:25 pm

M.I. писал(а):Вопрос к Юрию: ну, а что же было 12 февраля?
Пока ограничусь только программой концерта 12/2/72.

Первое отделение.
Шуберт. Соната до минор.
Мендельсон. 5 песен без слов, 19.
Второе отделение.
Шопен. Ноктюрн си бемоль минор, соч. 9,#1.
Дебюсси.
Образы:
Отражения в воде
Памяти Рамо
Движение
Посвящение Гайдну (бис)
Остров радости (бис).

Прошу прощения, не могу всмомнить, какая прелюдия прозвучала на бис. Постараюсь выяснить.
Последний раз редактировалось Yuriy Чт фев 09, 2012 2:02 am, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт апр 12, 2007 1:51 am

Yuriy писал(а):Прошу прощения, не могу всмомнить, какая прелюдия прозвучала на бис. Постараюсь выяснить.
Выяснил. Снова прошу прощения. Это была не прелюдия, а
Hommage a Haydn.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт апр 12, 2007 8:44 pm

Спасибо!

игорь вегеле
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Вт апр 14, 2009 3:24 pm

Re: Январь 72-го, Ленинград

Сообщение игорь вегеле » Сб июл 18, 2009 10:21 am

Юрий пишет: "Январь 1972-го я вспоминаю, как личные “годы странствий”, но сжатые до двух с половиной недель. Наконец удалось побывать в двух российских столицах!
... долгое время музыка этих эпохальных концертов будет звучать в моем сознании...
Вернувшись домой, в Киев, поинтересовавшись афишей на февраль, не поверил глазам – 12 февраля концерт Святослава Рихтера!.."

Вспомнились собственные "годы странствий", также зимние, но годом раньше. В массированной культурной программе, к несчастью, не было Рихтера. Не повезло! Сейчас бы поехал "к Рихтеру" специально, например в Челябинск (там он был, а в Уфе - нет). Раньше казалось - успеется, предполагалось, что Рихтер вечен. Но нет... и ничего не вернешь.
Отдельное спасибо, Yuriy, за описание концертов!
Интригует финал. Хорошо бы прочитать и о киевских выступлениях Мастера.
Последний раз редактировалось игорь вегеле Ср июл 22, 2009 5:46 am, всего редактировалось 1 раз.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Январь 72-го, Ленинград

Сообщение timalism » Сб июл 18, 2009 12:24 pm

игорь вегеле писал(а): Сейчас бы поехал "к Рихтеру" специально, например в Челябинск (там он был, а в Уфе - нет).
В августе 1986 года Рихтер дал единственный концерт в Уфе. В программе, среди прочего, была 28-я соната Бетховена.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Январь 72-го, Ленинград

Сообщение M.I. » Сб июл 18, 2009 11:43 pm

игорь вегеле писал(а):Сейчас бы поехал "к Рихтеру" специально, например в Челябинск
Находясь в Москве, чтобы попасть на концерт Рихтера, приходилось поволноваться. После 1973 года Рихтер перестал участвовать в абонементах Филармонии с сольными концертами. Изредка только появлялись абонементы с его участием в камерных ансамблях. И то, концерты могли переноситься на другой сезон (например, примерно в семидесятых годах, не ранее, Рихтер дал концерт по абонементу 1958 года). Однажды я приобрёл абонемент с участием Рихтера в Зал института им. Гнессиных (единственный для меня случай). В абонементной практике было правило: отдельные исполнители могут заменяться другими. Как-то разволновавшись, а будет ли вообще концерт с участием Рихтера в этом зале, я отправился туда и обратился к администратору с вопросом, не выйдет ли так, что в абонементном концерте Рихтера заменят другим исполнителем. В ответ мне сказали несколько предложений. Первое из них было такое: "Рихтера нельзя заменить". Услышав это, я уже ничего не слышал, что говорилось дальше. Стало ясно, что передо мной серьёзный, умный, ответственный человек, и что не надо опасаться за судьбу концерта. И он состоялся в дальнейшем по этому абонементу, правда был перенесён в МЗК. Это был концерт днём 1 февраля 1982 года, в программе два квинтера Дворжака. Рихтер играл с квартетом им. Бородина.

Ответить