Страница 1 из 1

Впервые в концерте...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 23, 2006 2:40 am
Yuriy
"Он имел одно виденье,
Непостижное уму, -
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.”
(Пушкин)

Знакомая сотрудница киевской филармонии, распространявшая билеты в университете, по секрету сообщила, что 23.11.69 состоится концерт Святослава Рихтера, что билетов мало, и в “верхах” издано распоряжение – входных билетов не должно быть, иначе филармония не выдержит. Ей самой дадут всего ничего, а ведь нужно свою клиентуру из преподавателей университета обслужить, а тут какой-то студент… Я обещал купить любую “нагрузку” – билеты на какого-то балалаечника и все, что она пожелает. Несколько томительных дней ожидания - и в результате заветный билет в кармане.
К этому времени у меня были все пластинки Рихтера, которые можно было достать в Киеве, записал немногочисленные передачи, звучавшие по радио. Я научился отличать его манеру от других, уже чувствовал этот неповторимый почерк. Его исполнение убеждало абсолютно. Пришел к этому выводу сам, не будучи музыкантом, без наставников и консультантов, чему рад до сих пор. Помню, как я волновался, ожидая этот концерт, эту первую встречу с любимым пианистом. В филармонию пришел на час раньше. Зрелище поражало: главный вход был окружен двойным оцеплением милиции. Перед ней огромная толпа. Кто-то лихорадочно спрашивал “лишний билетик”. Милиционеры “внешнего” оцепления проверяли билеты! Наконец я в фойе. Как описать эту атмосферу, где каждый считает себя избранным, когда по крайней мере в этот вечер забыты все личные проблемы в ожидании предстоящего чуда. Правда, встретив свою соученицу, я это радостное настроение несколько утратил, т.к. она сообщила, что на следующий день состоится еще один концерт, а билета у меня ведь нет! Но она обнадежила, что с помощью знакомой билетерши мы должны попасть и на завтрашний концерт.
Не дожидаясь третьего звонка занимаю свое место. Оно не самое удобное – пианиста я буду видеть со спины, но разве это главное! В мозгу стучит: “Я услышу Рихтера! Я услышу Рихтера!” На сцене появляется мадам в черном платье и торжественным голосом в духе той эпохи объявляет: “Народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской и Государственной премий, Святослав Рихтер!” Понимаешь, что достаточно двух последних слов, но эти мысли гасятся громом аплодисментов. Вот я вижу Рихтера впервые в непосредственной близости. Величавая осанка, благородство и эта печать на челе, которой природа запечатлевает не многих…
Шуберт. Вариации на тему Ансельма Хуттенбреннера. Сказать честно, не сразу смог я совладать с эмоциями, порожденными уникальностью момента. Впоследствии разные люди рассказывали мне приблизительно то же самое. Трудно было утихомирить мысли о величии музыканта и о радости, что ты слушаешь его здесь и сейчас. Тем не менее музыка и ее исполнение захватывали. Необычайная чистота, удивительной окраски звук, ясность и выверенность каждой фразы. Такого звучания я еще не слышал в этих стенах! После окончания музыкант встал, стремительно вышел и довольно долго не появлялся. Не случилось ли чего-нибудь? Но нет. Шуман, “Шесть фантастических отрывков”. Я ждал их с нетерпением. С “Порывом”, например, был знаком по записи Кемпфа. У Рихтера надеялся услышать что-то особенное.
“Вечер” был исполнен как бы немного “со стороны”, но не безучастно, без лишних эмоций, в романтическом, эвзебиевском духе.
Вдруг резкий наклон корпуса влево – и выплеснулся “Порыв”. Это поистине всегда было чудом - его исполнение этой страстной пьесы. Предельный накал и отточенность каждой фразы, каждого звука, продуманность малейшей детали, выверенность акцентов и при этом удивительная свобода. Слушатель присутствовал при создании шедевра!
А потом вновь проявление созерцательного начала в “Отчего”. Именно так я представляю себе романтическую музыку подобного характера. Душевная чистота, чувство меры, что-то интимное, внутреннее.
“Ночью” – грандиозное полотно с драматическим подтекстом, один из самых впечатляющих шумановских шедевров у Рихтера.
Как мимолетность, пролетели невесомые “Сновидения”. Удивительная музыка, не дававшая задуматься о пианистическом мастерстве, профессиональных достоинствах, которые служат созданию совершенного образа. Совершенство прогоняло всякую аналитику.
“Конец песни” – завершение цикла, исполненное мощно и широко.
Трудно передать, какими овациями наградила публика исполнителя. Его вызывали снова и снова…
В фойе просветленные лица. Встречаю знакомых. Каждый хочет выразить свой восторг. Обмен впечатлениями на уровне междометий: “А вот как он в этом месте!.. А в том!!”
Второе отделение. 12 прелюдий Рахманинова. Трудно да и не надо говорить об исполнении каждой. Но невозможно забыть того богатства, той эмоциональной и интеллектуальной напряженности, которые сопутствовали исполнению. Его звук был необыкновенно насыщенным, отличался особенной концентрированностью, а прочтение – духовной высотой. Такой цикл, наверно, надо исполнять целиком, без аплодисментов и поклонов. Но два исключения все же были сделаны – после соль минорной и си бемоль мажорной. Слышавшие эти прелюдии у него хотя бы в записи меня поймут. Тем более поймут те, кто слушал в концерте. Какую мощь и благородство явил он в этой музыке! Причем исполнение не преследовало спортивных целей, что характерно для иных пианистов новой формации, стремящихся разнести рояль в щепки, убивая заодно и саму музыку.
Итак, сыграна программа концерта. Программа насыщенная, особенно при таком ее исполнении. Но публика не хочет расставаться с великим музыкантом. У меня немой вопрос: “Почему же он не сыграл одну из моих любимых в его исполнении прелюдий – до минорную?” И тут бис без объявления, что будет исполнено. – До минорная! А потом еще два маленьких шедевра – Шопен, ноктюрны фа мажор и фа диез мажор, соч. 15. С тех пор его исполнение этих вещей стало для меня эталонным, и никакие “традиционные шопенисты” не смогли меня переубедить.
Итак, я наконец услышал Рихтера в концерте! Домой идти не хотелось. Эмоции переполняли. Но среди отрывков мыслей и обуревавших меня чувств читалось, что этот концерт станет поворотным событием в формировании моего вкуса, моего понимания человеческих возможностей, сформирует ту оценочную шкалу, по которой, хочу того или нет, правильно это или неправильно, я буду мерить достижения других музыкантов. Было совершенно ясно, что этот день определит многое в моей будущей духовной жизни. А пока я чувствовал себя счастливейшим человеком!

Re: Впервые в концерте...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 23, 2006 11:19 pm
belgian_shepherd
Спасибо!

Yuriy писал(а):"Обмен впечатлениями на уровне междометий: “А вот как он в этом месте!.. А в том!!”

Прямо как обсуждение нового боевика!

Re: Впервые в концерте...

СообщениеДобавлено: Пт ноя 24, 2006 3:41 am
Yuriy
На следующий день (24.11.1969) я со школьной соученицей пришел к филармонии, надеясь на помощь знакомой билетерши. Концерт был назначен на четыре дня. Не раз казалось, что момент благоприятный, но она нас не впускала. Концерт начался, мы стояли в толпе, которая не расходилась. Милиция охраняла подходы к зданию. Надежды, кажется, не было. Мы пытались обратить на себя внимание, но тщетно… Наконец до ее сознания что-то дошло, она сделала знак милиционеру, и нас впустили! Мы бросились на второй этаж. У двери на балкон стояла служительница, охранявшая вход. Через чуть-чуть приоткрытую дверь мы слышали “Порыв”, но что это за слушание! Когда пьеса закончилась, мы все смогли зайти. Итак, удалось услышать часть первого отделения, программа которого была такой же, как и в предыдущий день.
Второе отделение я все же решил слушать в зале. Свободных мест, разумеется, не было. Попытался пристроиться у колонны, но мне объяснили, что здесь кто-то стоял, сейчас вернется. Рядом – тоже. Действительно, колонны были облеплены такими же безбилетными слушателями. С трудом удалось пристроиться у двери. Но что это в сравнении с радостью, что все же удалось попасть на концерт!
Во втором отделении исполнялась Восьмая соната Прокофьева. Признаться, тогда я не знал этой музыки, да и с творчеством Прокофьева не был по-настоящему знаком. Соната ошеломила меня, мне вдруг открылся совершенно новый музыкальный пласт. В течение всех этих лет мне всегда казалось, что ни одна запись по-настоящему не отражает грандиозность рихтеровского исполнения этого шедевра. То, что я услышал в концерте, превосходило самые смелые представления о человеческих возможностях. Соната казалась колоссом, а исполнитель – демиургом. Музыки такого накала мне не доводилось слышать раньше в концерте. Грандиозные звуки потрясали! Музыкант яростно набрасывался не только на клавиатуру, но и бил ногой по педали, а то и просто топтал пол. Манеру его исполнения можно в какой-то мере ощутить, прослушав любительскую запись, сделанную несколькими днями раньше (19/11/69) в Будапеште, но это все же бледный слепок с того, что было на самом деле. Реакция зала, пожалуй, была более мощной, чем в предыдущий день. Музыканта вызывали еще и еще. Хотя трудно было представить, что после такой сонаты вообще можно что-то играть. Овации не ослабевали, даже когда он уходил со сцены. Ноаконец после очередных поклонов Рихтер сел за рояль и сам объявил: “Прокофьев. Пейзаж.” После первого биса хотелось второго. Вообще хотелось, чтобы пианист играл как можно больше. А ведь старожилы рассказывают, что то ли в конце сороковых, то ли в начале пятидесятых, он сыграл по сути целое отделение “на бис”. Тем самым аплодисменты не собирались прекращаться, Рихтер снова сел за рояль и объявил: “Прокофьев. Вальс из оперы “Война и мир”.” И снова овации после исполнения… На очередные поклоны музыкант вышел с длинным белым шарфом на шее. Стало понятно - концерт окончен, но как красиво он это объяснил!
Придя домой, я не мог найти себе места. Думать не мог ни о чем. Музыка продолжала звучать внутри. Осознавал, что попал в зону притяжения светила, которое на два дня властно приковало к себе внимание, заставило задуматься о человеческих возможностях, о тех глубинах и высотах, которые может достичь человек. Теми двумя днями это влияние не ограничилось. Его свет светит и сейчас! И этот свет дарит и будет дарить радость почитателям его непреходящего искусства в разных уголках планеты!

Re: Впервые в концерте...

СообщениеДобавлено: Сб окт 06, 2007 3:54 am
M.I.
Yuriy писал(а): что 23.11.69 состоится концерт Святослава Рихтера


Превосходная, художественно-документальная статья! Как будто сделана фотография или киносъёмка того события. Прочитав медленно и внимательно, я словно сам побывал на том концерте. Огромное спасибо Юрию!

А моё впечатление о первом посещённом мною концерте Рихтера куда скромнее. Это был концерт в БЗК 19 мая 1968 года. Программа та же, что и на концерте в зале им. Чайковского, которому посвящена помещённая недавно на сайте рецензия В.Дельсона. Чтобы попасть на концерт, за год до этого приобрёл абонемет в БЗК на пять фортепианных концертов, один из которых должен был дать Рихтер. Осталось два впечатления:
1. Когда Рихтер играл "Симфонические этюды" Шумана, то мне, сидя далеко и сверху от сцены во втором амфитеатре, казалось, что он колдует. Над чем? На клавиатурой рояля, над звуком.
2. Удивил новый звук фортепиано. Я привык к тому, что когда пианисты берут клавишей звук, то он, возникнув, звучит как-то несколько рыхло, а потом постепенно угасает, словно скатываясь по наклонной плоскости. У Рихтера звук, возникнув, не гас сам по себе, а звучал полноценно и сколько надо, а затем прекращался как раз тогда, когда было надо. Ни один звук не налезал на другой и не мешал другим звукам. В целом, звучание рояля оказалось толковым и содержательным. Наверное, в звуке чувствовался смысл, и он казался объёмным, плотным, и одновременно прозрачным - как глыба чистого стекла. При этом звук был словно невесомым, не давящим ни на какую опору, а скорее, висящим в воздухе.
Рихтер несколько раз выходил на поклоны. Кланялся аплодирующему залу, давая понять своим видом, что играть больше не хочет или не может. Кланялся,- или касаясь левой рукой рояля у клавиатуры, или просто стоя рядом с роялем,- и при этом казался совсем одиноким.
Уходя с концерта, я уносил в себе что-то новое, некий сгусток душевно-художественной материи, воспринятой на концерте и теперь оставшейся со мной.

Впервые в концерте

СообщениеДобавлено: Пн ноя 23, 2009 12:24 am
Yuriy
23-е ноября для меня своеобразная годовщина – в этот день в 69-ом я впервые услышал в концерте Святослава Рихтера. Это еще и “круглая” дата – все-таки 40 лет прошло! Надо сказать, что к тому времени я уже был его почитателем. Мне принципиально нравился его Бах и Шопен, композиторы, за которых его и тогда критиковали. А уж Бетховен или 20-ый Концерт Моцарта, или Прелюдии Рахманинова – тут вообще и разговоров никаких быть не могло!
Это сейчас я легко попадаю на концерты в нашу филармонию, а тогда… Какие такие особенные “связи” могли быть у студента? К нам в университет приходила распространительница билетов на филармонические концерты – она-то мне по секретуи рассказала о концертах Рихтера. Это действительно держалось в секрете – много ведь желающих было, а билетов всего ничего. Я пообещал купить “нагрузку” – билеты на какого-то балалаечника, лишь бы получить тот заветный, воспринимающийся как некое сокровище. В результате билеты ей выделили, я все это приобрел и стал дожидаться воскресения, 23-го. При этом каждый день слушал какую-то его пластинку. Надо сказать, что все их я и так знал на память, но все же вот таким образом решил подготовиться к событию. В филармонию пришел за час до концерта. Уже у дальнего подземного перехода люди спрашивали лишний билетик, ну хотя бы один… Возле самого зала волновалась огромная толпа. Вход в филармонию окружало двойное оцепление милиции. Проходя через каждый из кордонов, нужно было предъявлять билет. В зале атмосфера была взволнованно-радостная. Каждый чувствовал себя как бы избранным, счастливчиком. Я ведь могу судить не только по своему настроению, но и некоторых знакомых, которых там удалось встретить.
Уже тогда я отметил особенные качества пианизма Рихтера, служившие Рихтеру-музыканту. Прежде всего, это особенный концентрированный звук. Он был необыкновенно богатым, красочным, но, главное, имел специфическую окраску, соответствующую настроению именно данного автора и данного произведения. О пустых, “проходных” местах и речи быть не могло. Каждый аккорд, даже отдельные ноты были предельно насыщены содержанием. Много позже я прочитал у одного из критиков сравнение его концентрации музыкальной мысли с огромной концентрацией материи в ядре атома, что совершенно совпадало с моим пониманием. И еще поразила динамика, создававшая свое движение времени, свойственное данному произведению. Оно не просто слушалось, воспринималось, - его предстояло прожить вместе с автором и исполнителем. О своих впечатлениях уже когда-то писал, вряд ли нужно повторяться. Но вот еще раз скажу, что, попав в концерт на следующий день, был потрясен 8-ой Сонатой Прокофьева. С такой музыкой в то время я был попросту незнаком. Это перевернуло мои представления. Я вдруг понял, что являюсь почти современником новых музыкальных гениев, о которых практически ничего не знаю. И ввел меня в этот мир великий музыкант, который в этом мире прочно обосновался. К сожалению, вряд ли существуют записи с тех двух концертов. Но вот любительские записи, сделанные несколькими днями раньше в Будапеште (18, 19/11/69) сохранилась. Некоторыми из них я и хочу поделиться в день, который невольно заставляет меня вспомнить то радостное приобщение к настоящему, истинному в музыке. Понимал и тогда и сейчас: то было знакомство с совершеннейшим прочтением звучавшей в концертах музыки. А ведь до сих пор помню многие эпизоды, то особенное, уникальное “рихтеровское”, которое невозможно спутать с чьим бы то ни было исполнением. А сколько раз я потом вспоминал и переживал увиденное и услышанное!
Все, умолкаю. Гораздо интереснее послушать:

SCHUBERT
Variations on a Theme by Huttenbrenner in a, D.576
http://www.sendspace.com/file/g998i7

RACHMANINOFF
Prelude in g-sharp, Op.32/12
http://www.sendspace.com/file/95f0bz
Prelude in B-flat, Op.23/2
http://www.sendspace.com/file/p55v02
Prelude in g, Op.23/5
http://www.sendspace.com/file/1x1k4j
Prelude in C, Op.32/1
http://www.sendspace.com/file/jt4toz
Prelude in f, Op.32/6
http://www.sendspace.com/file/3x5qvu
Prelude in c, Op.23/7
http://www.sendspace.com/file/qo4pjq

* 18/11/69 - Budapest - Live - (PT)*

PROKOFIEV
Piano Sonata No.8 in B-flat, Op.84
* 19/11/69 - Budapest - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/qvfipu

И надо все же рассказать о программе концертов.
23/11/69, Киев:
Шуберт. Вариации на тему Ансельма Гюттенбреннера, D 576;
Шуман. 6 Фантастических отрывков, op. 12;
Рахманинов. 12 Прелюдийвтакойпоследовательности:
Prelude in f-sharp, Op.23/1
Prelude in A, Op.32/9
Prelude in b, Op.32/10
Prelude in g-sharp, Op.32/12
Prelude in A-flat, Op.23/8
Prelude in C, Op.32/1
Prelude in b-flat, Op.32/2
Prelude in f, Op.32/6
Prelude in F, Op.32/7
Prelude in B-flat, Op.23/2
Prelude in D, Op.23/4
Prelude in g, Op.23/5

Бисы:
Рахманинов. Прелюдия до минор, ор.23/7
Шопен. Ноктюрны фа мажор, ор. 15/1, фа диез мажор, ор. 15/2.

24/11/69, Киев:
Первое отделение такое же, как и в предыдущий день. Во втором вместо Рахманинова – 8-я Соната Прокофьева, а на бис его Пейзаж, ор. 59/2 и Вальс из оперы “Война и мир”, ор. 96/1.

P.S. Справка. Ноктюрн фа диез мажор, ор. 15/2 Рихтер впервые исполнил накануне киевского концерта – во Львове, 21/11/69.
У В.Н. Чемберджи есть милый рассказ об этом Ноктюрне, о том, как Маэстро сыграл его с листа по просьбе хозяйки гостиницы, в которой остановился.

Re: Впервые в концерте...

СообщениеДобавлено: Вс ноя 25, 2012 1:58 am
Yuriy
Отвечая на просьбы, снова выкладываю:

Первое отделение концерта
18/11/69 - Budapest - Live - (PT)

SCHUBERT
Variations on a Theme by Huttenbrenner in a, D.576

SCHUMANN
Fantasiestucke Op.12:
no.1. Des Abends,
no.2. Aufschwung, Op.12,
no.3. Warum,
no.5. In der Nacht,
no.7. Traumes Wirren,
no.8. Ende vom Lied

175 МБ, flac
http://www.sendspace.com/file/wkkvu0

Второе отделение концерта
18/11/69 - Budapest - Live - (PT)

RACHMANINOFF
Preludes
in f-sharp, Op.23/1; in A, Op.32/9; in b, Op.32/10;
in g-sharp, Op.32/12; in A-flat, Op.23/8; in C, Op.32/1;
in b-flat, Op.32/2; in f, Op.32/6; in F, Op.32/7;
in B-flat, Op.23/2; in D, Op.23/4; in g, Op.23/5.

bis:
RACHMANINOFF
Prelude in c, Op.23/7

PROKOFIEV
Piano Piece - Waltz from "War and Piece", Op.96/1

247 МБ, flac

http://www.sendspace.com/file/233g5k

--------------------

19/11/69 - Budapest - Live - (PT)

PROKOFIEV
Piano Sonata No.8 in B-flat, Op.84

Encores:
Piano Piece - Paysage, Op.59/2
Piano Piece - Waltz from "War and Piece", Op.96/1

DEBUSSY
Images - (SET II) - 1. Cloches a travers les feuilles

184 MB, flac

http://www.sendspace.com/file/zabijv

Re: Впервые в концерте...

СообщениеДобавлено: Сб ноя 25, 2017 4:06 pm
Yuriy
23-24-го ноября у меня личная годовщина. В такие же дни в 1969-м я впервые в концертах услышал Рихтера. Всё-таки знакомство с записями у меня было, я их знал практически наизусть, но услышанное в живом концерте заставило задуматься, что истинного масштаба, «настоящего» Рихтера-музыканта я не знаю. Это превзошло все мои (пусть и убогие в то время) представления об исполнительских возможностях. Мои воспоминания «ВПЕРВЫЕ В КОНЦЕРТЕ» Вы можете прочитать здесь:
https://www.svrichter.com/documents/yu- ... -articles/

К сожалению, эти киевские концерты не записывались. Зато есть неизданные записи, сделанные несколькими днями раньше в Будапеште. Выложил второй (19/11/1969) с такой же программой, как и в Киеве 24/11/1969 (небольшое . различие в бисах). Запись, увы, не отражает в полной мере того, что было в концерте. При этом я допускаю, что в Киеве и в Будапеште Рихтер играл в одной манере. Думаю, ошибиться в таком предположении невозможно.
19/11/69 – Будапешт. БЗК им. Листа.

SCHUBERT
Variations on a Theme by Huttenbrenner in a, D.576

SCHUMANN
Fantasiestuck – Des Abends, Op.12/1
Fantasiestuck – Aufschwung, Op.12/2
Fantasiestuck – Warum ?, Op.12/3
Fantasiestuck – In der Nacht, Op.12/5
Fantasiestuck – Traumes Wirren, Op.12/7
Fantasiestuck – Ende vom Lied, Op.12/8
-------
PROKOFIEV
Piano Sonata No.8 in B–flat, Op.84

[Piano Piece – Paysage, Op.59/2
Piano Piece – Waltz from "War and Peace", Op.96/1

DEBUSSY
Images – (SET II) – 1. Cloches a travers les feuilles]
https://www.youtube.com/watch?v=I443Rbq ... e=youtu.be


18/11/69 – Будапешт. БЗК им. Листа.

SCHUBERT
Variations on a Theme by Huttenbrenner in a, D.576

SCHUMANN
Fantasiestuck – Des Abends, Op.12/1
Fantasiestuck – Aufschwung, Op.12/2
Fantasiestuck – Warum ?, Op.12/3
Fantasiestuck – In der Nacht, Op.12/5
Fantasiestuck – Traumes Wirren, Op.12/7
Fantasiestuck – Ende vom Lied, Op.12/8
-------
RACHMANINOFF
Prelude in f–sharp, Op.23/1
Prelude in A, Op.32/9
Prelude in b, Op.32/10
Prelude in g–sharp, Op.32/12
Prelude in A–flat, Op.23/8
Prelude in C, Op.32/1
Prelude in b–flat, Op.32/2
Prelude in f, Op.32/6
Prelude in F, Op.32/7
Prelude in B–flat, Op.23/2
Prelude in D, Op.23/4
Prelude in g, Op.23/5

[RACHMANINOFF
Prelude in c, Op.23/7

PROKOFIEV
Piano Piece – Waltz from "War and Peace", Op.96/1]

https://www.youtube.com/edit?video_id=1 ... rrer=watch