Из воспоминаний завсегдатая рихтеровских концертов.
Добавлено: Пн сен 05, 2016 10:26 pm
Один мой хороший знакомый (знакомый на почве интереса к игре Рихтера), старшего поколения, инженер и музыкант-любитель, лет десять назад передал мне машинописный текст своих воспоминаний о концертах Рихтера. К сожалению, на недавнюю мою просьбу разрешить мне выложить текст в интернет он ответил отказом. Поэтому сообщу кратко о том, что меня там удивило. Он начал посещать концерты Рихтера в Москве с начала 50-х годов. Первый раз он пошёл не "на Рихтера", а "на Аппассионату". Удивительно, но он не стал сразу безоговорочным поклонником Рихтера, это произошло лишь к 1960 году. Правда, в 50-х годах он агитировал своих знакомых посещать концерты Рихтера, но иногда наталкивался на полное равнодушие, а иногда на откровенно враждебное отношение к Рихтеру. В любом случае, значимость Рихтера в концертной жизни стала безоговорочной с 60-х годов.
Я задумался, почему так? Конечно, можно считать, что тут сказалось официальное признание властей после начала гастролей Рихтера на Западе, а массовая публика это моментально чувствует. Игра Рихтера, очевидно, становилась всё совершеннее. Но был и ещё фактор, влиявший на отношение публики к Рихтеру. Это постепенный уход корифеев пианизма старшего поколения. В 50-х играли ещё Г.Нейгауз и В.Софроницкий. В памяти публики жили ещё воспоминания о концертах К.Игумнова. А начиная с 60-х годов рядом с Рихтером было уже маловато крупных фигур, "властителей дум" широкой аудитории, и теперь публика в значительной степени сосредоточилась своим вниманием именно на Рихтере.
Я задумался, почему так? Конечно, можно считать, что тут сказалось официальное признание властей после начала гастролей Рихтера на Западе, а массовая публика это моментально чувствует. Игра Рихтера, очевидно, становилась всё совершеннее. Но был и ещё фактор, влиявший на отношение публики к Рихтеру. Это постепенный уход корифеев пианизма старшего поколения. В 50-х играли ещё Г.Нейгауз и В.Софроницкий. В памяти публики жили ещё воспоминания о концертах К.Игумнова. А начиная с 60-х годов рядом с Рихтером было уже маловато крупных фигур, "властителей дум" широкой аудитории, и теперь публика в значительной степени сосредоточилась своим вниманием именно на Рихтере.