Страница 1 из 1

Начало

СообщениеДобавлено: Пн мар 19, 2012 10:34 pm
Yuriy
78 лет тому назад, 19/3/34, в Одесском Доме инженеров выступил пианист-самоучка Святослав Рихтер. Концерт состоялся накануне дня рождения молодого пианиста. Некоторые его сверстники уже побеждали на международных конкурсах, а он работал всего лишь корепетитором в Одесском оперном театре. Жаль, но никто из слушавших его тогда, если не ошибаюсь, не поделился воспоминаниями. Хотелось бы ошибиться.
Напомню программу того концерта.

CHOPIN
Prelude in c-sharp, Op.45
Prelude in D, Op.28/5
Prelude in F-sharp, Op.28/13
Prelude in E-flat, Op.28/19
Prelude in B, Op.28/11
Prelude in f-sharp, Op.28/8
Nocturne in g, Op.15/3
Polonaise - Fantasy in A-flat, Op.61
---------------------------------
Scherzo No.4 in E, Op.54
Nocturne in E flat, Op.55/2
Mazurka in C, Op.24/2
Etude No.1 in C, Op.10
Etude No.10 in A-flat, Op.10
Ballade No.4 in f, Op.52

[Etude No.4 in c-sharp, Op.10]

Процитирую В.Ю.Дельсона:

В те годы Рихтер становится активным участником и любимцем музыкального кружка при Одесском Доме моряка. Тут ничинаются его выступления. Он развивается быстро, жадно впитывая жизненные впечатления. Первые успехи не кружат голову молодому музыканту. Рихтер остается скромным и робким, не проявляя абсолютно никаких качеств «вундеркинда» и не давая оснований предполагать, что из него в дальнейшем вырастет крупнейший пианист современности. Да он, собственно говоря, и не готовился к карьере пианиста и пианизмом в узком смысле этого понятия занимался в то время еще очень мало и нерегулярно. 16-ти лет Рихтер поступает концертмейстером в филармонию, а спустя два года - в Одесский театр оперы и балета. Концертмейстерская деятельность увлекает его. У него все данные к ней: общая музыкальность, прекрасные способности к читке с листа, не по возрасту хорошее знание музыкальной литературы. Рихтер мечтает стать оперным дирижером. И это вполне естественно. В нем уже выявляется острое и тонкое ощущение оркестра, развивается чувство стиля, симфоничность музыкального мышления. Его общее музыкальное восприятие преимущественно целостно и в основе своей монументально.
Чисто пианистическое развитие протекает у Рихтера как-то стороной, исподволь, кустарно. И в то же время с редкой легкостью и быстротой осваиваются им необходимые виртуозные навыки, почти «мимоходом» выучиваются труднейшие фортепьянные произведения, незаметно накапливается пианистический репертуар. Отдельные сольные выступления пианиста в случайных концертных вечерах проходят уже с большим успехом. В одном из «домашних» концертов в избранном музыкальном кругу Рихтер исполняет даже h-moll-ную сонату Листа.
Тем не менее, объявленное в мае 1934 года в Одесском Доме инженера первое самостоятельное выступление девятнадцатилетнего Рихтера явилось для многих полной неожиданностью. В программу клавирабенда вошли произведения Шопена (баллада f-moll, скерцо Е-dur, ноктюрны, этюды и прелюдии). Несмотря на отсутствие эстрадного опыта и недостаточную «отшлифованнность» исполнения (последствия бесконечной читки с листа и исключительно быстрого выучивания на память), концерт прошел с успехом. Талантливость пианиста не вызывала сомнения. Он покорял яркой артистичностью, индивидуальной неповторимостью.